Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Мы организовали одну из лучших служб поддержки среди b2b-сервисов рунета. Из 430+ честных клиентских отзывов в половине хвалят поддержку. Как так получилось?

Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Прежде чем приступать к разбору опыта и кейсов, представьте себя на месте обычного пользователя.

В попытках решить бизнес задачи находим нужный продукт. Изучаем функциональность и возникают вопросы. Как поступить?! О, чатик. Пишем туда и ждем... Хорошо, если помощь пришла оперативно. Но чаще робот сухо информирует, как важен запрос, а конструктивного ответа нет. Время прошло, вопрос забыт, сервис разочаровал.

Печальный итог. Конечно пользователь не обязательно уйдет к конкурентам, но отношение к компании у него уже складывается не самое положительное.

Доверительные отношения с клиентами — важный фактор роста. Не все компании понимают, что обслуживание клиентов — тоже продажи. Уже много лет в России говорят и проводят массу конференций про клиентоориентированность.

Жаль, что только говорят. Еще миллион лет назад Bain & Company проводила исследование на тему связи лояльности клиентов с продажами. Каждые 5% удержанных клиентов повышают прибыль компании на 25–95%.

Разрабатывая сервис финансово-управленческого учета «ПланФакт» (не самый простой продукт для любого предпринимателя), мы понимали, что нужно не только быстро отвечать пользователям, но и обучать их. Для клиентов проводили демонстрации, которые занимали от 1 до 2,5 часов, долго общались по телефону, почте и в чате, относясь к каждому с трепетом и заботой.

Когда число платных пользователей перевалило за 1000, такой подход перестал работать, ресурсов не хватало. Мы отказались от длительных демонстраций, оставили поддержку по телефону и в чате. При необходимости применяли сервисы удаленного доступа, Skype-звонки.

Качество обслуживания было не на высоте:

  • перегруженные операторы;
  • недостаточные знания новой функциональности у специалистов поддержки;
  • непонимание статуса исправления той или иной ошибки;
  • забытые диалоги в чатах, пропущенные звонки и так далее.

Итог — слишком большой Churn Rate (отток пользователей).

Решили изучить опыт западных сервисов. По данным Econsultancy и отчету BoldChat, более 65% пользователей предпочитают получать помощь в онлайн-чате. 79% из них выбирают этот канал, так как рассчитывают получить поддержку прямо сейчас и 46% отметили, что это самый эффективный метод общения. Большинство пользователей ожидают, что получат ответ в течение 1 минуты.

Именно на такой показатель мы и нацелились — предоставить быструю и качественную консультацию в считанные минуты. Основным каналом стал онлайн-чат.

Задачи, которые требовалось решить:

  • Сделать помощь максимально оперативной (реакция сотрудника менее 1 мин).
  • Повысить уровень знаний операторов (дополнительное обучение).
  • Наладить взаимодействие поддержки и разработки (статус решения проблемы доступен и понятен в любую секунду).
  • Организовать сбор обратной связи (оценка пользователем сотрудника поддержки, опросы клиентов).
  • KPI сотрудников связать со скоростью и качеством поддержки.

Как мы это сделали?

Шаг 1: Выбор инструментов

Перестраивать работу поддержки начали с подготовки инструментария и пересмотра бизнес-процессов.

Подобрали платформу для взаимодействия с пользователями в чате. Нашим задачам отвечал Intercom.

Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Для наполнения базы знаний применили Confluence, а пользовательские инциденты решили вносить в Jira.

Шаг 2: Настройка

В Intercom:

  • оформили окно чата;
  • ввели рабочие часы;
  • подключили необходимых ботов;
  • адаптировали карточку клиента под свои задачи;
  • настроили нужные плагины.

В Jira:

  • добавили отдельные рабочие доски для операторов;
  • тщательно проработали состав полей для создаваемого инцидента или пожелания пользователя;
  • наладили workflow.

В Confluence подготовили индивидуальное рабочее пространство.

Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Шаг 3: Автоматизация

Для ускорения работы и автоматизации используем правила обработки задач в Jira.

