Shema — игрушка и сонный ассистент на стыке IoT и AI от стартаперов из Волгограда
Shema — устройство, которое успокаивает ребёнка и помогает ему заснуть. Оно управляется со смартфона, имеет «умный» модуль и десятки полезных функций. За два года продукт вырос с нуля до 1000 продаж ежемесячно, и это число только растёт.
Чтобы создать качественный продукт, фаундерам пришлось потрудиться. В 2019 году создатели выпустили 12 обновлений встроенного ПО, залили в AppStore и Google Play 10 версий приложения, сделали два апдейта схемы и четыре раза поменяли форму игрушки.
Ниже — настоящая, не глянцевая история волгоградского стартапа Shema, который уже покорил Россию и готовится к выходу на мировой рынок. Рассказывает CEO стартапа Андрей Шемет.
Как зашли на рынок
В нишу детских игрушек фаундеры попали почти случайно. Знакомая уехала работать в Восточную Европу, открыла там магазин с детскими товарами. Через несколько месяцев она предложила ребятам продавать продукт, которого еще нет в России. Это игрушка Dodoo — она помогает детям засыпать: слышит их плач и сама включает приятные мелодии.
Андрея заинтересовала уникальность продукта, и он согласился. Опыт продаж в интернете был, поэтому с открытием интернет-магазина, рекламой и налаживанием сбыта проблем не возникло. Игрушка людям нравилась, продажи шли неплохо. Однако уже через несколько месяцев стало понятно, что Dodoo имеет много недоработок.
Внешне и по своим функциям игрушка устарела — она отвечала скорее реалиям 1990-х годов, и в 2018-м была не совсем актуальной. Андрей связался с производителем, чтобы обсудить возможности улучшения продукта. В ответ только отмахнулись. Мало того, через несколько месяцев производитель захотел отобрать эксклюзивное дистрибьюторство.
Неактуальная игрушка и напряженные отношения с производителем привели Андрея к необходимости делать свой продукт — качественный и современный.
Как разрабатывали Shema
В основу игрушки фаундеры заложили три составляющие, которые помогали ей стать актуальной: интеграцию с приложением на смартфоне, гибкую настройку и уникальный дизайн. Это позволило бы выйти на растущий IoT-рынок, предложив действительно новый продукт.
Создавали Shema с нуля: дизайн, железо, приложение, производство, каналы продаж. Опыта разработки продуктов ни у кого не было, поэтому учиться приходилось на ходу. Впрочем, бэкграунд все же пригодился.
Андрей Шемет
До 21 года профессионально занимался футболом. Получил серьезную травму и из спорта пришлось уйти. Он всегда мечтал сделать крутой интернет-проект, который не привязывал бы к офису и позволял свободно путешествовать по миру.
Зарабатывал первые деньги еще в юности — привозил вещи из Китая и продавал в интернете. Спорт подарил Андрею дисциплину и характер, которые позволяют ему чувствовать себя уверенно в условиях жесткой конкуренции.
Дизайн игрушки. Чтобы понять, как будет выглядеть Shema, провели конкурс среди дизайнеров Волгограда. Когда увидели этого милого кота с большой головой, то поняли — он и будет новой игрушкой.
Началось самое сложное — пошив прототипа. Трудность была в том, что голова у кота была слишком большая, и она плохо балансировала с телом. Местные швейные производства предлагали несколько вариантов, но получалось плохо.
Такую нелепую игрушку пускать в продажу было стыдно
Парадоксально, но качественную и красивую игрушку получилось сделать только в Китае. Котенок Shema получился большеголовым, но с шеей, отлично сидел и выглядел оригинально. Андрей с коллегами специально ездили на фабрику в Китай, чтобы обсудить детали контракта.
Артур Верещагин (на фото третий справа)
Первый бизнес-ангел, а сейчас уже CFO. Участвовал на всех стадиях проекта. Благорадя ему компания с первого дня показывает положительные финансовые показатели.
Вторая непростая задача — сделать красивый и функциональный модуль, который был бы одновременно безопасным, компактным, мягким и изящным. Дизайнеры студии Design Heroes придумали концепцию и подготовили модуль к производству. Чтобы объединить высокотехнологичное (электроника) и традиционное (плюш) производства, было принято решение работать с разными подрядчиками. Каждый из них делает ту часть изделия, которая соответствует его профилю.
Приложение. У команды разработчиков была задача — сделать мобильное приложение, которое позволит управлять игрушкой удаленно: регулировать свет, включать музыку, настраивать датчики шума и движения. Главная трудность состояла в том, чтобы Shema корректно соединялась даже с бюджетными китайскими смартфонами с нестабильной связью через Bluetooth.
После запуска продаж разработчики приложения регулярно получают обратную связь от пользователей и улучшают приложение. Недавно появилась функция плейлиста — родители могут записывать и воспроизводить любую музыку, которая нравится их ребенку.
В будущем планируем расширить функционал для работы с мелодиями, заняться созданием уникального контента. Наша задача — вовлекать пользователей в экосистему Shema. Кроме того, мы постоянно улучшаем скорость работы приложений и игрушки. Планируем добавить элементы AI.
Продажи. Главный канал продаж — прямая и нативная реклама в Инстаграме. Shema отправлялась к знаменитостям, у которых были дети, и некоторые выкладывали их в сторис.
