Кейс. Роботизированная (no-people) сквозная аналитика

Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервиса сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat. Сегодня расскажу про следующий виток развития аналитики — ее роботизация.

Кейс. Роботизированная (no-people) сквозная аналитика

Проблема на рынке

Сейчас бум аналитики, хоть он и идет уже на спад.

Основная проблема во всей этой аналитике в том, что с одной стороны идет постоянное усложнение процесса — вводится десятки метрик, рисуются персональные дашброды, а с другой — этими дашбордами многие в итоге не пользуются или не получают ожидаемого роста бизнеса.

Причин тут несколько:

  1. Праздный интерес. Когда нет понимания в чем ценность аналитики, но ее подключают чтобы как у всех. Обычно это владельцы бизнеса далекие от диджитала, но таких мало.
  2. Сложно. Дашборд сквозной аналитики все больше похож на панель управления боингом. К сожалению без этого никак, действительно много нюансов если начать разбираться, но далеко не все готовы это сделать — только единицы продвинутых аналитиков.
  3. Нет мотивации. На мой взгляд, отсутствие мотивации вытекает из предыдущего пункта — когда сложно и не понимаешь что делать со всеми цифрами и на какие KPI равняться.
  4. Не так уж и нужно. Для бизнеса аналитика это важная, но обычно это одна из сотни рутиных задач и глубоко погружаться в то, что не даст быстрых продаж — некогда или нет ресурсов.

Именно по этим основным причинам захлебывается внедрение сквозной аналитики на базе любого сервиса.

Решение

С точки зрения владельца бизнеса, от аналитики нужны инсайты или хотя бы список задач, что нужно сделать для роста бизнеса, а не красивые дашборды и постоянная техническая возня с данными.

Поэтому решение простое — давать конечные инсайты, а не дашборды.

И желательно в понятной форме и в одном окне.

Примерно вот так.

Как мы это сделали

  1. Собрали все маркетинговые данные в одном месте, для этого всего лишь пришлось написать свой сервис сквозной аналитики.
  2. Сегментировали потребности клиентов: продуктовая аналитика, маркетинговая аналитика, технический аудит.
  3. По каждому сегменту составили дерево типовых задач/решений и завернули все в сложный алгоритм, который с точки зрения маркетинга можно назвать ИИ!

А теперь примеры:

Аудит бизнес-метрик для владельца бизнеса

Типовой дашборд — динамика трафика, заявок, продаж, но что дальше?

Кейс. Роботизированная (no-people) сквозная аналитика

Дальше уже обычно надо думать какая логика в этих цифрах, но мы отдали данный процесс нашему алгоритму и теперь клиент сразу получает готовые выводы:

Кейс. Роботизированная (no-people) сквозная аналитика

Пример советов:

  1. Трафик уменьшился? Вопрос к отделу маркетинга
  2. Количество заявок уменьшилось? Вопрос к отделу маркетинга
  3. Заявки растут, а продажи падают? Вопрос к отделу продаж.
  4. Все растет? Текущая стратегия работает — можно ее масштабировать.

В итоге с владелец бизнеса получает не ворох цифр, а конкретные выводы в каком направлении двигаться для роста выручки.

Аудит рекламных кампаний для маркетолога

Типовая проблема

Кампания крутиться в явный минус месяцами, а маркетолог ничего не делает. Ну потому что расходы для бизнеса не заметны, хоть и значительны в рамках РК + зарплата платиться, зачем себя перетруждать?

Решение

Берем все кампании с расходами и автоматически смотрим сколько там трафика, расходов и выручки. Пишем текстом что конкретно делать с кампанией и какие там проблемы.

Кейс. Роботизированная (no-people) сквозная аналитика

Пример советов:

  1. Реклама потратила 30000 руб, 0 заявок, но до сих пор работает? Надо или разбираться что не так или выключать.
  2. Реклама на грани окупаемости, но заявки есть? Надо детальней ее проработать и скорее всего получиться вывести в плюс.
  3. Реклама явно в плюсе? Надо добавить бюджета.

При таком подходе даже владельцу бизнеса будет легко понять с каким успехом тратиться его рекламный бюджет, а для подрядчиков по маркетингу вводиться единый стандарт качества.

Подрядчик теперь должен укладываться в KPI заданный сервисом, а не на свое усмотрение. Так снимается зависимость от неравномерной экспертизы и человеческого фактора.

Аудит технических настроек для аналитика

Еще одной проблемой сквозной аналитик является низкая техническая экспертиза:

  1. Нет понимания как работает коллтрекинг
  2. Как работает трекинг заявок и что такое client id
  3. Почему важна разметка
  4. Почему отваливаются коннекторы
  5. Почему важно сначала набрать данные, а потом анализировать

Таких нюансов около 100 и сходу, без четкого чек-листа очень сложно построить сквозную аналитику, особенно новичкам и тем кто вошел в айти недавно.

Решение?

Зашить все проверки в алгоритм и давать конкретный список технических проблем, вместо необходимости думать и искать их самостоятельно.

Примерно вот так:

Кейс. Роботизированная (no-people) сквозная аналитика

Пример советов:

  1. Нет разметки трафика для сведения данных? Покажем с точностью до клика где проблемы.
  2. Не хватает номеров для коллтрекинга? Скажем об этом и покажем сколько надо.
  3. Только 20% заявок имеют рекламный источник, но аналитик что-то анализирует? Будем постоянно напоминать о проблеме пока она не решиться.

