Графический, UX/UI, продуктовый — какие дизайнеры есть в Сбере и чем они все занимаются
И к кому обратиться за дизайном презентации?
Возможно, ни у одной другой профессии нет стольких вариаций и направлений, как у дизайнера — веб-сайт, плакат, авторучку и анимацию для мультфильма будут разрабатывать четыре разных человека. Мы пригласили представителей разных направлений дизайна, сотрудников Сбера и его компаний-партнёров, чтобы расспросить их о сути работы, задачах, типичных рабочих днях и источниках вдохновения. Направлений оказалось так много, что пришлось разделить истории на несколько текстов.
Читайте по порядку или сразу переходите к рассказу:
В Сбер я попал через стажировку во время учёбы в Высшей школе экономике — прошёл собеседование (признаюсь честно: трудоустройство в Сбер казалось мне большой ответственностью и я даже переживал на собеседовании) и уже через день стал частью компании. Сейчас я занимаюсь продуктовым дизайном партнёрской программы Сбера. Благодаря ей физические и юридические лица могут продавать продукты экосистемы Сбера в своём бизнесе и получать за это вознаграждения. Личные кабинеты внутренних сотрудников этой программы делаю я и моя команда.
Если говорить о профессии UX/UI-дизайнера в целом, наша задача — создавать сценарии прохождения пользовательского пути, ориентируясь на то, что действительно нужно пользователю. В первую очередь для нас важно, чтобы пользователю было комфортно пользоваться сервисом который мы прототипируем, поэтому все решения мы проверяем на целевых пользователях
Продуктовый дизайн — это про системность и структуру. Здесь будут рады людям с аналитически-творческим складом ума, которые горят идеей помочь в первую очередь пользователю.
Обычно мы работаем спринтами — по две недели на задачу. Бизнес-заказчики приходят к нам с проблемой, а мы разбираемся, как можем решить её с помощью интерфейса. Если информации недостаточно, бежим к нашим любимым пользователям, выясняем потребность и потом уже приступаем к прототипированию. Затем презентуем команде решение, подготавливаем макеты к разработке. После этого не заканчиваем работу над проектом — нужно ещё проследить, чтобы разработчики всё учли.
Если говорить о ресурсах для вдохновения UX/UI-дизайнера, порекомендую три телеграм-канала:
А ещё важно следить за конкурентами вашего продукта и смежными сервисами и приложениями, чтобы понимать, как они выстроены и какие пользовательские сценарии в них используются. Чем больше будет ваша насмотренность, тем лучше будет ваш продукт.
В Сбер я попала по рекомендации бывшей коллеги, с которой мы вместе работали дизайнерами в ИКЕА. Большинство моих проектов под NDA — я работаю с внутренними коммуникациями и презентациями. В основном я разрабатываю визуальные концепции для встреч руководства с сотрудниками, стратегических сессий, наградных кампаний и других мероприятий. Но могут встретиться и неожиданные задачи — недавно я разработала логотип для своего блока, который выбрали в общем голосовании сотрудники.
Мои самые любимые задачи — масштабные проекты мероприятий для сотрудников. В таких проектах можно проявить максимум креативности, а потом вживую на больших экранах конференц-залов увидеть результат своей работы.
Проекты у графического дизайнера могут быть совершенно разного масштаба. Я сама работала как с диджитал, так и печатными коммуникациями. Это были и плакаты, и презентации, и лендинги, и полноценные проекты айдентики. Я окончила Школу дизайна РАНХиГС. Именно обучение в вузе, за счёт длительности программы, позволяет попробовать разные направления дизайна — это помогает развить мультидисциплинарные знания.
Если вы спросите меня, как выбрать, где учиться, я скажу так: важно, у кого ты учишься и насколько твой преподаватель горит своим делом. Поэтому выбирайте людей и поддерживающую вдохновляющую атмосферу, а не просто школу.