Настоящий ажиотаж вызвал положительный отзыв на игрушку от модели Алены Шишковой. В тот день мы ушли из офиса в полночь, потому что обрабатывали запросы. На профиль Shema в Инстаграме подписалось около десяти тысяч человек.
В целом реальные отзывы в Инстаграм позволяют покупателям увидеть игрушку «вживую» еще до покупки. Некоторые видеоотзывы мы публикуем на сайте.
Музыка. Музыкальный контент для Shema тоже сделали с нуля. Колыбельные и сказки записывали сами фаундеры или их знакомые музыканты. Настоящим хитом стала 8-минутная аудиомедитация, которую записали вместе с Мариной Лисовец — теплые отзывы о ней оставляет каждая вторая мама.
Как запустились: продажи и первый факап
В декабре 2018 года был готов сайт и настроена реклама, началась продажа игрушек. К весне вышли на 50 заказов в месяц, покупатели стали оставлять первые отзывы. В основном люди благодарили: котенок Shema действительно нравился детям и помогал им засыпать.
Но были и недочеты. Инженер перепутал номер резистора, и некоторые игрушки заряжались 24 часа вместо заявленных трех. Это вызывало возмущение покупателей, и в следующей партии недоработку устранили.
К началу июля продали тысячу игрушек — первая партия закончилась. Денег на новую партию не было, так как к этому моменту еще не пришла дебиторка. Чтобы исправить положение, руководители приняли решение собирать предзаказы, обещая доставить игрушки через месяц. Выдержать срок не получилось — первые коты Shema отправились заказчикам только в октябре.
Я принимаю все недочеты слишком близко к сердцу. Просыпаюсь по ночам в холодном поту, если получаю негатив по отношению к продукту или работе команды. И в тоже время каждый такой отзыв — это руководство к действию: значит, надо исправляться и улучшать продукт.
Сейчас поставки налажены, с осени 2019 года продается от тысячи котов Shema в месяц. Бум продаж, ожидаемо, приходится на время скидок и акций — например, в Черную пятницу или перед Новым годом.
В сентябре 2019 года основатели начали интересоваться фондами и акселераторами, которые помогают стартапам. Подали заявку в Y Combinator («выпустил в жизнь» такие компании, как Airbnb, Dropbox, Twich). Заявку одобрили, ребят пригласили на видеоинтервью.
Но не тут-то было. Андрей перепутал часовые пояса и вышел на связь через сутки после назначенного времени. Второго шанса YC не дал. В каком-то смысле это и к лучшему: фаундеры поменяли концепцию и узнали о проекте много нового.
Куда двигаться дальше: апгрейды и мировая экспансия
В планах — дорабатывать продукт для удобства пользователей.
Внедрять Wi-Fi-модули в дополнение к Bluetooth-соединению. Это сделает связь между игрушкой и приложением быстрее и стабильнее.
Внедрить элементы AI. Так игрушка станет ассистентом сна для ребенка и помощником для родителей. Shema будет передавать информацию о циклах сна, эмоциональном состоянии ребенка, температуре в доме и на улице, напоминать о кормлении.
То, чего точно не будет — элементов развивающих игрушек. Это ниша перегрета продуктами, а потому не так интересна и перспективна. Путь Shema — оставаться в своей нише, развиваться и занять позицию лидера.
Наша игрушка пользуется спросом не только в России и СНГ, но и в других странах. Котенок Shema находит покупателей из стран Прибалтики, Швейцарии, Италии, Франции и даже Венесуэлы. За год мы отправили игрушку более чем в 40 стран мира.
Дело в том, что аналогичного продукта нет ни в США, ни на Западе, ни в Китае. Мы делаем уникальный продукт на стыке IoT и AI.
Как показывают исследования, рынок интернета-вещей к 2030 году вырастет на 30%, похожую динамику показывает рынок устройств с искусственным интеллектом. А на фоне возрастания интереса к теме healthy-товаров (в частности — ассистентов для сна) Shema имеет все шансы стать лидером в своей нише и конкурировать с проектами крупных игроков рынка.
Развиваться в этом направлении самим долго и сложно — рывок в выходе на мировой рынок возможен только с серьезными инвестициями. Проектом Shema сейчас интересуются крупные инвесторы из России, Испании и Германии, фаундеры ведут с ними переговоры.
Связаться с руководством стартапа Shema:
Андрей Шемет — as@shema.toys.
Прототип — это сильно :)
Почему-то вспомнились кубики
Идея хорошая, но 9 штук за мягкую игрушку которая читает сказки?! Кот басик (который в 8 раз дешевле) и телефон заменят ваше устройство... Со всеми фишками которые вы описали: AR, wi-fi, блютуз, оценка сна и прочее она может столько и стоила бы но сейчас((((
Что-то с темпами роста рынка IoT явно напутано. Может, 300% к 2030? Может, 30% в год? Но точно не 30% к 2030 - это 2,6% в год ;)
Собственно, кликнул на статью и да, там совсем другие цифры. Внимательнее старайтесь, если ждёте инвесторов!
Не боитесь, что как только игрушка станет популярна китацы сделают то же самое, только раза в 3 дешевле и сразу с Wi-Fi?
В Майами таких китайских игрушек навалом.
Сначала подумал: "что нового? Чем отличается от остальных игрушек рынка, помогающих засыпать?", но ознакомившись со статьёй пришёл к выводу, что было бы интересно протестировать этот вариант.;)