Несколько мыслей про стартап (опыт в них - 200+)

1. Начинайте с очень малых объёмов, рассчитывайте на самое худшее (прогореть, например).

2. Старайтесь не вкладывать ничего, только свое время.

3. Не нанимайте людей пока не вышли на стабильные объёмы. ЗП съедает очень много и законодательно регулируется (сейчас с этим строго). Можно всегда привлекать разово, на проект с оговоренными условиями.

4. Не пускайте в бизнес никого. Это особенно актуально для РФ. В ЕС и штатах попроще, хотя там свои заморочки, в первую очередь, со строгостью закона и высокими зЗП (лучше иметь там друзей, кто подскажет). Да и ниш там не осталось. Не пустят никуда - только с низа, а это- долго и тяжело. Не каждый выдерживает. У нас больше ниш.

Пустите в бизнес, найдётся причина поругаться и вы погрузитесь в глупые разборки и потеряете все. Иногда нет, но тяжело из этого вылезать.

5. Делайте все легально. В РФ для ИП и ООО на упрощенке одни из самых низких налогов в мире (15% и 6%, есть и 4% до 2.4 млн.). Это избавит вас от рисков шантажа своими же людьми, которые могут стать и не своими потом.

6. Если вы видите большую возможность для заработка делите все в несколько раз и закладывайте намного больше времени (это не биржа, здесь, как правило, очень долго и должно повезти). Если не везёт по жизни, не лезте в это. Это не вы не везучий, а ваше мышление пока не правильное.

Возможно банальщина, но в реальности жизнь портит очень многим.

7. На начальном этапе надо уметь делать всё самому или иметь много денег, чтобы нанимать спецов.

8. Всегда нужно начинать с купи-продай, пусть и чужого (касается и ИТ, там только лучше устроиться на работу в корпорацию и искать интересную нишу). Только если увидите на практике, что это действительно выгодно, вкладываться в свое производство или открые дела. Важны свчзя кто даст вам заказы дляиеачала. У услуг затраты и безвозвратные потери можно часто свести к нулю.

9. Выходите на тот уровень, когда другие за вас делают всю работу, а вы только контролируете. У вас появится время подумать, как оптимизировать и вытащить из бизнеса больше денег. Вот тогда начнётся действительный рост.

10. И меньше болтайте, даже друзья могут очень сильно завидовать и вдруг оказаться не друзьями. Печально, но так.

11. Не подпускайте сотрудников к себе близко. Держите дистанцию. Пусть обращаются к вам по имени-отчеству. Сядут на шею и будут вытаскивать деньги и лениться работать, пользуясь якобы дружбой с вами. Постройте систему менеджмента, как в Маке или К&Б. Жёстко, но эффективно. Не жалейте их, а то будете потом жалеть себя и о том, как все неправильно построили.

12. Берите в долг, только если есть запасной план, как его вернуть.

13. Не думайте, что вы самый хитрый. Не получиться не вернуть долги. Жизнь (ваша психика) вас найдёт и отомстит где угодно. 14. Имейте в компании человека- громоотвод, которому все будут приходить и плакаться и, как правило, из-за вас, например замом. Вам нельзя потерять команду пока не нашли замену лучше, иначе сами будите всё делать и мучиться, а не получать бабки и удовольствие.

15. И приготовтесь к долгой и упорной работе. Успех приходит не сразу, даже к самым крутым. Иногда приходится к нему идти и 10+ лет, а когда он приходит уже может быть и не нужен, не интересен. Мы, к сожалению, стареем. И это факт. Это тоже надо закладывать в начале.

16. Пойдите поработать хоть несколько дней в Мак (сейчас "Точка") или К&Б. Почувствуйте на свой шкуре, как работает эффективный менеджмент. Это лучше MBA!

Начать дискуссию