Чат-боты в B2B: перспективы развития и целесообразность симбиоза с ChatGPT
В эпоху цифровизации и быстрых изменений пользовательских предпочтений мессенджер-маркетинг стал незаменимым инструментом вовлечения во взаимодействие, прогрева и удержания клиентов. В том числе и в B2B.
Но эффективно ли работают «привычные» сценарии общения с аудиторией? Может, без внедрения ChatGPT вообще не стоит подключать чат-бот к процессам? Или все усилия лучше сразу направить на разработку All-in-one бота?
Обо всем этом рассказываю сегодня. И призываю вас, друзья-читатели, делиться своим опытом и мнением, я буду рада.
Чат-боты: преимущества и сценарии использования
Пользователи уже не готовы долгий срок «висеть на телефоне» для получения консультации, им необходимо быстрое и грамотное решение проблемы.
Чат-боты — отличные помощники бизнеса, которые способны продавать, консультировать, информировать клиентов и не только. Их способности, а, тем более, возможность поддержки клиентов 24/7, помогают экономить бюджет и снимают с сотрудников часть рутинных и «скучных» задач, освобождая их время на работу с более творческими процессами.
Это факт. К тому же, бизнесу нравится этот способ автоматизации из-за возможности снижения операционных расходов на обслуживание клиентов в среднем на 30%.
Итак, по моему опыту, чат-боты отлично помогают с:
- поддержкой пользователей;
- продажей товаров/услуг;
- проведением вебинаров;
- прогревом аудитории;
- информированием потенциальных клиентов.
Делюсь графиком, наглядно показывающим популярность каждого из сценариев, составленным на основе опыта нашего агентства и анализа чат-ботов отечественных компаний:
Можно ли сказать, что хоть один из этих сценариев потерял свою актуальность? Нет, ведь каждый бизнес и его задачи по-своему уникальны.
Для определения релевантного сценария (или даже не одного) по взаимодействию с целевой аудиторией стоит не «тыкать пальцем в небо», а опираться на:
- бизнес-цели, которые ставите перед собой;
- интересы и потребности ЦА;
- особенности грамотно разработанной CJM;
- и, разумеется, задачи, которые требуется решить с помощью чат-бота.
Поддержка пользователей
Компаниям, продающим сложные продукты или услуги (например, банковские), сложно обойтись без саппорт-бота. Он в любое время готов проконсультировать клиентов, столкнувшихся с багом, ошибкой или неисправностью.
Есть также особые случаи, когда саппорт-бот незаменим:
- в сферах, где пользователи часто заваливают менеджеров однотипными и рутинными вопросами, не заглядывая в раздел FAQ. Бот поможет разгрузить специалистов и сэкономить на найме большого количества сотрудников;
- компания не может позволить себе расширить отдел поддержки, из-за чего пользователи долго «висят на линии» и ждут ответа, при этом часто «отваливаются». Стоит помнить, что по статистике 30% обратившихся ждут максимум 10 секунд;
- менеджерам приходится обрабатывать входящие обращения вручную, что влечет за собой увеличение временных и денежных затрат. Показательная статистика: чат-боты без труда могут обработать до 80% (!) рутинных запросов;
Что касается экономии: оплата труда работников поддержки обойдется дороже, чем разработка и обслуживание бота.
Продажа товаров и услуг
Salesbot (боту-продажнику) «по плечу» многие функции менеджера по продажам: он может выставить счет, счет-фактуру, оповестить о доставке товара и т.д.
При этом «виртуальный продажник» актуален для практически любой ниши. Показываю и доказываю это кейсом: Чат-бот для дистрибьюторской компании: как упростить жизнь отделу продаж.
В каких ситуациях точно стоит воспользоваться его возможностями:
- у менеджеров отдела продаж уходит много ресурсов на обработку холодных лидов. Бот может заниматься обращениями и прогревать пользователей, особенно, если для этого нет какого-либо дополнительного инструмента, а также отсутствует деление лидов на MQL («маркетинговых», не готовых к покупке и требующих прогрева) и SQL («горячих», готовых к сделке).
