Искуственный интелект в будущем заменит психотерапевтов.

Такое мнение высказывается в сети не только во флудилках, но и именитыми психологами. И даже один из масштабных сервисов по подбору психологов уже тестирует бота в проведении консультаций.

Обученная нейросеть сможет давать рекомендации, отвечать на вопросы, поддерживать контакт. Возможно, нейросеть будет даже способна проявлять эмпатию в процессе он-лайн консультации.

Но в этом ли суть работы психотерапевта?

«Все мы родом из детства». И эта фраза имеет под собой много смыслов и подтекстов. Когда то в том самом детстве нам не хватило принятия, безопасности, поддержки, заботы, любви и внимания от значимого взрослого. Ну если точнее, сначала от мамы, а потом от папы. Даже если обоих или одного из них по факту не было, в психике этот «отсутствующий интроект» определенным образом «разыгрывается».

Так или иначе этот значимый взрослый не справился с потребностями психики ребенка. И во взрослом возрасте эта психика пытается компенсировать нехватку близости (через контр зависимость, созависимость и еще кучей разных способов), безопасности (когда, например, мерилом безопасности становятся деньги или партнер/муж, который становится «должен» и «обязан» обеспечить безопасность), принятия и тд. Рождаются так называемые паттерны поведения, отыгрывание. И человек начинает ходить по кругу. Партнер не тот, не достаточно меня любит, следующий. Или настолько входить в слияние с партнером и душить своей любовью и ревностью, что тот не выдерживает и уходит. Или денег становится всегда не достаточно (ведь по факту они психологическое внутреннее чувство безопасности не закрывают, а становятся внешним щитом. Деньги есть, а счастья нет, сплошной стресс).

Психотерапия дает место, где сначала клиент осознает свои паттерны, изучает как они внутри него проигрываются. Дальше начинает замечать откуда эти паттерны возникли, что тогда в детстве их запустило. И через терапевтическое пространство, через альянс (пост про который есть в ленте), через создание нового эмоционального опыта в принятии другим (живым) человеком начинает эти паттерны «переписывать».

Вот была холодная мать. Так сказать, «не живая». Не давала она эмпатии, не интересовалась чувствами ребенка, выполняла свои функции (еда есть, крыша есть, одежда есть, чё тебе еще надо?). Но эмоциональной близости, такой нужной и важной для развития психики, не было. И пришел этот уже взрослый человек на консультацию к боту, к «роботу». Такая же «не живая» мать, выполняющая свою функцию в виде выслушать и дать совет/рекомендации. На каком фундаменте будет формироваться способность этого взрослого строить эмоциональную близость? Даже если этот робот станет аватаром, перестанет быть просто текстом и будет выходить на консультации, так сказать, с лицом. Все та же «не живая» мать, которая хоть и говорит ртом, а живого контакта нет. История повторяется.

Людям не хватает людей, а не технологии.

Сколько не учи искуственный интеллект, он не заменит живой контакт. Когда в детстве не хватило тех самых важный двух взрослых, только через живой контакт можно допитать те части, которые испытывали страдание.

Начать дискуссию