Инвестор для стартапа. Кому 500 000р?
Денис Гордиенко, директор Bright Mobile, о требованиях инвестора к стартапам.
Недавно писал статью о том, как лучше общаться основателю стартапа с инвестором. После этого ко мне обратился один из инвесторов, с предложением найти стартап, в который бы он вложил 500 000р. Эта статья посвящена предлагаемым условиям.
Инвестор предполагает, что 400 000р. пойдёт на разработку MVP, а 100 на первичный маркетинг, чтобы собрать аудиторию в несколько сот человек и услышать их мнение. Я бы так жёстко не привязывался — проекты все разные и предложил бы заинтересованным основателям написать как они планируют распределить эти полмиллиона на старте.
Условия
Условия достаточно просты:
- 500 000р согласованными траншами, привязанными к трекингу проекта
- от 10% доли проекта. Точный объём оговаривается индивидуально
- Достижимый рост х10 через 3‑5 лет.
Требования
С требованиями тоже достаточно тривиально, но я решил дать несколько комментариев, чтобы было полное понимание что ждёт от основателя инвестор.
Презентация на 5 слайдов. После публикации видео получил несколько откликов и только в одном была презентация. Остальные основатели не стали себя этим утруждать, а зря. Для инвестора это красный флажок — если вам лень потратить полтора часа на презентацию в гуглдоке, то проект вы точно запускать не собираетесь.
Я же рекомендую в презентации осветить следующие тезисы:
- Какую проблему и как решаете?
- Сколько это стоит и почему это хоть кому-то нужно за такие деньги?
- Кто вы и почему вашему мнению в этой сфере стоит доверять?
- Объём рынка
- Как планируете вырасти в 10 раз за 3‑5 лет
Меньше воды, больше бизнеса.
Подтверждение идеи. Это может быть кратко в презентации, но лучше этот вопрос детально обсудить при личном созвоне. По большому счёту, вы должны доказать инвестору, что идея — это не просто ваша фантазия, а проверенная гипотеза. Для проверки вы сделали такие-то действия и получили такой-то результат.
Подтверждением может быть что угодно — лендинг, дающий нужную конверсию, чат-бот распределения заявок, диспетчер, воспроизводящий бизнес-процесс в ручном режиме. Важно, чтобы будущий проект хотя бы в какой-то части работал «на коленке», а Вы показали что уже проверили, что планируете протестировать и как это будет приносить проекту деньги.
Постоянная занятость. Вы, как основатель, должны заниматься этим проектом постоянно, а не раз в неделю / месяц / квартал.
Например, у нас был клиент, который решил заняться развитием своего проекта спустя два года после заказа. Я думал, что случилось что-то плохое у человека в жизни и из-за этого он пропал, оказалось наоборот — основной бизнес стабильно работал и делать что-то новое было просто лень. А когда начались проблемы в бизнесе — вспомнил про проект.
Такой подход называется «стартапер выходного дня». Это когда человек занимается своим проектом по выходны или когда ему не лень. Тут такое не приветствуется и действия должны быть ежедневными без выходных и отпусков.
Понимание объёма рынка и роста. Вы должны понимать, как вырасти за 3‑5 лет в десять раз при помощи этих денег или дополнительных инвестиций.
Очень часто инвестиции воспринимаются, как проверка идеи за счёт инвестора. Основатель что-то делает, запускает, потом забивает на проект, а расплачивается инвестор. На одном из обучений в акселераторе, один из основателей сильно удивился, что 20 млн инвестиций ему не на карту одним траншем придут.
Математика получается примерно такая:
- Вложить сейчас 500 000р несколькими траншами в течение полугода, к примеру, за 10% доли компании. При этом оценка компании получается 5 000 000р.
- Через 3‑5 лет компания должна стоить 50 000 000р
- Инвестор продаёт свои 10% по фактической оценке за 5 000 000р
У некоторых основателей такая оценка вызывает удивление — выгоднее же взять потреб кредит даже на самых аховых условиях под 30% годовых.
Само собой кредит выгоднее, чем такие инвестиции. К инвестору идут только тогда, когда банки кредит не дают. Стартап — это высокорискованный актив и банки не играют на этом поле. Соответственно, риски инвестор разделяет с Вами и берёт за это бОльшую сумму.
Я, к примеру, под своё готовое решение для маркетплейсов услуг RTPlatform инвестиции бы не получил, т.к. объём рынка маленький и я не знаю, как вложив 500 тыс кратно вырасти в 10 раз, продавая не 2‑3, а 20‑30 лицензий в месяц.
Если вы планируете проект на огромном рынке, проект меняет правила игры и предполагает кратный рост на старте и привлечение будущих инвесторов, то присылайте мне на d@brightmobile.ru презентацию и краткое пояснение.