Как написать статью на сложную тему с помощью райтера (подсказка для владельцев бизнеса)

Ко мне часто приходят предприниматели, которые хотят рассказать про свой продукт. И продукт классный, и люди классные, а тексты получаются — говно. Рассказываю, как написать классный текст про классный продукт.

Быстрый ответ: самостоятельно — никак.

Медленный ответ ниже.

Алексей Березовой
Главред Делобанка

Зачем вообще нужен райтер

Владельцы бизнеса думают так:

  • Я двадцать лет в бизнесе, никто не знает мою тему лучше меня.
  • Я разработал этот продукт, поэтому только я понимаю его нюансы.
  • Это дело всей моей жизни, поэтому никто не напишет о нём так интересно, как я.

Проведу аналогию с другими областями жизни:

  • Я двадцать лет пеку хлеб, поэтому лучше всех могу его продавать.
  • Я виртуозно играю на скрипке, поэтому лучше всех могу организовывать концерты.
  • Это дело всей моей жизни, поэтому все с упоением будут внимать каждому моему слову!

Это смешно читать с экрана, а когда взрослый человек задвигает такую туфту — грустно.

Умение печь хлеб никак не связано со способностями его продавать. Если вы хороший пекарь, это совсем не значит, что вы хороший продавец.

Да, бывает, что пекарь хорошо продаёт, но только в пекарне шаговой доступности. Там достаточно поддержать разговор о погоде с постоянными клиентами. Если захочется выйти на районный уровень или продавать хлеб на весь город — потребуется строить систему продаж, а это потребует совсем других скиллов. Навыка пекаря будет недостаточно, понадобится продавец.

С публикацией в журнале также. Если ты пишешь в своём блоге и у тебя три тысячи подписчиков — это нормально.

Но если ты хочешь публиковаться в крупном деловом издании со ста тысячью ежемесячных читателей (или больше) — придётся как минимум соблюсти редакционные стандарты. Не просто их прочитать, а написать текст, в точности им соответствующий. И теперь вопрос, сколько времени и сил у тебя на это уйдёт.

Предприниматель никогда не напишет так же хорошо, как профессиональный райтер. Да, исключения из этого правила есть: Федор Овчинников из Додо-пиццы — первый, кто приходит на ум. Наверное есть ещё.

В основном все удачные примеры рассказов про бизнес написаны штатными или нанятыми райтерами. И это тоже нормально.

У многих журналов есть партнёрские агентства, которые заточены на создание текстов. Хочешь опубликоваться в крупном журнале — попроси главреда дать тебе райтера или подсказать, куда обратиться, чтобы написали текст.

Подытожим. Профессионалом можно быть только в одном деле. В своём. Предприниматели, не лезьте писать тексты.

Где искать райтера

Быстро — обратиться в журнал, чтобы там подсказали нужного человека или агентство.

Медленно — искать в сетевых сообществах.

Фейсбук. Самые большие сообщества — «Нужен копирайтер», «Sell your head», «Ищем подрядчика или кадры по SEO, Контекстной рекламе, SMM».

Телеграм. Сообщества, где райтеры ищут работу — «Норм работа», «Work for writers», «Это работа для редактора».

Публикуешь задачу, ловишь отклики.

Как выбрать райтера под свой проект

Быстро: райтера даёт журнал. Это может быть даже штатный райтер, который сразу сделает текст в редакционных стандартах. Вам останется только проверить текст на полноту описания продукта.

Медленно: дать кандидату оплачиваемое тестовое задание. Это способ используется, когда автор нужен надолго и на постоянную основу. Если ищешь автора на один-два раза, можно начинать сразу с боевого текста.

Вот что нужно анализировать, когда выбираешь райтера сам:

  • Как райтер подходит к пониманию задачи. Задаёт ли уточняющие вопросы, лезет ли в суть, в детали. Если не лезет — плохой признак. Но такого автора нельзя исключать из рассмотрения. Он может оказаться профессионалом в теме.
  • Какие вопросы задаёт райтер. Райтер должен должен задать главные вопросы: «какой результат должен принести текст», «чего вы хотите достичь с помощью этого текста», «где будет напечатан этот текст», «как должен выглядеть итоговый результат моей работы». Если автор их задаёт — норм. Если нет — плохой признак. На этом месте я бы закончил с ним переговоры.
  • С чего начался диалог. Если райтер начинает диалог со стоимости работы — можете не тратить на него время. Просто поверьте, толку не будет.

Ещё я бы посоветовал обратить внимание на «вайб», который возникает при общении с автором. Но это такое.

Сейчас у меня складывается верное ощущение после обмена буквально несколькими сообщениями и это ощущение меня, как правило, не обманывает. Но это профессиональное: я многократно набирал редакции и через меня прошли десятки райтеров. Однако, я не могу вербализировать, как это происходит. Просто чувствуешь, сложится у тебя с этим автором или нет. Впрочем, иногда я ошибаюсь и сейчас.

Как оформить заказ

Договором.

Быстро: попросить у автора его вариант договора. У авторов, которые много работают с разными заказчиками, есть своя форма. Это ещё один критерий профессионального автора.

Медленно: использовать любой договор на оказание услуг, который разработали ваши юристы. Показать договор автору и предложить скорректировать под себя. Согласовать с юристами заново. Повторить итерацию до момента полного и взаимного согласия. Впрочем, в моей практике авторы вносят лишь косметические изменения, юристы согласовывают их на раз-два.

Если договориться на словах — есть риск остаться без текста. Часть нормальных авторов просто не захочет с вами работать, просто потому что у них не будет гарантий оплаты.

Как подобрать договор для проекта, написал в статье «3 вида договора с заказчиком, если ты райтер». Там есть договор на один текст, на постоянную работу и для большого проекта.

Как контролировать качество текста

Быстрый способ — показать его редактору журнала, в котором хотите опубликоваться. Редактор даст фидбэк, райтер поправит. Количество итераций зависит от того, насколько подходящего райтера вы выбрали.

Медленный способ — читать и править самому. Погрязнете в деталях и утонете в недоумении. Мой совет предпринимателям и владельцам бизнеса — не лезьте в редактуру.

Да, автор может ошибиться, но пусть его правит редактор. В моей практике были ситуации, когда основная масса времени была потрачена не на обсуждение текста, а на пояснения заказчику правил управления вниманием читателя и особенностей дистрибуции контента.

Всё.

Здесь должна быть ссылка на услуги моего контентного бюро или что-то такое. Но ссылки не будет. Ищите сами.

На картинке — идеальные отношения райтера и заказчика

Как написать статью на сложную тему с помощью райтера (подсказка для владельцев бизнеса)

Подпишитесь на мой телеграм — там бывает и не такое!

88
3 комментария

Все по делу 👍 Можно добавить ещё http://t.me/textodromo, там и копирайтеры, и редакторы. Тоже отличное место, чтобы разместить вакансию 

2
Ответить

Пасибы)

Ответить

Почему райтер, а не писатель? 

Ответить