Запуск агрегатора тёмных кухонь

Денис Гордиенко, руководитель Bright Mobile, о двух вариантах запуска агрегатора тёмных кухонь и частых причинах провала таких проектов.

Сегодня я хочу поднять тему чёрных или, как ещё их иногда называют, тёмных кухонь (dark kitchens) – ставшего популярным в прошлом году формата сервиса по доставке еды. Основной принцип в том, что помещение для гостей не предусматривается, а есть лишь доставка заказов до покупателей. Здесь нет ни столиков, ни зала: есть только рабочая зона, где повара занимаются готовкой каких-то блюд (например, пиццы или роллов), которые курьеры затем отвозят клиенту в указанное место.

Услуга популярная, поэтому неудивительно, что существует уже предостаточно агрегаторов, предлагающих сравнить различные чёрные кухни, и, день ото дня, их число только растёт. К нам за разработкой приложений для таких агрегаторов обратилось за 3 месяца уже 4 человека и я решил написать статью о том, как происходит реализация в части ИТ. В январе планируем релиз одного из этих проектов и напишу более детально о выбранном подходе в конкрентой области, а сейчас общие данные по этому направлению.

В формате видео

Надо сказать, сейчас конкуренция чёрных кухонь (так же, как и их агрегаторов) очень высока, и просто выложить сайт, создать приложение, загрузить меню и надеяться на приток клиентов будет слишком самонадеянно. Гораздо практичнее будет интегрироваться с уже готовыми агрегаторами, либо выбрать узкую нишу для кухонь в своём агрегаторе – тогда вероятность успеха значительно возрастёт.

Запуск агрегатора с собственным маркетингом

Глобально процесс запуска состоит из трёх пунктов:

1. Найти кухни. Для теста в одном городе достаточно 10 таких заведений. Отдельно нужно будет решить будут ли кухни работать по своему меню или будет создано единое, которому будут следовать все кухни.

2. Запустить софт по распределению заказов. Все поступающие заказы будут обрабатываться и забиваться в единую систему, которая наглядно отображает все процессы его обработки. Выбор платформ разнообразный — от решений на 1С до обычного веб-интерфейса. Пока заказов не много и нет требований к высокой производительности и обработке можно выбирать по цене.

3. Запустить единую платформу для приёма и развоза заказов. Это как раз то, что чаще всего называют «агрегатором». Единый клиентский сайт с приложением и приложение для курьера. Новые заказы отсюда уходят в п.2, а готовые возвращаются в клиентское приложение.

При самостоятельном запуске важно помнить важную деталь. Ваш агрегатор нужен владельцу конкретной кухни только в случае, если он снимает часть проблем и экономит деньги. Иначе, выгоднее продавать самостоятельно, чем платить вам процент.

Пара примеров из текущих проектов:

1. Идея агрегатора заключается в том, что продавец по определённым причинам не хочет заниматься своим сайтом и готов продавать «на месте». Агрегатор берёт комиссию за маркетинг — он выставляет у себя в приложении товары продавца, клиенты оформляют заказы и едут уже за товаром к самому продавцу.

2. Идея агрегатора в единой доставке. Продавец тратит на курьеров определённые деньги (зп курьера, ГСМ и прочее). Агрегатор, за счёт более оптимизированных процессов доставки, предлагает цену за курьерские услуги ниже, и продавцу выгоднее отказаться от своей доставки в пользу курьеров агрегатора.

Запуск агрегатора с интеграцией в более крупные сети

Этот вариант больше всего похож на классическую схему в офлайновой товарке, где есть производитель, крупный оптовик, мелкий оптовик и розничный продавец.