При этом предпочтение я отдала бы очному обучению, особенно на старте. У меня был опыт и обучения, и кураторства в онлайн-школе, который показал, насколько ценно живое общение. Также некоторые вещи значительно лучше понимаешь, сделав их своими руками.
Считаю, что лучший способ создать что-то необычное — не смотреть, что делают другие дизайнеры (хотя и это важно, чтобы всегда быть в контексте и знать тренды), а наполнять свою жизнь яркими событиями, впечатлениями, общением с разными людьми.
Наблюдать за миром мне помогает камера телефона. Я обожаю искать интересные ракурсы, находить то, что другие, быть может, никогда бы не увидели, и просто сохранять моменты. Меня очень вдохновляют принципы проекта «Фрагменты из жизни». Ребята круто показывают в своих коротких историях ценность самой обычной жизни.
Чтобы быть в контексте, слежу за тем, что создаёт Митя Осадчук в команде ИВИ, очень нравятся рилсы Саши Лыгина, регулярно посещаю профильную конференцию Design Prosmotr. Также у сообщества дизайнеров Сбера есть своя крутая конференция Sber Design Days. В декабре я впервые попала на неё, это было очень вдохновляюще!
В команде, разрабатывающей умные устройства, я занимаюсь моушн-дизайном. Специалисты этого профиля оживляют статичный графический дизайн: анимируют графику, делают спецэффекты, объединяют это с видеосъёмками. Результат вы можете увидеть в диджитал-контенте в соцсетях, на телевидении и видеоплатформах, в наружной рекламе и на улицах города.
Я обучался моушн-дизайну в то время, когда он был связан с телевидением (оформление телепередач, создание заставок, перебивок, инфографики), и делал это работая на разных телеканалах. А в SberDevices пришёл из Skyeng — искал работу в IT для технологичных и полезных продуктов.
В команде SberDevices я работаю над задачами продукта и маркетинга: сегодня могу заниматься анимацией иконки для операционной системы, завтра — «оживлением» инструкции умного датчика в приложении, баннера для смм или для медиафасада головного офиса. Интереснее всего работать над запуском продуктов или конференциями — это всегда командная, масштабная работа, в которой можно применить все свои навыки и знания.
Моим коллегой может стать человек, который понимает, что дизайн — это не про личные амбиции, а про диалог между пользователем и продуктом. И моушен дизайн лишь инструмент, помогающий этому диалогу.
Для моушн-дизайнеров сейчас есть очень много обучающих программ в онлайн-школах, направление в Британской высшей школе дизайна и, конечно, терабайты уроков на видеохостингах. Я не слежу за моушн-дизайнерами на рынке — мне важнее дизайн-мышление, на которое я потом накладываю свой опыт в моушн-направлении. Среди моих «дизайн-мыслителей» Артемий Лебедев, Вадик Мармеладов, Женя Яровой и, конечно, коллеги — Илья Михайлов и Марк Родионов.
Я работаю в Центре робототехники — занимаюсь проектированием человеко-машинного взаимодействия, то есть дизайном поведения и интерфейсов роботов и частично процессов, в которых они задействованы. Грубо говоря, я тот человек, который говорит (вернее, описывает в документации): по этому сценарию робот должен заходить в лифт последним, при приближении к людям или животным издавать такой звук, а при завершении задачи — вот такой, а вот в этой ситуации мигать лампочкой вот такого цвета.
В Сбере я проектировала интерфейсы робота-курьера, дезинфектора, художника и шаттловой системы хранения. Курьер в 2019 году ездил на Петербургский международный экономический форум, дезинфектора и художника можно увидеть в нашем офисе на Кутузовском проспекте и в павильоне Сбера на выставке «Россия», а мини-версия художника постоянно путешествует по разным мероприятиям. Какие-то проекты так и не увидели свет — для R&D это вполне нормальная практика.
В Центр я пришла пять лет назад после пяти лет работы дизайнером в IT и четырёх лет — графическим дизайнером. В маленькую команду, почти полностью состоящую из инженеров, был нужен дизайнер широкого профиля, который может и интерфейс спроектировать, и презентацию собрать — мой опыт отлично подходил.
