Как завалить производство заказами? Системный маркетинг, который принес заводу из региона более 130 млн прибыли
В этом кейсе я рассказал про то, как за 1 год работы удалось добиться таких результатов. Методы, которые позволили систематизировать маркетинг, наладить работу отдела продаж, и, конечно же, заработать деньги, описаны подробно, чтобы каждый мог взять и сделать на раз-два-готово.
Привет! Меня зовут Антон Чулков. Я, директор по маркетингу, живу в Самаре, строю системный digital-маркетинг для бизнеса b2b. В маркетинге я уже более 4 лет и горжусь своим опытом и достижениями.
О клиенте
Направление: производство комплектующих для очистный сооружений (насосы, аэраторы, стации повышающие давление и так далее) . Типичный b2b.
ГЕО: работает по России, Казахстану и Белоруссии. Производство находится в городе Самаре.
Средний чек: 600 000 рублей.
С чем пришел клиент (было) :
- Выручка за 2022 год: 87 миллионов рублей
- Бюджет на маркетинг: отсутствует
- Объем продаж в месяц: среднем по году от 5,3 до 7 миллионов
- Маржинальность: 27%
Клиент осознавал, что нужно расти, но застрял и не понимал, как это сделать.
Стратегия продвижения
Проведя аудит маркетинга, отдела продаж и ключевых клиентов компании мы с клиентом составили стратегию продвижения, план и обозначили задачи на год. Определили ресурсы, команду для достижения цели и приступили к работе над проектом.
Какие ключевые действия помоги реализовать план и заработать 130 млн чистой прибыли?
- Релевантные посадочные страницы с лучшим УТП на рынке;
- Квиз-опросник с сюжетами на каждый товар (упрощенный вариант опросного листа в режиме онлайн) ;
- Онлайн-консультант (легкий способ поднять конверсию в моменте) ;
- Мастера кампаний на каждый город РФ и СНГ;
- SEO: обязательный инструмент каждого производства;
- “Утепленный” холодный обзвон на базу интересующихся нашей нишей;
- CRM система, которая помогла увеличить конверсию отдела продаж;
- email-рассылка 1 раз месяц + поздравления с праздниками.
Релевантные посадочные страницы с лучшим УТП на рынке
Продуктовая матрица производителя насчитывает порядка 12 категорий и более 50 наименований товаров. Если сегментировать каждый насос по техническим характеристикам (по мощности, по напору или температуре жидкости) , то это более 1 000 вариантов исполнения.
Было принято решение запускать рекламу на самые маржинальные категории, а именно насосы, шнековое оборудование, воздуходувки и насосные станции. На этих категориях товара клиент зарабатывает до 50% маржи.
Под каждую категорию была разработана релевантная посадочная страница с уникальным УТП. Трафик разделили и запустили самые денежные категории.
Посадочные страницы, были сделаны и запущены в работу в конце декабря, на конец января мы стали получать стабильно по 15-25 квалифицированных заявок в неделю. Этот результат был неплохой, но еще далек от идеала. Конверсия посадочных страниц была около 2%, что заставило нас задуматься об ее увеличении.
Статистика за январь 2023 года
- Конверсия сайта: было (0,3%) стало (2%)
- Количество отправленных КП: было 12 стало 62 (+510%)
- Сумма выставленных счетов: было 4 стало 38 (+950%)
- Рекламный бюджет: было 0 стало 200 000 рублей
Квиз-опросник со сценарием на каждый товар (упрощенный вариант опросного листа в режиме онлайн)
В производственной нише опросные листы — это один из способов оставить заявку. Как работает этот способ?
Нужно заказать насос? Обычно в этом случае оставляешь заявку на расчет стоимости и после 10-ти минутного разговора с менеджером тебе называют точную стоимость выбранной комплектации. Комплектация зависит от мощности, производительности, подачи, расхода и так далее. Но на практике не каждый может себе позволить тратить столько время на общение с менеджером.
Чтобы не расходовать его впустую, придумали опросные листы, которые достаточно заполнить и отправить, и затем на почту тебе поступает ответ с точной стоимостью.
Мы подошли к этой механике с красивым и простым решением — квиз со сценарием. Тот же опросник, но быстрее в 100 раз, а значить выше конверсия!
