Спутник теряет позиции надежности

В январе-ноябре 2023 года прирост охвата операторов наземной доставки достиг 30%, в то время как по итогам 2022 года у этого показатель был прирост на 10%. Причиной такого скачка стали кибератаки, под которые попали СМИ и медиакомпании в прошлом и этом годах.

Об этом говорили участники восьмой ежегодной конференции «ConTech 2023: Контент и технологии для цифрового ТВ в России» на сессии «Технологические сервисы для медиарынка».

По данным ГК «Солар», с 1 квартала 2022 года по второй квартал 2023 года количество событий информационной безопасности увеличилось на 77%. При этом, согласно аналитике Qrator Labs, в третьем квартале 2023 года медиасегмент вошел в топ-5 главных целей хакеров. К примеру, в июне 2022 года злоумышленники взломали платформу для просмотра телеканалов ВГТРК «Смотрим», а также сайт vesti.ru. В феврале 2023 года был взломан спутник, через который велось вещание Comedy Radio и некоторых других радиостанций России. И это не единичные случаи.

По словам директора по вещательным и информационным технологиям «Триколора» Дениса Филипишена, на фоне геополитических событий внешние помехи на компанию фиксировались с начала 2023 года, но с июня они многократно усилились. «Триколор» передает сигналы как по спутниковым каналам, так и по наземным. Для сохранения стабильного вещания по спутнику оператор в ноябре 2023 года запустил «Триколор Ultra» – проект вещания на российском спутнике «Экспресс-АТ1» на 56 градусе. Как уверяет Денис Филипишен, вещание с отечественного аппарата не зависит от внешних угроз. Для максимальной защиты сигнала от возможных атак оператор также инвестировал дополнительные средства в строительство нового телепорта в Сибири.

Спутник теряет позиции надежности

Массированные кибератаки на медиаотрасль для ее участников стали своего рода неожиданностью. По данным «Синтерры Медиа», из ИТ-бюджета на информационную безопасность (ИБ) российские медиакомпании тратят всего 5%. При этом, к примеру, у банков этот показатель составляет 40% (данные «Лаборатории Касперского»), у интернет-компаний – 25% (данные «Ситибанка»). «Медиарынок исторически недофинансирует ИБ. Самый расхожий миф, что в производство медиаканала никто из хакеров не пойдет, но, к сожалению, это не так. Мы видим, что вектор атак сильно меняется. Сначала мы видели подмену контента, размещения противоправного контента на сайтах СМИ, то сейчас это все атаки направлены на вывод из строя инфраструктуры полностью», – отметил генеральный директор «Синтерры Медиа» Григорий Урьев.

Чтобы минимизировать риск медиакомпании стали активно переходить со спутниковой доставки ТВ-сигнала на наземную – по оптоволокну, не подключенному к интернету. «Сейчас мы наблюдаем рост спроса на наземную доставку. Например, если в прошлом году прирост охвата операторов наземной доставки составил +10%, то в этом году +30%. При этом он уже приблизился к охвату половины всех операторов», – рассказал директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин (проект MSK-IX и «Синтерры Медиа») Григорий Кузин.

Начать дискуссию