Креативный маркетинг для IT-брендов: собрали 6 трендов, которые хорошо заходят айтишникам
За 10 лет мы убедились, что классический маркетинг в IT проигрывает креативному. Айтишную аудиторию не зацепишь сухой пользой и стандартными продающими приемами. А вот искренность и креативность могут привлечь внимание к вашему бренду. Поэтому в наших рекламных активностях айтишники вступают в тайный орден, сажают деревья на IT-даче и взаимодействуют со спикерами через экран. В статье раскрыли шесть трендов в маркетинге, которые полезно применять, если вы работаете с IT-аудиторией.
Мы в ITD Agency 10+ лет помогаем IT-компаниям креативно привлекать лучших спецов с рынка и повышать узнаваемость бренда. И точно знаем, что в этой сфере классический маркетинг проигрывает креативному. Классический маркетинг в большей степени направлен на лидогенерацию, а задачи креативного — вызвать сильный эмоциональный отклик у аудитории и запомниться.
Но обо всем по порядку.
Что не так с классическим маркетингом в IT
IT-аудитория — это люди с активной жизненной позицией в интернет-пространстве. Если их что-то восхитило или вызвало негатив, им будет не лень оставить емкий коммент в сети и развести дискуссию. А иногда даже создать целый тред в твиттере, который развирусится по всему сообществу.
В IT-сообществе развита культура отмены. Если бренд резко, оскорбительно или неправильно выразился, он может сразу получить бан на свою маркетинговую активность. Таким брендам или спикерам устраивают бойкот и отменяют все заслуги: их хейтят в комьюнити, не зовут на мероприятия, исключают из круга.
Еще одна проблема — выбор инструментов маркетинга сузился за последние два года. После блокировки запрещенных социальных сетей, которые качали узнаваемость IT-брендов, бизнесу пришлось искать новые источники рекламы. Оставшиеся на российском рынке диджитал-площадки быстро перегрелись, а коммуникация в них перестала вызывать эмоции. Поэтому бренды начали искать альтернативы и нашли их в креативном маркетинге.
Креативный маркетинг — это не про волшебные инструменты, а про смелые идеи и решения. Тот же образовательный митап можно провести в технопарке, а можно всё комьюнити собрать в Римском кафедральном соборе или в планетарии, а в процессе тематически обыграть выбор локации. Например, составить для каждого участника IT-натальную карту.
Коммуникационную стратегию бренда можно выстраивать стандартно: рассказывать о себе через блоги, качать экспертизу на конференциях, вести телеграм-каналы с кейсами. А можно создавать яркие вирусные инфоповоды, как у Авиасейлс, Яндекса или Тинькофф.
Всё больше крупных брендов пробует экспериментировать в коммуникации. Например, такие нестандартные идеи мы нашли у Тинькофф, Яндекса, Авиасейлс и Yota
Третья проблема — страх за репутацию. Пока мы видим, что многим брендам страшно быть немного безумными: они боятся «потерять лицо». Например, когда мы придумываем крейзи идеи в маркетинге, клиенты стараются снизить градус безумия и смелости до привычной температуры «правильной коммуникации».
Что вы можете использовать уже сейчас, если работаете с айтишной аудиторией: 6 трендов в креативном маркетинге для IT-брендов
И всё же интерес и запрос на креативный маркетинг в IT неуклонно растет. Всё чаще в брифах мы встречаем запрос на смелую коммуникацию. Бренды смотрят на крупняков и понимают, что более смелый подход выигрывает: помогает решать бизнес-задачи с меньшим бюджетом и большим профитом. Особенно это важно небольшим компаниям и стартапам, которым сложно тягаться с огромными бюджетами на маркетинг именитых конкурентов.
1. Аутентичность
IT-специалисты хорошо чувствуют фальшь и скептически относятся к глянцевой идеализированной картинке: они прислушиваются к честному мнению и реальным людям. Эта аудитория выбирает бренды, которые подчеркивают свою уникальность и в то же время стремятся быть искренними и открытыми. Поэтому креативную концепцию нужно строить вокруг отличительной черты бренда, которая откликается аудитории.
Когда мы придумывали концепцию для первого юбилея Иннополиса, самого технологичного и молодого города в России, хотели подсветить основную ценность бренда в уникальном комьюнити — его жителей. Ведь именно они закладывают ценности города и решают, каким будет Иннополис.
Людям всегда интересно смотреть истории про себя и знакомых, поэтому мы максимально задействовали жителей при подготовке. Они снимали ролики, писали забавные истории из жизни города, вспоминали ярких городских персонажей, поднимали самые странные обращения в консьерж-сервис.
2. UGС-контент
Тренд на аутентичность перетекает в использование UGC — контента, созданного самой аудиторией. К нему относятся фото и видео с продуктом, посты пользователей о продукте, элементы взаимодействия с сотрудниками или представителями бренда и многое другое.
UGC-контент вдохновляет людей больше взаимодействовать с брендом и делиться живыми эмоциями — это бесценно для привлечения лояльной аудитории.