Так, например, происходит сейчас работа по исправлению ошибки:

  • Фиксируем инцидент в Jira.
  • Связываем его с диалогом в Intercom, прикрепив ссылку при создании.
  • Задача автоматически отображается на рабочем столе у специалиста тестирования, проходит верификацию, ей присваивается приоритет, затем отправляется в работу. Наивысшие приоритеты Blocker и Critical решаются незамедлительно, остальные ошибки планируются отдельно.
  • В диалоге с пользователем отражается вся работа по задаче от начального статуса до ее завершения.

Благодаря правилам специалисту поддержки не нужно перемещать тикеты, бесконечно уточнять статусы и следить за несколькими системами сразу. Все происходит «под капотом». Как только отдел разработки меняет статус задачи, добавляет комментарий, тикет поддержки также обновляется, в зависимости от того этапа работы, в котором он находится.

Благодаря связи диалога в Intercom и задачи в Jira вся информация (смена статуса, комментирование и так далее) публикуется в поле диалога в виде заметок для специалистов. При этом диалог тут же проинформирует об этом оператора.

Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Такой подход в разы сокращает время на мониторинг инцидентов и уведомления клиентов, которые обратились с ошибкой. Оператор видит нужный диалог и готов информировать об исправлении.

Существенно на скорость работы службы поддержки влияет рабочая среда платформы Intercom.

Для нас недостаточно было просто подключить и довольствоваться стандартными параметрами, описывающими каждого нового пользователя. Особое внимание уделили тому, как оператору в карточке пользователя увидеть все, что необходимо знать о клиенте, и не тратить время на поиск информации.

Используя API Intercom, решили задачу. Карточка клиента преобразилась в полноценный профиль, содержащий важные для работы данные:

  • дата регистрации;
  • имя;
  • номер телефона;
  • этап освоения продукта;
  • оплаченный тариф;
  • менеджер, закрепленный за клиентом;
  • является ли владельцем аккаунта или присоединенным пользователем с определенными правами доступа и другое.

Важным является использование специалистами сохраненных ответов (шаблонов).

Конечно, мы стремимся к персонализации, но поверьте, заранее разработанные формулировки для ответа на типовые вопросы серьезно облегчают жизнь.

Например, мы составили целый набор приветственных и заключительных фраз и формы для запроса данных. Специалисты наполнили раздел своими шаблонами и активно используют их в работе.

Шаг 4: Внутренняя и внешняя база знаний

Для пользователей полностью изменили структуру раздела помощь:

  • Актуализировали статьи, которые не успевали за развитием продукта.
  • Подключили к онлайн-чату виджет для поиска ответа на вопрос.
Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Клиент может задать вопрос напрямую из статьи и проголосовать, насколько она оказалась полезна. А мы — анализировать популярность и полезность Help-центра.

Для специалистов поддержки разработали внутреннюю базу знаний.

  • Наполнили ее техническими инструкциями, ответами на популярные вопросы, кейсами пользователей для решения задач бизнеса, описанием функциональности сервиса.
  • Каждый специалист принимает участие в развитии и наполнении базы знаний новыми сведениями.
  • Доступ к ней обеспечивает возможность получение ответа на вопрос пользователя самостоятельно, без обращения к коллегам.

Шаг 5: Коммуникации между отделами

Прежде всего обратили внимание на взаимодействие службы поддержки с разработкой и тестированием, регламентировали их взаимосвязь.

Это позволило специалистам всегда владеть актуальной информацией о тех работах, которые проводятся и планируются, и, конечно, о функциональности продукта.

Разграничили зону ответственности специалистов отдела продаж и поддержки. Операторы принимают все обращения чата «на себя» и передают ответственному менеджеру в подходящий момент.

Шаг 6: Сбор обратной связи

Одной из ключевых задач службы поддержки является сбор обратной связи. Подготовленный регламент для ее осуществления зафиксировали в базе знаний.

Основные принципы следующие:

  • ошибка фиксируется в Jira;
  • пожелание о новой функциональности фиксируется в Jira;
  • общее впечатление о сервисе запрашивается в форме честного (!) отзыва на сайте Startpack.ru.

Шаг 7: KPI и аналитика

Для специалистов поддержки разработали новую систему KPI. Выделили следующие показатели:

  • медианное время первого ответа на обращение;
  • медианное время всех ответов в диалогах;
  • удовлетворенность клиентов;
  • отзывы: качество и количество.