Такой подход сводит всю техническую настройку с неизвестным количеством проблем к одной простой задаче — сделать чтобы замечаний стало 0.

Согласитесь, что такая постановка задачи сильно проще, чем сплести клубок коннекторов самостоятельно.

Так просто?

Да, сам процесс аналитики и поиска инсайтов на основе готовых данных — это довольно простое дерево решений, которое легко завернуть в алгоритм.

Основная сложность в подготовке данных для этого алгоритма.

Процесс настолько сложный, что приходиться писать свои сервисы, потому что вытащить данные из метрики/аналитикса и что-то показать в PowerBI недостаточно.

Но эта задача решена!

Готовый набор данных + автоматический аудит = высокая вероятность быстро и дешево подключить в бизнесу аналитику.

Вывод

На мой взгляд, следующим этапом развития сквозной аналитики должно стать автоматическое принятие решений на основе данных и некоторая замена веб-аналитиков алгоритмами.

Потому-что:

  1. Сбор данных и разработка типовых дашбордов более-менее завершена во многих сервисах (а это самый сложный этап).
  2. Бизнесу нужны не дашборды, а выводы.
  3. Получение выводов по готовым данным процесс автоматизируемый.
22
8 комментариев

Поделюсь проблемой, с которой я сталкиваюсь при работе с аналитикой.
Вот всё сделал по-красоте, выстроилась «сквозная аналитика» в бизнес процессах.
Видишь, к примеру, упала конверсия на сайте. И начинаешь копать почему это произошло. Проверяешь стандартные метрики: работоспособность сайта, каналы рекламы, цены конкурентов в контекстной выдаче. Вроде все в порядке.
А если подумать, то есть ещё 100 факторов (сейчас больше дождливых дней или открылся ещё один конкурент, который перехватывает клиентов в таргете, или кто-то демпенгует на рынке, или проскочила крупная новость на RBK, или кто-то в закрытом чат канале сказал про нас - мы мудаки, или кто-то запустил ботовый трафик по рекламе, или на это повлияло падение отложенного спроса, или просто флуктационная ситуация, или на части мобильных устройств поехала верстка и прочее, прочее, прочее), которые на это могут повлиять, а ты на некоторые эти факторы - нет. И понимаешь, а черт его знает, что именно сыграло роль в этом падение, а из-за этого не знаешь, как вернуть показатель на хороший уровень. Попадаешь в analysis paralysis (аналитический паралич).

Ответить

Есть такое

Тут нужно смириться и перейти к тесту следующей гипотезы.

Тратить ресурсы на супер аналитику в большинстве случаев нет смысла. Если оно сразу не поехало, при условии что основные моменты сделаны грамотно, то и дальше не поедет.

А статья про то, как контролировать качество основных моментов, чтобы снизить риск неудачи из-за безграмотности подрядчиков и оставить только риск с востребованностью продукта.

Ответить

У Авинаш Кошик'а в книге Веб.Аналитика была интересная мысль: если ваш бюджет на рекламу и отдел маркетинга меньше 100k$ то глубоко заниматься аналитикой - бесполезно. Правда это для забугорного рынка.
На нашем рынке, если бюджет на рекламу меньше 300к, то просто воткнутой метрики с целями + выгрузки стандартных excel отчетов из CRM - более чем достаточно.

Ответить

Попробуйте воткнуть и сделать правильные вывод :)

Сервисы уровня utmstat, продают не аналитику как таковую, а целый набор услуг - разработка, "правильная настройка целей", контроль подрядчиков, выводы на основе данных.

Автоматизация целого отдела людей на зарплате.

Ответить

Ну и речь не идет про глубокую аналитику, а про то как настроить быстро базовую.

Ответить

Тема интересная, но именно анализ данных и выводы нужно людям оставить.
Первое.
Я посмотрел выводы на примерах и они довольно слабые - "продажи упали - это плохо". Для полноценного анализа мало данных.
Второе - вопрос доверия. Возможно вы исследовали этот аспект и у вас есть данные. Мне мой опыт подсказывает, что люди мало верят выводам и прогнозам машин.
Мне кажется, что в тех случаях, когда есть мониторинг процессов, метрик и показателей и нет принятия конкретных решений, то нужно обратить внимание на мотивацию человека, кто на этот монитор смотрит, а так же понять его фактические полномочия для принятия этих решений и скрытые ограничения его деятельности.
Выводы ИИ не помогут это изменить.
Т.е. проблема не в том, что люди тупые и не могут сделать выводы.
У меня нет цели обесценить ваш сервис, просто мнение. Но попытка у вас хорошая.

Я, кстати, тоже занимаюсь анализом данных и для принятия решения, своим клиентам предоставляю отчеты, а не выводы из них.

Ответить

Все эти инструменты пилятся исходя из проблем рынке, а не на пустом месте.

Если бы широкая ца могла самостоятельно делать выводы - были бы только отчёты, но практика показывает, что самостоятельная работа вызывает трудности и нужны готовые выводы.

По поводу поверхностных выводов.

Задать направление движения - уже хорошо, это лучше полной неразберихи.

В любом случае у вас есть выбор в рамках сервиса - отчёты или выводы по ним.

Все это прекрасно работает, когда нет возможности нанять нормального аналитика за 100500 руб.

Ответить