- наблюдается низкая конверсионность из-за ограниченности ресурсов на сотрудников. Я уже говорила выше, что чат-бот способен брать на себя огромный пул рутинных задач. Уменьшение влияния человеческого фактора на последних этапах воронки снижает отток пользователей;
- отсутствует CRM-система, нет автоматизации бизнес-процессов. Повторные продажи практически невозможно отследить, если в компании не настроены корректный сбор и ведение базы. Чат-бот и его аналитика позволяют улучшить и «прокачать» этот процесс: оценить пожизненную ценность клиента (LTV), величину среднего чека и т.д.
Проанализировав эти данные, можно понять, закрывает ли бот полностью потребности клиентов, или все-таки не обойтись без вмешательства специалистов.
Проведение вебинара
Проведение вебинаров — отличный инструмент для бизнеса, с помощью которого можно привлечь новую аудиторию и «прогреть» имеющуюся, рассказав о преимуществах предлагаемого продукта, показать экспертность, тем самым повысить лояльность и доверие аудитории.
Но, как мы все знаем, любое мероприятие — источник дополнительных мелких задач, на выполнение которых уходит уйма времени.
Внедрение в процесс бота снизит нагрузку на сотрудников: он может помочь аудитории с регистрацией, напомнить участникам о начале трансляции, отправить материалы после мероприятия, провести опрос и не только.
Например, так:
Использовать такой бот точно стоит, когда:
- нет данных о пользователях, которые регистрируются на вебинары/конференции. Догадки здесь не в счет. Для полноценной работы необходимо устранять все пробелы в понимании ЦА. Приоткрыть «завесу тайны» поможет опрос в боте;
- печалит отсутствие вовлеченности на мероприятии или низкая доходимость до эфира. Я говорила выше, что бот может сыграть роль «напоминалки» о начале той же самой конференции. Также с его помощью можно вовлечь аудиторию во взаимодействие, устроив интерактив в прямом эфире;
- мероприятия не приносят продаж и не получается оценить результативность. Например, можно провести опрос в боте после вебинара для получения обратной связи. В случае наличия вопросов у аудитории или негатива, полезно перевести общение на специалиста, чтобы не упустить клиентов.
Прогрев аудитории
Есть боты, которые отправляют пользователям информацию о товарах и услугах с целью их дальнейшей продажи.
Такой сценарий стоит использовать, если:
- аудитория не до конца понимает ценность продукта.
С помощью бота можно по шагам донести преимущества вашего предложения и предложить пользователям релевантные решения их задач. В качестве примера: IT-рынок: как реализовать чат-бот на три воронки прогрева;
- если 90% потока обращений составляют холодные MQL-лиды, которые необходимо дополнительно прогревать для преобразования их в SQL — «горячих» клиентов, готовых к сделке и совершению покупки;
- у ЦА нет доверия к компании.
Еще на начальном этапе знакомства с брендом необходимо создать у аудитории положительное впечатление. С этим тоже может помочь бот, выявив потребности и рассказав пользователям о всем спектре возможностей и преимуществ предложения бизнеса;
- лиды приходят, но не покупают.
Чат-бот позволяет улучшать клиентский опыт с помощью релевантного контента и различных интерактивных механик, тем самым способствуя прогреву аудитории;
- увеличился цикл сделки.
С помощью чат-бота можно добавить персонализации во взаимодействие и предложение, что помогает сократить период принятия решения.
Информирование
Сценарий, который очень популярен в B2B. Многие ошибочно думают, что он повторяет прогревный, но нет: его используют не с целью продажи.
Информационный чат-бот идеально подходит для знакомства пользователей с брендом, товарами и услугами, рассылки приглашений на мероприятия и «полезностей».
С его помощью можно:
- рассказать клиентам о выходе нового продукта;
- «разгрузить» менеджеров, занятых обработкой первичных обращений;
- улучшить показатель открываемости писем (OR). Могу отметить, что среднее значение в email у этого показателя — 20%, а у мессенджер-маркетинга он более высокий — 70-80%;
- трансформировать платный трафик в лиды. Если, например, сайту это не под силу.
По моему опыту, каждый сценарий эффективен, если он релевантен запуску конкретного отрезка CJM.
Не могу не упомянуть главный тренд: наступившую эпоху искусственного интеллекта.
Чат-бот с ChatGPT: нужно ли следовать тренду
Сомнения многих по поводу внедрения ChatGPT в чат-бот вполне разумны: такой союз имеет как плюсы, так и минусы.
