Стремление быть как Европа и в чем наша идентичность?

Однажды Петр I привез нам ништяки из Европы, и так началось повальное стремление соответствовать и не быть хуже. И особенно это касается трендов в дизайне.

Хотя в истории российского дизайна был уникальный период – графический дизайн СССР. Все эти агитационные плакаты и творчество Маяковских, Лисицких, Родченко отличалось от всего мира. Они говорили на своем особенном графическом языке. Получалось дерзко, громко, самобытно, индивидуально. Этот стиль отражает общее настроение, громко и уверенно заявляет: «Верь нам, именно наши консервы лучше всех», «Верь нам, именно наша партия то, что тебе нужно, и нет никаких сомнений».

Стремление быть как Европа и в чем наша идентичность?

Но времена изменились, и эта уникальность куда-то растворилась. Современный российский дизайн не преобразовал то, что имел. Мы опять смотрим на европейские тренды и пытаемся за ними угнаться, теряя по пути смысл и себя.

Нет ничего плохого в перенимании чужого опыта, но нужно смотреть на него через призму своих реалий и мировосприятия. Этому есть отличные подтверждения. Япония более обособленная и варится в своей каше, оценивая, какой продукт нужен именно японским потребителям, не ориентируясь на весь остальной мир и его тенденции. Японский дизайн кричит нам: мы не такие, как вы, мы тут самые сумасшедшие, и никто не рискнет это оспорить. Своя ниша занята, никто на нее не в силах покуситься. Даже в трендовом минимализме Япония всегда считывается, будь то традиционные сюжеты или минималистичный паттерн из волн. Японцы не стесняются использовать традиционные сюжеты, гравюры и старую графику в современных реалиях.

Стремление быть как Европа и в чем наша идентичность?
Стремление быть как Европа и в чем наша идентичность?

А так хочется, чтобы, глядя на наш современный дизайн, было видно, что он из России. Почему-то так мало дизайнеров ставит перед собой задачу переработать исторический опыт, а не решать задачу похожими средствами. Российские дизайнеры не отстают от мировых трендов, но где-то по позади остался опыт поколений.

Мы тонем в одинаково красивом визуале в интернете, но почему-то практически не видим его на полках. Мы не можем его адаптировать в реальную коммуникацию. Огромная проблема референсов в том, что красивое становится бессмысленным. Необходим отказ от привычного сценария решения задач. Это о выходе из зоны комфорта: идти не по протоптанной дорожке, а создавать свою, быть первопроходцем.

Многие дизайнеры используют и перерабатывают исконно русские мотивы, но чаще всего это стилизация, а не переосмысление и продолжение истории. И это не большие коммерческие проекты, а что-то локальное – для тех, кто в теме.

Я не призываю отказаться от современных европейских трендов и пуститься во все тяжкие, продавая чай в расписной пачке под гжель, но было бы интересно ориентироваться на наши традиции и проследить, как и что развивалось. Понять, что нужно нашему потребителю, зная именно его опыт и настроения. Попробовать самим стать примером для подражания и увидеть, как выражение «в стиле русского дизайна» не будет пахнуть бабушкиными салфетками, вышитыми крючком, или отсылать агитационными плакатами пятилеток.

Ниша «Современный русский дизайн» еще не занята, это пугает и вдохновляет. Кажется, мы уже наигрались в европейские тренды, пора взять на себя ответственность за свой – русский – дизайн.

Гусева Яна
Дизайнер otvetdesign
1414
25 комментариев

Идея автора понятна, но. Боюсь представить, что будет, если российские дизайнеры начнут отражать современные реалии в дизайне...

6
Ответить

Будет цыганский модерн на основе колхозного эджайла. Национальная идентичность дизайна возникает только на основе наличия национального производства и технологий. Чем больше импорта, тем меньше идентичности. Бензоколонкам нужен хороший дизайн, только если рядом есть другие, конкурирующие бензоколонки.

7
Ответить

Спасибо за интересную статью. Я юрист, но часто в по вопросам авторского права разбираюсь в разных "картинках" поэтому тема мне близка. Согласна с комментаторами, что наверное не хватает ещё идеологии (плакаты СССР не на пустом месте так четко выстрелили). При этом есть достаточно сейчас отечественных продуктов и проектов (от IT до товаров народного потребления) локализованных - действительно есть где развернуться смелым и отважным дизайнерам и маркетологам) Между тем я бы с удовольствием взглянула на АБ тестирование даже прикладных креативов в нескольких вариантах (плакатное творчество и что-то классическое), было бы интересно посмотреть метрики и результаты 

1
Ответить

Плакаты СССР далеко не все - оригинальные произведения. Многие действительно выстрелили. В голову нескольким миллионам людей. Единственно возможная идеология - повышение уровня жизни граждан.

Извините, конечно, но фраза "АБ тестирование даже прикладных креативов в нескольких вариантах (плакатное творчество и что-то классическое)" звучит как бред сумасшедшего.

3
Ответить

Все прекрасно написано...но!
Чтобы создать что либо красивое, оригинальное и идентичное- нужно быть самим хотя бы чуточку таким. Чтобы нас окружала не колхозная действительность и не гжель с хохломой (а также бабушкины салфетки и Олимпиада 80), мы должны сами быть чуть-чуть чище, красивее, заботливее. Мы должны хоть на по процента больше любить окружающих людей и не быть уродами в с воем поведении с предметами живыми и не живыми. Но это, к сожалению, слишком рано.
Мы действительно на грани того, что написано в одном из комментарии «смесь цыганского..» и изменить это мы сможем только пройди путь эволюции, который начинается с простых и понятных вещей: чистых улиц и красивых фасадов (за пределами бульварного).. начало - в свободе личности, свободе духа и любви к ближним. А пока мы как на картинках про агентов кгб и котов..

2
Ответить

"Не быть уродами" в своем поведении - как это связано с гжелью, хохломой и советским плакатным дизайном?

Ответить

Повторюсь. Ибо не стоит искать ветров в поле.

Ответить