Например, для продвижения «Тайного ордена айтишников» мы придумали тизерную рекламную кампанию, которая мотивировала жителей Иннополиса снимать и делиться контентом. На несколько ночей в городе появилась неоновая проекция логотипа со звездой и глазом на одном из домов центральной улице. А на следующий день люди в черных мантиях разносили секретные письма с пасхалками по почтовым ящикам.
Все эти активности вызвали интерес жителей города: в соцсетях и чатах они делились письмами и обсуждали неоновую звезду
UGC-контент мы использовали и для продвижения беговых соревнований для айтишников «Иннополумарафон». Придумали маркетинговую активацию, которой хотелось бы делиться в социальных сетях. Люди проходили тест «Узнай, какой ты бегун в мире IT», а чат-бот собирал умный плейлист для бега в зависимости от результатов.
Аудитория веселилась и делилась результатами теста в соцсетях, а мы получили хорошие охваты
3. Геймификация
Тренд на геймификацию набирает обороты. В 2023 году количество заявок на создание игр для брендов выросло более чем в пять раз. Например, мы делали для Delivery Club онлайн-игру, чтобы познакомить и сплотить сотрудников из разных городов.
Разработали сюжет и сделали командный онлайн-квест с аватарами, ролями и сюжетной линией на диджитал-платформе. Получился час веселой игры с внутряками и пасхалками из жизни компании.
За час игры познакомили семь команд из девяти городов
4. Ностальгия
Ретро и ностальгические эмоции тоже в тренде. Возвращение в прошлое дарит чувство стабильности, напоминает о детстве и юности — это яркие глубокие эмоции, которые помогают создать связь с брендом. Мы протестировали этот тренд в новогоднем поздравлении наших партнеров: собрали бокс с разными атрибутами бренда от каждого направления нашего холдинга Imagine group.
От IT-направления подарили старую добрую кнопочную «Нокиа 3310». В нее добавили единственный номер телефона — номер нашего агентства. А в сообщения закинули сторителлинг, как этот телефон может помочь в сложных рабочих ситуациях, зафиналив идеей о том, что лучше набрать нам и мы поможем всё решить.
Элементы ностальгии мы также использовали в конференции для мобильных разработчиков и дизайнеров «Мир.Труд.Мобайл». Дело было во время майских праздников, поэтому мы отправили участников «на виртуальную дачу»: с помощью визуала и интерактива погрузили айтишников в дачную атмосферу, собрали их у диджитал-костра и перепели под гитару Батарейку.
5. Коллективность
HR-бренд в IT хорошо качает событийный маркетинг — это когда компании целыми командами участвуют в необычных фестивалях, марафонах и забегах. Можно придумать свой яркий креативный концепт мероприятия, который запомнится команде, а заодно и разлетится в телеграм-каналах как PR-инфоповод. Но можно поучаствовать и в уже готовых мероприятиях, которые подходят под ДНК вашего бренда.
В Санкт-Петербурге каждый год проводят фестиваль сапсерфинга, где тысячи людей соревнуются за награду лучший костюм или доску: некоторые IT-команды участвуют в нем не один год подряд
Команда «Кухни на районе» съездила в Суздаль на День огурца: изучила все виды огуречных закруток, попробовала огуречное варенье и забрала приз за лучший костюм. Источник: дзен-канал компании
6. Передвижные рекламные поверхности
IT-аудиторию можно привлекать не только в диджитал-каналах. Например, для серии митапов в разных городах России мы придумали символ — чемодан, который будет объединять комьюнити айтишников по всей стране. Снаружи чемодан демонстрирует свой путь с помощью наклеек, автографов и пожеланий от спикеров митапов в каждом городе. А внутри чемодана — открытки от участников из разных городов.
Чемодан передавали из города в город от Казани до Москвы
Как использовать креативный маркетинг в своем бизнесе
Вот что мы рекомендуем тем, кто хочет создать креативную маркетинговую кампанию для IT-бренда:
- Обсуждайте без цензуры. Первое правило при создании креативной идеи — никаких правил. Сначала безбашенные и безрассудные идеи, а потом тщательный отсев и выбор инструментов. Креатив привлекает внимание к бренду именно благодаря нетривиальным решениям, которые родились в обсуждениях без цензуры.
- Глубоко изучайте интересы аудитории. IT-аудитория — это ребята с высоким уровнем критического мышления и активным диджитал-поведением. При создании креативной концепции важно попасть те же ценности и взгляды.
За 10+ лет работы с IT-компаниями мы создали свою рабочую формулу креативного маркетинга в этой отрасли: логика + айтишный юмор + интеллектуальная постирония.
- Уделите внимание деталям. Проработайте до мелочей посыл, контент и визуал. Айтишники очень внимательны к деталям и могут закидать бренд негативными комментариями, если заметят ошибку или заподозрят неискренность.
- Интегрируйте креатив в бизнес. Используйте нестандартные решения, чтобы создать уникальный имидж и выделиться на рынке.
Поделитесь, какие креативные кампании от IT-брендов попали вам в самое сердечко, а какие выбесили.