Строго говоря, моя профессия — это UX-дизайнер. Но это очень широкий зонтичный термин, который объединяет и людей, которые рисуют схемы расположения элементов на лендингах, и тех, кто проектирует интерфейсы самолётов. Всё зависит от опыта человека, личных интересов, амбиций и везения.
Я училась на факультете графического дизайна в Московском государственном университете печати, больше известном как «Полиграф» — это очень хорошее фундаментальное образование (по крайней мере, в мои времена так было). Во время и после учёбы работала по специальности, а потом мне стало скучно и я решила перейти в UI/UX. На тот момент этому нигде системно не обучали, поэтому я училась сама: прочитала огромное количество книг и прошла около десятка курсов на «Курсере».
Сейчас, конечно, выбор способов обучения достаточно велик, есть даже магистерские программы, но всем, кто хочет попасть в профессию, я бы советовала начать именно с книг — в том числе и по теории графического дизайна.
У меня не совсем типичная работа, отчасти поэтому рабочие дни сильно отличаются друг от друга. В один день я могу продумывать сценарий какого-то процесса, а в другой рисовать иллюстрацию для графического интерфейса. Например, в конце прошлого года я писала сценарий урока рисования для детей от 4 до 15 лет для робота-художника. Параллельно с этим проводила юзабилити-тестирование интерфейса шаттловой системы хранения и вносила правки по итогам.
Я не могу сказать, что у меня есть любимые задачи: к счастью, я делаю вещи, которые мне в принципе нравится делать, с одной стороны, и они достаточно разнообразны, чтобы не надоедать, с другой.
Сейчас я больше смотрю не столько за конкретными дизайнерами и дизайн-бюро, сколько за новостями в робототехнике и работой специалистов из совершенно других областей.
Например, некоторые идеи для улучшения пользовательского опыта я черпаю из заметок директора по сервису в стоматологической клинике.
Люди, которые работают в сервисе и индустрии гостеприимства — отличный источник инсайтов для UX-дизайнеров. Думаю, профессионалам с большим опытом работы имеет смысл смотреть не только за коллегами и мастодонтами отрасли, но и за тем, что происходит в мире за пределами их профессии.
В робототехнике лучшие практики только формируются, а значит, нужно много смотреть, анализировать и предлагать свои решения, опираясь не на сложившиеся в профессии конвенции — которых пока нет, — а на научные данные, которые уже есть. Эти данные нужно искать, обрабатывать и применять на практике.
Если во время чтения этой статьи от количества кивков «Да, я тоже разделяю этот подход!» и «Да, я тоже слежу за этими экспертами!» у вас разболелась шея — кажется, нам по пути. Прямо сейчас в Сбере открыто несколько десятков вакансий для дизайнеров: можно разрабатывать детское банковское приложение, проектировать интерфейс индийского сайта Сбера, моделировать объекты промышленного дизайна и многое другое.
Какая классная идея показать рабочие места дизайнеров 😍
Настя, привет! Ну а как не показывать, когда они такие красивые?
Котик на рабочем столе - залог продуктивной работы!!!!!
Я бы даже сказала, что это главный атрибут для спокойного рабочего дня))
Очень крутая статья!
Хочется больше внутрянки узнавать, конечно))))
Эвелина, привет! Спасибо, стараемся публиковать максимально много про внутренние процессы и рабочую рутину коллег :)
В целом приложение норм, перегружено - да.
Но 8 марта, вы просто поразили.
На заставке, при включении приложения можно было увидеть см. скриншот...
О чём это говорит? Верно, вариантов немного, два:
1. Сотрудники Сбера уверены что поздравлять мужчин с 8 марта - норма, рискну предположить, судят по себе.
2. Тот, кто сидит в этом чудном офисе, скорее всего незаслуженно получает оплату.
Или есть какой-то иной вариант?