Конверсия сайта выросла на 1,4% после внедрения этого механизма!
Пример заполненной заявки, которую получали менеджеры по продажам
Статистика за март 2023 года (после внедрения квиза)
- Конверсия сайта: было (2%) стало (3,4%)
- Количество отправленных КП: было 62 стало 89 (+143%)
- Сумма выставленных счетов: было 38 стало 45 (+118%)
- Рекламный бюджет: было 200 000 рублей стало 260 000 рублей (+130%)
- Оплаченных счетов за год: 34 млн рублей
Результат впечатлял, но в запасе был еще один проверенный способ, который помогал увеличить конверсию.
Онлайн-консультант (легкий способ поднять конверсию в моменте)
Инструмент известный всем и каждому, а если еще использовать его правильно, то и эффективный. Возможно, вам может показаться, что онлайн-консультанты — это пережиток прошлого, но только не для b2b.
Если поставить этот плагин на сайт, прописать 2-3 вопроса для имитации беседы и запариться с “живой” фотографией, то результат не заставит себя ждать.
В среднем конверсия сайта поднимается на 1%, после установки плагина. Такую статистику наблюдаем во всех проектах. В нашем случае результат повысился на 0,8%
Мастера кампаний на каждый город РФ и СНГ
Мастер кампаний — инструмент от Яндекс Директ, с сомнительной репутацией.
Преимущество этого инструмента:
- фиксированная ставка за целевое действие;
-показы на поиске и в рся;
- настройка кампании за 5 минут;
- быстрый разгон и возможность масштабировать.
Недостатки:
- нестабильность.
Не стоит делать упор на работу с Мастерами кампаний (МК) , но их использовать можно и нужно. Если вы работаете на всю РФ, то МК стоит запускать на каждый отдельный город России (более 200 компаний. 1 МК = 1 город) .
По итогу получается большое количество кампаний, которые срабатывают только тогда, когда человек оставляет заявку.
Лидов с этих компаний немного, но общее количество заявок в месяц увеличивается в среднем на 25%.
SEO: обязательный инструмент каждого производства
Из-за того, что реклама имеет свойство ломаться и стоимость лида может гулять от недели к неделе, SEO поможет стабилизировать процесс. Первое, что нужно делать, когда вы доделали сайт, это найти ответственного специалиста по сео оптимизации.
Этот инструмент — фундамент вашего продвижения в интернете, но тут нужно быть осторожным, так как в SEO очень непрозрачные работы, которые трудно отследить не разбирающемуся человеку. Этим и пользуются недобросовестные специалисты, порой и крупные именитые компании.
Совет: ищите SEO-специалиста только по рекомендациям, иначе можете потерять значительную сумму и упустить время.
Если сео работает, вы сразу видите результат.
Рост с 350 до 750 посетителей в месяц!
Работу со специалистом начали во втором квартале 2023 года, пока сео позиции потихоньку ползли наверх наш фокус был на рекламе.
В середине года произошел переломный момент и сео начало работать, позиции выбились в топ и закрепились там. Тем самым стоимость заказа снизилась на 38%.
В нашей индустрии дорогостоящий трафик — это примерно 300 ₽ за клик. Если бы мы покупали такой же объем трафика через контекстную рекламу, это обошлось бы нам от 225 000 до 500 000 ₽ в месяц, а мы получали его бесплатно.
Однако конверсия была ниже, чем при использовании коммерческого трафика, который мы закупали.
Статистика с января по июнь 2023 года
- Конверсия сайта: 4,2%
- Количество отправленных: 256
- Сумма выставленных счетов: 282 млн рублей
- Бюджет на маркетинг: 8,4 млн рублей
- Оплаченных счетов за год: 168 млн рубл��й
Поле того, как прошла половина 2023 года было принято решение внедрять телемаркетинг, но использовать простые базы не имело смысла.
На тот момент на рынке появился новый инструмент (номера телефонов с посетителей сайта) , который идеально вписался в структуру отдела продаж, так как все прошлые года они обзванивали холодные базы и продавали с этих обзвонов.
