Как защитить от копирования слоган компании
Бренд - основной, но не единственный инструмент предпринимателей в борьбе за узнаваемость бизнеса. Кроме него есть масса способов заявить о себе. Например, придумать запоминающуюся фразу - слоган. Поговорим о том, как их использовать и нужно ли регистрировать в Роспатенте.
Слоган - короткая запоминающаяся фраза. Она выполняет сразу множество функций:
- формирует образ потребителя;
- повышает узнаваемость;
- демонстрирует ценность товара или услуги;
- стимулирует покупательскую активность и т.д.
Хороший слоган работает как поддержка для бренда. Он подчеркивает индивидуальность товара, дает ему дополнительный шанс остаться в памяти потребителя.
Далеко за примерами ходить не нужно. Каждый может вспомнить один-два слогана, услышанных рекламе:
Райское наслаждение - Bounty
Мы работаем - вы отдыхаете! - Indesit
Ведь Вы этого достойны - L`Oreal
В чем сложность использования слоганов
Хороший слоган в бизнесе - драгоценность. И уберечь его от копирования конкурентами довольно непросто.
Все дело в том, что слоганы не охраняются авторским правом. Полный перечень объектов авторских прав изложен в ст. 1259 ГК РФ. Отдельных предложений и рекламных лозунгов в нем нет.
Это значит, что удачный слоган может скопировать любой желающий. А тот, кто его придумал, никак не защитит свое творение.
Казалось бы, можно защитить слоган при помощи договора авторского заказа или передачи служебного произведения, но такие способы не дают 100% безопасности.
Максимум, что можно сделать - рассказать о краже широкой аудитории и попытаться вызвать резонанс. Однако правовых преимуществ такой способ не даст.
Вот один из громких споров за слоган:
Компания “Вимм-Билль-Данн Продукты Питания” обратилась в суд с иском к ООО “Данон Индустрия”. Причина - использование в рекламе слогана “Подарок вашему иммунитету”. “Вимм-Билль-Данн” использовала практически идентичную фразу - “В подарок вашему иммунитету”. В доказательство своих прав истец предоставил договор авторского заказа по разработке слогана.
Компания потребовала прекратить использовать предложение, выплатить компенсацию в размере 1 млн. рублей и опубликовать решение суда в открытых источниках. Однако суд не признал слоган самостоятельным объектом авторского права из-за недостатка доказательств и отказал в иске.
Как защитить слоган от копирования
Получить исключительные права на слоган и защитить его от конкурентов можно через регистрацию в Роспатенте.
Чтобы пройти регистрацию в качестве товарного знака, слоган должен:
- быть не похож на существующие зарегистрированные бренды;
- давать узнаваемость товарам или услугам;
- не вводить потребителей в заблуждение относительно качеств, состава или места производства.
Перед подачей заявки в ведомство необходимо проверить слоган на уникальность и подобрать для него классы МКТУ в соответствии с направлением бизнеса.
По закону наименование можно использовать именно в том виде, в котором оно было подано в Роспатент. Поэтому слоганы чаще всего регистрируют как самостоятельный товарный знак. Это позволяет использовать их как вместе с основным брендом, так и в отдельности.
Например, эти слоганы зарегистрированы:
“Управляй мечтой” - Toyota (ТЗ № 351288)
“Райское наслаждение” - Bounty (ТЗ № 402836)
“Будущее зависит от тебя” - “Мегафон” (ТЗ № 643860)
“На шаг впереди” - МТС (ТЗ № 426137)
После регистрации исключительные права на слоган будут действовать 10 лет. Затем их можно продлить - снова на 10 лет. Владелец слогана получает все законные преимущества товарного знака. Например, если кто-либо из конкурентов попытается использовать слоган в собственном бизнесе, правообладатель сможет:
- потребовать прекратить незаконное копирование;
- изъять из оборота промаркированные товары;
- потребовать компенсацию от 10 тыс. до 5 млн. рублей. в судебном порядке.
И наоборот, отсутствие регистрации передает все плюсы в руки подражателей. Пока слоган используется без оформления в Роспатенте, его может безнаказанно использовать любой заинтересованный предприниматель. Автор и сам рискует оказаться на месте нарушителя, если конкурент опередит его и первым сможет получить свидетельство на товарный знак.
Какой слоган не получится зарегистрировать?
Роспатент имеет одинаковые требования ко всем обозначениям. Слоганы - не исключение. По сути они представляют собой составные словесные товарные знаки и должны:
- быть уникальны;
- иметь различительную способность;
- соответствовать законам РФ.
Не удастся получить права на слоган, который повторяет чужой зарегистрированный бренд, противоречит нормам морали или прямо указывает на род деятельности.
К примеру, технологическая компания “Центр” не смогла зарегистрировать слоган “Сотри и выиграй!” для моментальной лотереи. Эксперт Роспатента посчитал, что такой призыв прямо характеризует азартную игру и не может получить статус товарного знака.
Руководство компании не согласилось с решением ведомства и попыталось опровергнуть отказ в Суде по интеллектуальным правам. Сделать этого не удалось.
Если вы используете слоган помимо основного товарного знака, стоит задуматься и о его регистрации. Так вы защитите его от копирования, не нарушите ничьих прав и сможете отстроиться от конкурентов с похожими предложениями.
Пройдет ли ваш слоган экспертизы ведомства, покажет полная экспертная проверка по базам Роспатента.
Если вам нужна консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.
Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.