Поговорим сначала о преимуществах:
- возможен охват разных сфер бизнеса.
GhatGPT может сгенерировать ответ на вопрос практически из любой темы;
- «реалистичное» общение. С условием корректно прописанных промтов (запросов);
- быстрая адаптивность к контексту и возможность масштабирования. ИИ умеет генерировать контент в разных стилях, что можно назвать основным преимуществом. И что важно: чем больше данных загружается в GhatGPT, тем активнее он становится;
- быстрое внедрение. Благодаря сервисам, которые подключают чат-боты с уже внедренным GhatGPT.
А теперь недостатки:
- отсутствие попадания в контекст. ChatGPT при условии качественной базы будет максимально быстрым, адаптивным и обучаемым, но все равно возможна выдача откровенного бреда при отсутствии дополнительных настроек. Для генерации качественных ответов необходимо предоставить ИИ разные варианты ответов;
- выдача неточной информации. Если не предоставить нейросети конкретный и верный ответ, то она «додумает» недостающие нюансы. И не факт, что они не будут лживыми.
Например, вы определили рабочее время таким образом: «пн-пт с 11:00 до 18:00», но указать выходные дни забыли, как и про отбивку вроде «спасибо за обращение, свяжемся с вами в рабочее время». Пользователь напишет: «могу прийти в воскресенье в 15:00». ИИ, «горя желанием помочь», отправит его к конкурентам, открытым в этот день и это время. Это не фантазия, подобный случай был;
- проблема с конфиденциальностью данных. Этот нюанс крайне важен для крупных компаний, которые обязаны хранить данные клиентов на территории РФ. Напомню, что ChatGPT — зарубежная разработка, как и большая часть работающих с ней платформ;
- длительное тестирование, необходимость загрузки большой базы данных и безэмоциональность (все-таки, нейросеть не сравнить с человеком в этом плане).
Все вышеперечисленное показывает, что гонка за трендом не всегда может привести к успеху. Можно последовать желанию внедрять технологичность, если:
- позволяют ресурсы. Притом и временные, и денежные, и «человеческие»;
- бизнес ежегодно растет и развивается. В таком случае не обойтись без автоматизации процессов, чтобы избежать потери качества работы.
Повышение конверсии через персонализацию
Хочу напомнить о подходе «all-in-one», который позволяет «прокачать» стандартные сценарии, повысить вовлеченность аудитории, добавить уникальность и интерактивность во взаимодействие с пользователями благодаря персонализации и поиску лучших точек контакта с клиентом.
При его использовании все воронки (сценарии) объединяются в одну и оптимизируются по CJM, то есть по пути совершения покупки клиентом.
Приведу пример:
Если формировать путь клиента и следовать этой схеме, то можно определить задачи, которые стоит «поручить» чат-боту, лишь изредка подключая к ним специалистов.
Безусловно, такой вариант подходит тому бизнесу, который владеет корректно работающей «базой». А вот массовые рассылки уже не показывают прежнюю эффективность.
Ориентироваться на CJM стоит обязательно, если хотите, чтобы воронки были интересными, полезными и волекающими для определенных сегментов аудитории на определенных ступенях.
Отдельный плюс и самый важный — это увеличение конверсионности благодаря релевантным посылам, «бьющим в цель» и мотивирующим аудиторию продолжать взаимодействие.
Что ждать от мессенджер-маркетинга в B2B
Безусловно, надо следить за трендами, но вот к решению об их внедрении необходимо подходить с осторожностью, взвешивая все «за и против», ориентируясь на цели бизнеса и возможности.
И, конечно, не забывать о потребностях и интересах ЦА.
- Как я говорила, стоит внедрять персонализацию. Но невозможно создать релевантный сценарий взаимодействия без тщательного изучения целевой аудитории и истории ее взаимодействия с компанией.
- Стандартные и привычные сценарии не потеряли свою актуальность и все еще эффективны, все зависит от ситуации.
Делюсь реальными примерами CJM, благодаря которым вы можете узнать, какие стадии решения проходят клиенты, как захватить внимание на каждом этапе, какие инструменты использовать и не только.
Удачи!
Еще больше новостей есть в нашем telegram-канале.
До связи! ❤