Каждый показатель регулярно анализируем для отдельного оператора и команды в целом.

Щепетильно изучаем диалоги с теми клиентами, которые остались недовольны, ищем ошибки специалистов и вырабатываем рекомендации для улучшения обслуживания.

Поначалу мы установили планку первого ответа в 2 минуты, снизив ее через несколько месяцев до 1,5 минут и затем до 1.

Сегодня скорость работы специалистов достойна быть примером для многих сервисов. Время первого ответа — до 30 секунд, а общего — до 1 минуты.

Хотите проверить на деле качество и скорость нашей поддержки, которая работает даже в выходные? Просто зайдите на сайт «ПланФакта» и задайте вопрос в чат, желательно осмысленный :)

К концу 2019 года получили следующие результаты (данные за месяц):

  • Медианное время первого ответа на обращение — 16 секунд. При этом процент диалогов обработанных менее чем за 30 секунд составил 74,4%.
  • Медианное время всех ответов при работе с пользователем — 26 секунд.
  • Удовлетворенность — более 96% всех клиентов остались довольны работой оператора.
Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Честные отзывы – крайне важно

Как я писала ранее, отзывы о работе сервиса пользователи размещают самостоятельно на независимом ресурсе. Операторы могут направлять их, даже предоставляя пошаговую инструкцию о том, как быстро и конструктивно опубликовать честное мнение о продукте. Ни в коем случае не просим кого-то хвалить и что-то приукрашивать.

Семь шагов к идеальной службе поддержки, опыт онлайн-сервиса

Благодаря работе службы поддержки уже больше года «ПланФакт» находится на 1 месте среди лучших сервисов для бизнеса.

Что дальше?

Следующая ступень — еще большая автоматизация, связанная со значительным ростом клиентской базы. При этом важно не потерять качество обслуживания. Уже сейчас запланированы эксперименты с использованием чат-ботов и роботов, а также туры по продукту.

О результатах расскажу в следующей статье, конечно, если опрос пройдет удачно :)

Статья была полезной?
Да, пишите продолжение
Нет, бесполезный материал​
Я – фасоль

Лояльных вам клиентов!

2020
25 комментариев

Ответили за 5 секунд)) Молодцы, чо)

2
Ответить

стараемся 💪

Ответить

Молодцы, майскую консерву разморозили) Если аккаунт зарегистрирован не вчера, это не значит, что его аффилированность незаметна. У вас в закладки добавлены статьи только за последние дни (видимо, для создания видимости "одушевлённости" аккаунта), 2 коммента тоже только за последние дни

Ответить

На сайте Битрикса в личном кабинете раньше были тикеты. Теперь всех принудительно переключили в чат. Описываешь проблему, тишина. На следующий день ответ - переключаем вас на профильного специалиста. Ещё через день пишет профильный специалист. Я ему отвечаю. Тишина. На следующий день он (или не он) спрашивает меня "Прошу вас уточнить, Вам удалось решить вашу проблему?".

1
Ответить

Вам не видны их внутренние механизмы. Поэтому взаимодействие с таким темным ящиком может вызывать затруднения. 

Например. В компании Лаборатория Касперского для 1-ой линии техподдержки регламентируется время решения проблемы. Если сотрудник 1-ой линии не может решить проблему в отведенное время - он передает проблему на 2-ую линию. Но! Для 2-ой линии техподдержки время решения проблемы не регламентировано. Поскольку это никак и никем не оглашается - у клиента может появиться недоумение. 

Так, подозреваю, и в вашем случае. "Прошу вас уточнить, Вам удалось решить вашу проблему?" - Сотрудник 2-ой линии занимался весь рабочий день одной проблемой. На следующий день переключился на вашу. Поскольку за рабочий день всякое может случиться - он уточняет обстоятельства.

Ответить

Осталось на crmindex и otzyvmarketing тоже отзывы подтягивать.

1
Ответить

Как отрабатываете повторное обращение по вопросу-жалобе? Открываете закрытый диалог? Есть ли обработка «сложных» вопросов (не задаваемых регулярно и имеющих типовые ответы) по отдельной цепочке специалист службы поддержки?

Ответить