3 случая, как исследования помогают проектам в неопределенности
В этой статье вместе с уютным ресерч-отделом расскажем про воркшопы, которые спасают нервные клетки заказчикам и дизайнерам. Статья написана на основе опыта работы в Pragmatica.
В статье много букв, поэтому вот краткий пересказ:
Дальше будет несколько слов теории, за кейсами – жмите сразу сюда.
Откуда появился воркшоп и что это такое
Раньше с заказчиками мы проводили только установочные встречи и составляли бриф, но чего-то не хватало. Важные детали бизнеса оставались за бортом, а они напрямую влияют на решения в дизайне.
Теперь любой проект мы начинаем со стратегического этапа, в которой входит воркшоп (уже позже я узнала, что подобную методологию применяют в бизнес-консалтинге).
Воркшоп – это встреча с клиентом, где мы погружаемся в продукт, собираем данные о бизнесе и утверждаем цели и задачи проекта. Затем строим стратегию и перекладываем ее на ресерч, дизайн и маркетинг.
По итогам воркшопа мы получаем:
- Паспорт проекта, где фиксируем все вводные: от миссии компании до ожиданий по дизайну
- Сформированный флоу работы с реальным объемом и сроками
- Понимание цели клиента и способов ее достижения – основу для дальнейшей стратегии
- Техническое задание для нашей команды
- Другие плюшки, например, user flow, CJM или общее виденье по MVP
Перед встречей исследователи изучают продуктовую стратегию, бренд-платформу, презентации и первичные прототипы, анализируют бриф и создают индивидуальный план воркшопа в FigJam.
К воркшопу мы подключаем ребят из команды с нужной экспертизой, и команду клиента, чтобы часть решений не откладывать в долгий ящик и принять уже на встрече.
По ссылке можно посмотреть, как выглядят шаблоны воркшопов, которые мы используем на встречах. Вопросы собираем индивидуально, по ссылке – общий срез.
И конечно, сейчас на примерах покажу, как работает воркшоповская магия.
Помогли договориться руководителям в корпорации
Мы работали с компанией производителем, которая развивает десятки направлений по уходу за телом и здоровьем – от зубных паст до бадов. Клиенту нужен был удобный для пользователей сайт, который отражает деятельность и ценности бренда.
На старте мы заметили много накопившихся данных, это ожидаемо, когда компания существует с 2001 года. Но главная сложность для нас – у разных команд было много пожеланий, что нужно отразить на сайте.
Как нам помог воркшоп
На воркшопах мы вместе навели порядок в данных: приземляли и утверждали существующие материалы, обозначили целевую аудиторию, миссию, основные посылы и принципы каждого бренда и компании в целом, их характер и tone of voice. Затем определили роль и функцию каждого раздела сайта.
Это помогло привести мнения разных команд к общему знаменателю.
Сначала команда заказчика скептически относилась к воркшопам и не понимала, зачем тратить на них время. Но когда за пару часов совместной работы мы зафиксировали структуру разделов сайта, клиент влюбился в воркшопы и активно включился в работу. Нам удалось найти общее виденье и сформулировать опорные точки для проекта, несмотря на разные мнения в команде.
В течение этого проекта мы регулярно проводили воркшопы с командой: собирали информацию о каждом бренде со стейкхолдеров, оперативно согласовывали ее и упаковывали в контент для сайта. Всего за время проекта мы провели больше 10 воркшопов.
Сделали план развития для медицинского сервиса
Однажды к нам пришел грузинский медицинский сервис Redmed, который предлагает множество услуг: от онлайн-консультаций до вызова специалиста на дом. Компания хотела наладить стабильный поток новых пользователей, а также понять, почему уходят старые и вернуть их на сайт. От нас ждали UX-аудит – анализ пользовательского опыта и поиск проблем в интерфейсе и дизайне.
Мы изучили рынок, презентации и цифры. После провели два воркшопа в нашем грузинском офисе. На первой встрече – разобрались в продукте и целевой аудитории, на второй – с какими сложностями сталкиваются пациенты и врачи при онлайн-консультациях через этот сервис.
Как нам помог воркшоп
Оказалось, что аудитория сервиса на тот момент была в 40 раз меньше, чем планировал клиент. Чтобы вырасти до этих цифр, сначала нужно подготовить продукт к масштабированию. Например, разобраться со слепыми пятнами в аналитике, продумать стратегию запуска фичей, и да, решить проблемы с user flow и UX.
После воркшопа мы опросили пациентов и врачей и проверили наши гипотезы про сервис. Выяснили, что пользователи «отваливаются» не из-за проблем в UX. Скорее, они не до конца понимают главную ценность продукта.
Зная эти блокеры, мы предложили другой подход.
Сначала – изучить пользователей в полноценном Jobs To Be Done исследовании, и затем, с этими данными, продумать позиционирование, понять, какие фичи интересны аудитории и наладить user flow. Еще мы разработали для компании пошаговый план внедрения HADI-цикла, чтобы в будущем компания могла самостоятельно тестировать разные фичи продукта и понимать запросы аудитории.
Все наши рекомендации мы упаковали в подробную презентацию в Figma и передали клиенту.
Нашли новую целевую аудиторию продукта
И вот третий пример – сервис для маркетологов, который помогает повышать качество рекламных кампаний в Google с помощью AI. А еще это стартап, с большим количеством постоянно меняющихся вводных.
Кстати, это был наш первый воркшоп для стартапа. Не все получилось так, как задумывали, но мы собрали ошибки, и я делилась ими в другой статье. Так можно проследить эволюцию воркшопов :)
Компания планировала привлечь первых платящих пользователей через 3 месяца. Для этого нужен понятный продукт – личный кабинет, сайт и айдентика.
Когда мы подключились к проекту, объем фич постоянно расширялся, а у клиента не было представления, какая из функций в приоритете. Поэтому мы собрались на воркшоп, чтобы зафиксировать, что войдет в первую версию.
Как нам помог воркшоп
Вместе с клиентом мы погрузились в возможности нейронки в основе продукта. Это помогло предположить целевую аудиторию, которая принесет максимальную прибыль, обозначить приоритетные для нее фичи и сразу сформулировать гипотезы, которые нужно проверить в исследовании.
Мы продумали сценарии использования продукта и заложили в работу дальнейшие исследования – глубинные интервью с маркетологами, чтобы узнать, как новый продукт встраивается в работу специалистов. Позже мы это проанализировали и положили в структуру сайта, чтобы он говорил на одном языке с аудиторией.
Короче, выводы
- Воркшоп – это полезная штука, чтобы разобраться, что происходит на проекте, и определить дальнейшие шаги. Он полезен, когда в разработке продуктов и сервисов много идей, документации и согласований. При этом воркшопы хорошо работают как для больших компаний с историей, так и для маленьких стартапов.
У воркшопа есть методология, и для его проведения желателен исследовательский опыт, чтобы не случился обычный брифинг.
- Воркшоп позволяет сфокусировать на работе и клиента, и исполнителя. При прямом контакте можно быстро собрать все потерянные детальки пазла на проекте, выбрать правильную стратегию и приступить к работе с полной ясностью.
Кстати, сейчас в телеграм-канале Прагматики Senior Designer мы плотно обсуждаем продукт, говорим о процессах и делимся артефактами из проектов. Приходите!