Говорить нельзя молчать. О чём "громко" молчат учителя

Говорить нельзя молчать. О чём "громко" молчат учителя

Работа с маркетологами рано или поздно вызывает профессиональные деформации. Начинаешь воспринимать всё в жизни через призму конечного продукта. “Что есть наш продукт, какую потребность он закрывает?” - вместо “доброе утро” слышу каждый день.

Конечный продукт атомной электростанции - мегаватты электроэнергии в сети. Конечный продукт войны - мир. Конечный продукт учителя - будущее.

Но что будет, если того, в чьих руках будущее, кто реально влияет на молодые умы, довести до ручки? Забыть, забить, унизить и обозлить? Скоро узнаем: по данным Forbes, 71% российских учителей и преподавателей не хотели возвращаться на работу после лета в 2023 году. Я провёл опрос и поговорил с группой учителей, чтобы выяснить, что стало причиной такой печальной статистики.

Прежде всего, если вы школьный учитель (или были им в прошлом), большая просьба пройти опрос по ссылке. Ваш голос будет услышан!

В опросе приняли участие учителя от 19 до 65 лет с трудовым стажем от года до 27 лет. На момент публикации, это преимущественно женщины, учителя государственных сельских школ. Но статистика пополняется, вы можете пройти опрос выше и повлиять результаты (хоть где-то в России можно влиять на результаты голосования).

Теперь важные для понимания проблемы факты в формате: вопрос - ответ.

“Как вы считаете, был ли осознанным для вас выбор профессии учителя?”

Напоминаю, вопрос задавался взрослым образованным людям УЖЕ имеющим трудовой стаж и жизненный опыт. И абсолютное большинство (~77%) считает, что выбор был осознанным (вопреки российской традиции поступать “куда возьмут” и жить “как получится”).

“Получаете ли вы удовольствие от работы?”

Говорить нельзя молчать. О чём "громко" молчат учителя

Видимо, учитель - это всё же призвание, а не просто работа.

“Что вам нравится\не нравится в работе?”

Говорить нельзя молчать. О чём "громко" молчат учителя

Если не заниматься перечислением ответов и процентов, в сухом остатке: нравится работа, возможность коммуницировать с детьми, коллектив. Большая часть учителей действительно получают удовольствие от того, чем занимаются. В общем, всё то, к чему не имеет отношения Министерство образования…

При этом, у большинства банально не закрыты базовые потребности. У учителей низкая зарплата и (возможно для кого-то в Минобразования это будет откровенностью) им тоже так кажется! Запредельный уровень бюрократии. Постоянные переработки и бедственный соцпакет. И, что самое печальное, почти половина опрошенных (47%) считают свою профессию не престижной. Стоит также отметить, что большинство не рассматривает карьерный рост как стимул к работе. Учитель делает своё дело, потому что ему это нравится, а не для “звёздочки на погонах”.

Кроме того, как отмечают аналитики , проводившие вышеупомянутый опрос Forbes, опрошенные преподаватели отметили, что часто, кроме работы, им приходится заниматься нецелесообразными задачами: подготавливать множество отчетов (48%), заниматься уборкой класса (21%) и вести факультативы с детьми (20%). Среди трудностей, которые мешают участникам опроса полностью погрузиться в свои преподавательские обязанности, — низкая зарплата (38%), негибкий рабочий график (31%) и токсичный коллектив (24%). При этом респонденты хотели бы принимать участие в улучшении образовательного процесса. Так, 43% опрошенных хотели бы иметь возможность внедрять технологии в обучение.

В общем, кто же может рассказать о себе лучше, чем сами работники отечественного образования. Приведу пару цитат.

“Очень большая документарная нагрузка. Причем бумажная отчетность сменилась всякими онлайн мониторингами. Любой отчет требует обязательное наличие фото-подтверждения ( дети уже устали от этих фотографирований). Достали с бесконечными регистрациями на всяких сайтах, причем как учителей так и детей, и родителей. Постоянные онлайн опросы, Олимпиады, тестирования. И все это не по желанию, а так же с обязательным отчетом и массовостью прохождения ( соврать с количеством прошедших нельзя, ведь все отслеживается). Сейчас школа работает не на качество званий учащихся, а на показуху. Ведь если не выложил фото-отчет в ВК, значит ты ничего не провел. Ой, можно вечно говорить о современной системе образования. Задушили уже учителей.

Дефицит кадров, никто не хочет идти работать в школу, а кто приходит-надолго не задерживается.”

“Министерство образования - основная проблема. Не все программы корректны и подходят по возрасту. Например - литературное чтение, особенно старшие классы. Как прививать любовь к чтению, если большинство детей не понимает, что они читают. Пересмотреть школьную программу, добавить больше дисциплин связанных с их будущей жизнью ( уроки финансовой грамотности, сексуальное образование и тд.) Хотя бы раз в неделю проводить тренинги (например: как решать конфликты)”

Стоит упомянуть, что я акцентировал внимание перед опросом на том, что он анонимный. Ни для кого не секрет, что излишняя разговорчивость в бюджетных кругах не в почёте. Чем выше должность и длиннее регалии, тем в большей степени нужно проявлять лояльность к устойчивой, пусть и неэффективной системе. Огромный неповоротливый монстр - Система, зол и раздражителен, он не терпит неповиновения и наказывает сурово.

При этом, каждому его органу и клеточке: от учеников и их родителей до самых высокопоставленных чинов Министерства образования, совершенно очевидно, что Система уже довольно давно не выполняет образовательной функции. Она лишь имитирует образовательные ритуалы: проговаривание вслух давно неактуальных фактов и знаний, канцелярская дрессировка.

Но Система - это больше, чем просто сумма её компонент. Это коммуникация, взаимодействие, единая инерция целостного организма. И чтобы сдвинуться с места, придётся напрячь каждую мышцу. Хотя, есть чёткое ощущение, что сейчас пока ещё было бы достаточно просто не мешать делать свою работу тем, кто и без того хочет делать её качественно.

Не забывайте ставить реакцию👍, подписывайтесь на👉 Telegram. Будем шевелить систему вместе.

55
4 комментария

Все абсолютно точно сказано в статье. Работа учителя превратилась в парад фото и видео отчётов. Детьми и уроками заниматься некогда. Чтобы как- то зарабатывать при ставке, которая ниже МРОТ, некоторые педагоги вынуждены брать много часов. Жить- то надо. А эти ужасные отчеты по муниципальным заданиям. Уравняли школы с малым и большим количеством учащихся. Бегут учителя из школ не просто так. Каждый родитель ни с того ни с сего может необоснованную жалобу отправить в разные инстанции. Никто даже не слушает объяснений учителей. Много еще можно было бы говорить ... Нет, мы не жалуемся, мы хотим работать. Да и детей тоже понять можно и пожалеть. Добавилось предметов немало по сравнению с тем, какие были в мое время в школе. А есть ли смысл огульно втюхивать всем ученикам материал, который никогда не сможет понять ребенок с ОВЗ, который учится в общем классе. Куда дальше?

4
Ответить

Обратной связи с верхушкой походу никакой нет, а по бумагам все отлично. А раз все отлично они походу рады ещё чё нить такого-эдакого придумать.

Мало было основной работы с отчётностью, потом всякие внеучебные активности, сейчас бесполезные фото-видеоотчетов в вкашечке. Следуя современным тенденциям, учителям надо будет ещё блокчейн осваивать и смарт-контрактами подтверждать свою деятельность.

3
Ответить

Последнее предложение прям супер))

Ответить

Да, было бы хорошо, если бы отдел образования читал что-то, кроме своих отчётов

2
Ответить