Если в городе уже предостаточно других агрегаторов, особенно таких крупных, как Яндекс.Еда, Delivery Club и прочие, можно попробовать интегрироваться в их систему. Разумеется, для начала нужно выяснить, возможно ли это, и если да, то на каких условиях – будет ли это выгодно вам вообще. При подобном раскладе вся работа будет вестись через их API, а значит, вам не понадобится ни разработка приложения по доставке, ни даже своего сайта и клиентского приложения. Проще говоря, вы становитесь партнёром крупного агрегатора, с которым взаимодействуете, имеете собственную микросистему управления заказами и вся ваша работа заключается только в управлении кухнями.

Такой вариант намного проще, однако, и менее выгоден, ведь больший процент прибыли перейдёт не вам, а агрегатору. С другой стороны у вас исключаются траты на сайт, приложения и маркетинг, как таковой.

Разумеется, агрегатор должен быть заинтересован в сотрудничестве с вами, потому как если ваши обороты слишком малы для его размахов, ваши услуги ему будут не нужны. Обычно небольшие компании начинают дело, раскручиваясь где-нибудь ВКонтакте или Instagram и уже потом выбирают, что делать дальше – интегрироваться или создавать свой собственный агрегатор.

Как видите, в теории всё звучит не так уж сложно. Реализовать первую версию агрегатора технически можно по среднерыночным оценкам за 400 — 600 тыс. В понятие первой версии я вкладываю следующий функционал.

Клиентский сайт и приложение:

  1. Авторизация и профиль пользователя
  2. Список кухонь и их меню
  3. Оформление заказа и архив заказов со статусами
  4. Уведомления и чат с поддержкой

Курьерское приложение:

  1. Авторизация и профиль курьера
  2. Список заказов и детализация по заказу
  3. Уведомления и чат с поддержкой

Система по распределению заказов

  1. Управление профилями клиентов
  2. Управление заказами клиентов
  3. Управление профилями кухонь
  4. Чат поддержки со списками диалогов для клиентов и кухонь

Но, думаю, корректно в завершение написать самые частые ошибки, которые допускаются основателями:

  1. Маркетинг. Очень часто при выборе «собственного запуска» переоценивается важность маркетинга. Часто слышал обоснование в стиле "Если приложение хорошее — выложишь в стор и люди сами будут скачивать, никакой маркетинг не нужен". Приложение, конечно, должно быть качественным, но этого, к сожалению, недостаточно.
  2. Медленный запуск. Основатели, у которых получились первые шаги, например, есть 10 кухонь и первые 100 заказов, часто расстраиваются, из-за того, что нет огромного темпа роста, а на более агрессивный маркетинг не хватает денег. В этом случае нужно идти за инвестициями, по другому никак.
  3. Идеализация продукта. Часто основатели хотят максимально "вылизать" свой продукт, чтобы все удивились какой крутой сервис появился. Идея правильная, но, не видя предварительной обратной связи от пользователей, продукт получается идеальным для основателя, а не для рынка.
  4. Непонятное УТП. Агрегатор должен давать очевидную выгоду. Это может быть что угодно - дешевле, быстрее, вкуснее и т.д. Под каждую характеристику найдётся своя аудитория. Но если главное преимущество агрегатора - это дизайн, красивее Яндекс.Еды, то аудитория, для которой это действительно ценно будет стремиться к нулю.

Надеюсь, что этот материал будет полезен будущим основателям агрегаторов еды, успехов со стартапами в новом году.

88
7 комментариев

Выбираю кухню в тёмном цвете и тут ваша статья! Эх, темнота я

6
Ответить

Я, кстати, когда гуглил тоже почти вся выдача была про дизайн интерьера. Видимо понятие ещё не настолько устоялось в РФ, чтоб поисковики корректно показывали

Ответить

Ждём "статью" в поддержку этого видео https://youtu.be/rauFq1A57Ac

Продолжим вопросы.

1
Ответить

А толку их ему задавать? Он же сольется как обычно... Ответов не будет! На тот вопрос с запросом по хранению данных, ответа так и не было вроде. Хотя он носит репутационный характер. Дичь, одним словом!

2
Ответить

Надо запускать в конце декабря. на оливье м сельди под шубой можно неплохо поднять

Ответить