Что делать, если приходится тащить на себе совместный проект

Совместный рабочий проект — понятие априори включающее в себя такие компоненты как коллективность и совместные усилия всех участников команды. К сожалению, ситуация иногда складывается так, что основная ответственность ложится на плечи одного человека. Как вы понимаете, в сегодняшнем материале мы будем рассуждать об энтузиастах и альтруистах на работе. Поначалу все из них полагают себя очень важными и ценными сотрудниками, при этом даже не замечая, что коллеги и начальство давным-давно «сидит у них на шее».

Что делать, если приходится тащить на себе совместный проект

Отзывчивость и энтузиазм или безотказность?

Начать, пожалуй, стоит с двух базовых понятий — отзывчивость и безотказность. Отзывчивость — это качество, которое делает любого человека отличным членом команды. Отзывчивость — это желание и способность оказаться рядом в нужный момент и не пройти мимо чужой проблемы. К сожалению, очень часто отзывчивые люди становится «вечными помощниками», которые уже не могут отказать коллегам, поскольку привыкли постоянно быть вовлеченными в чужие проблемы. Таким образом, безотказность — это неумение отказать в помощи в тот момент, когда просящий в действительности в ней не нуждается.

Как понять, что коллеги пользуются вашей добротой?

Прежде чем переходить к обсуждению способов борьбы с «наглым» поведением коллег, очень важно знать, по каким критериям можно определить, что вас действительно пытаются использовать.

  • Если ваши коллеги часто пользуются вашей помощью, но никогда ничего не предлагают её взамен.
  • Если в коллективе вы часто выполняете чужие обязанности.
  • Если работники, проработавшие в компании дольше вас, сгружают часть своих дел, ссылаясь на ваш недолгий срок работы.
  • Если вы чаще всех занимаетесь общественной работой, хотя она может вам и не нравится.

При обнаружении более одного из этих признаков нужно признать, что, кажется, вы стали «безотказным помощником».

Почему нам так трудно отказывать?

Причин подобного поведения может быть несколько. Как и всегда, все они формируются в детстве и являются прямым следствием того, как нас воспитывали или какие люди окружали нас в юном возрасте. Среди основных причин безотказного поведения можно выделить:

  • Низкая самооценка. Если у вас низкая самооценка, вы не способны объективно оценить эффективность своего труда. Скорее всего, вы постоянно сравниваете себя с другими и вам кажется, что вы выполняете работу не так быстро и качественно. Следствием являются переработки, работа на дому и увеличение объема задач.
  • Синдром отличника. Если с детства вам внушали, что помогать нужно всем и каждому или доверительные и уважительные отношения нужно заслуживать какими-то определёнными поступками то, став взрослым, вы скорее всего помогаете всем подряд, чтобы казаться «лучшим» или «достойным» и «не потерять лицо».
  • Страх конфликтов. Стоит разделять понятия «конфликт» и «скандал». Опасаясь испытать негативные эмоции, вы можете часто соглашаться на то, что вам не нравится, например, как этом случае, на дополнительную работу. Конечно, выяснение отношений — не лучший способ решения проблемы, однако отстаивание собственных границ просто необходимо.

Учимся отказывать

Если постоянно соглашаться на чужие условия, то вскоре вы поймёте, что уже потеряли себя. Если вы обнаружили, что потеряли уважение коллектива и тащите на себе все совместные проекты, пришло время научиться говорить «нет». Начинайте с небольших шагов. Научиться отказывать корректно без дополнительного чувства вины — это процесс, а не секундный порыв.

  • Начните с наблюдения. Обращайте внимание, как коллеги выстраивают свои рабочие отношения. Понаблюдайте, как люди отказывают друг другу и изучите реакцию окружающих.
  • Вспомните о своих желаниях. Очень сложно защищать личные границы, когда вы сами точно не знаете, где они находятся. Проанализируйте, от чего в своей работе вы хотели бы избавиться и чего достичь. Когда вы увидите конечную цель, смело отказывайтесь от того, что точно не лежит на пути к ней.
  • Берите небольшую паузу. Когда вам в очередной раз предлагают сделать какую-то работу, возьмите время на размышления. Пока ещё вы не дали однозначного ответа, взвесьте все за и против, оцените последствия и только потом озвучивайте свое решение.
  • Начинайте с небольших шагов. Конечно, прийти в одно прекрасное утро на работу и заявить коллегам, что с этого дня вы больше не будете ничего делать и ни за что отвечать — картина вдохновляющая, но сложно реализуемая. Начинайте отказываться от мелких задач и поручений и учитесь делегировать и отсеивать ненужное. Практикуйтесь на самых неприятных просьбах — это будет первым шагом к новому себе.
11
Начать дискуссию