“Утепленный” холодный обзвон на базу интересующихся нашей нишей
Прогресс не стоит на месте и сейчас обзванивать базу 2ГИС или Руспрофайл не совсем результативно. Да, клиенты там есть, но сколько нужно обзвонить номеров, чтобы попасть на ЛРП и еще и продать оборудование? Наверное, не одну сотню номеров, это точно.
Красивое решение есть! Нужно просто звонить тем, кто посещает ваш сайт, но по какой-то причине не оставляет заявки и не пишет на почту. Это можно сделать с помощью специального инструмента и выйти на ЛПР меньшими усилиями.
Цена лида с посетителей сайта в 5 раз меньше!
Такую базу контактов получал отдел продаж каждый день в автоматическом режиме. Количество номеров регулировал РОП в зависимости от нагрузки отдела, в среднем менеджеры получали от 20 до 40 номеров в день.
Каждый 15 номер становился лидом и потенциальным клиентом, с которым общался менеджер отдела продаж.
Для этого подхода мы вместе с РОПом разработали скрипты продаж в холодную
CRM-система, которая помогла увеличить конверсию отдела продаж
Контакты и данные — основная ценность, и работать с ними нужно регулярно и правильно. Хранить данные в эксель табличке можно, но до поры до времени, иначе отдел продаж может просто запутаться в том, что сами же создали.
Оптимальное решение — переход на CRM-систему
Во-первых, рутинная работа менеджеров сокращается минимум в 2 раза, так как все автоматизировано и упаковано в простой интерфейс.
Во-вторых, чаты, звонки и письма на почту приходят в одно окно и просто невозможно потерять клиента или забыть ему ответить.
В-третьих, это база данных, которая имеет большую степень защиты, чем файл.
В-четвертых, можно ставить себе напоминалки прямо в системе и не терять их.
Тут можно перечислять еще очень долго, основное — это увеличение эффективности отдела продаж.
CRM систему внедряли плавно и не быстро, на это было 2 причины:
1) Человеческий фактор. Отдел продаж сильно зависит от общего настроения коллектива, но менеджеры и управленцы понимали, что без битрикса будет менее эффективно, чем с ним.
Было принято решение заводить работу менеджеров в систему плавно и без лишних нервов.
2) Большой массив данных. Помимо интеграций с сайтами в срмку выгружались лиды для холодного обзвона, интеграция с системой аналитики, телефония и база клиентов.
Исходя из вышесказанного на интеграцию ушло более 5 месяцев, работы продолжаются и до сих пор, но основную работу мы закончили в ноябре 2023 года.
Email-рассылка 1 раз в месяц + поздравления с праздниками
Электронной почтой пользуются все производственники, поэтому этот канал необходимо использовать и напоминать о себе нашим клиентам.
Здесь важно не то, насколько выгодное предложение вы пришлете клиентам, а то как регулярно вы будете присылать им письма. Рассылки по базе клиентов — это игра вдолгую, здесь нужно просто делать.
Оптимальный темп рассылки — 1-2 письма в месяц, но не больше, а то можно улететь в спам.
О чем можно писать? Повышение цен на продукцию, расширение товарных позиций, открытие нового филиала и, конечно же, поздравлять с праздниками.
Что важно? Письма на почту это просто, но тут нужно соблюдать системность в этом подходе. Стоимость рассылки на 2000 контактов стоит от 2 до 4 тысяч рублей, но может принести сделку от постоянного клиента на несколько миллионов рублей.
Результаты работы
Было
- Выручка за 2022 год: 87 миллионов рублей;
- Бюджет на маркетинг: отсутствует;
- Объем продаж в месяц: среднем по году от 5,3 до 7 миллионов;
- Маржинальность: 27%;
- Средний чек: 600 000 рублей.
Стало
- Выручка за 2023 год: 369 миллионов рублей;
- Бюджет на маркетинг 19,8 миллионов рублей;
- Системный и прозрачный рост показателей от квартала к кварталу;
- Объем продаж 30 000 000 ₽ — 40 000 000 ₽ в месяц;
- Автоматизация всех процессов;
- Маржинальность: 32%;
- Средний чек: 840 000 рублей.
Е��ли вы понимаете, что мой опыт для вас релевантен, то можете писать мне в телеграм, обсудим
Telegram: @antonchulkov