Гипотеза критического периода: после какого возраста нет шанса освоить новый язык?
Думаю, многие замечали, как легко дети адаптируются к новой языковой среде, и насколько мозг больше открыт к изучению языков в раннем детстве. И дело не только в том, что детям не нужно отвечать на назойливые мейлы от начальника во время отпуска в Италии или переживать, не начислен ли штраф за просрочку платежа по ипотеке: этому есть и биологические объяснения.
Существует ли возраст после которого нет шансов освоить новый язык?
Впервые в научной литературе идея о том, что существует биологически обусловленный возраст, после достижения которого людям значительно сложнее освоить новый язык, появилась в 1959 году. Позже это назвали гипотезой критического периода. Последующие исследования, основанные на поведенческих данных, казалось, подтверждали эту гипотезу: типичным результатом было снижение способностей к усвоению языка с увеличением возраста начала изучения.
Однако, единого мнения по поводу возраста, после которого освоение нового языка резко осложняется, среди ученых так и не появилось. Так, например, согласно американскому лингвисту Стивену Крашену критический период завершается в 5 лет, по мнению канадского когнитивного психолога и психолингвиста Стивена Пинкера – в 6 лет, а по мнению немецкого лингвиста и нейролога Эрика Леннеберг – в 12 лет.
Доказана ли эта гипотеза?
Со времен появления гипотезы критического периода существовало альтернативное мнение, что освоение нового языка осложняется с возрастом из-за факторов, которые не являются специфическими именно для изучения языка, но тем не менее мешают способностям освоить новый язык. Это могут быть как и социальные факторы, среди которых наиболее явно было выявлено влияние уровня образование на изучение нового языка, так и когнитивные изменения, которые происходят с возрастом и в целом влияют на наши когнитивные способности, не только на способность освоения языка. Например, например, снижение способности к запоминанию парных ассоциаций, трудности в кодировании новой информации и уменьшение точности воспроизведения деталей по сравнению с общей картиной. Однако, при этом речь не идет о каком-то возрасте, при достижении которого освоение языка резко становится значительно сложнее.
В 2003 году канадская исследовательница Эллен Биалисток вместе с ее командой опубликовала результаты исследования эффекта возраста на способности успешного освоения второго языка людьми разного возраста вне зависимости от социальных и образовательных факторов, чтобы доказать или опровергнуть существование критического периода изучения нового языка.
Кто такая Эллен Белосток, и можно ли ей доверять?
Эллен Белосток – заслуженный профессор психологии и заведующая кафедрой когнитивного развития имени Уолтера Гордона в Йоркском университете в Канаде, научный сотрудник Исследовательского института Ротмана при Центре гериатрической помощи Baycrest, и, пожалуй, один из самых известных исследователей билингвизма (очень актуально для Канады) на данный момент.
В своих исследованиях Эллен Белосток использует поведенческие и нейровизуализационные методы для изучения влияния билингвизма на когнитивные процессы в течение всей жизни. Среди ее открытий – выявление различий в развитии основных когнитивных и языковых способностей у детей-билингвов, использование различных сетей мозга среди взрослых монолингвов и билингвов при выполнении простых конфликтных задач, а также отсрочка симптомов деменции у пожилых билингвов.
Источник: https://lcad.lab.yorku.ca/
Группа исследователей изучила данные о 2 016 317 носителях испанского языка и 324 444 носителях китайского языка разного возраста и с разным социальным бэкграундом, иммигрировавших в США не менее 10 лет назад на момент проведения исследования. Неслучайно были выбраны именно носители этих языков: на момент проведения исследования именно они доминировали среди иммигрантов в США.
Задача исследования состояла в том, чтобы смоделировать уровень владения английским языком в зависимости от возраста иммиграции, соответствия возраста критическому периоду и уровня образования. Результаты для испаноязычных и китайскоязычных иммигрантов представлены отдельно.
В результате, хотя с возрастом когнитивные способности к изучению нового языка действительно уменьшаются, учеными не было найдено доказательств существования критического периода, после которого способности к освоению второго языка резко снижаются.
Так есть ли все-такие шансы освоить новый язык будучи взрослым человеком?
У меня для вас плохая новость: согласно исследованиям нейролингвистов у вас все-таки не получится сослаться на то, что в школе был плохой английский (или вы вообще учили немецкий), и теперь все потеряно.
Хотя из-за когнитивных изменений происходящих с возрастом способность к освоению нового языка действительно ухудшается, как раз таки освоение нового языка (как и другие интеллектуальные активности вроде изучения математики или музыки) замедляет когнитивное старение и положительно влияет на когнитивные способности человека.
Поэтому даже, если вы уже взрослый человек, согласно исследованиям, у вас есть шансы не только освоить новый язык, но даже еще и стать билингвом (если вы живете на протяжении долгого времени в среде использования изучаемого языка) и получить еще больше когнитивных плюшек. Дерзайте!
Про другие исследования освоения нового языка во взрослом возрасте, билингвизм, и то, как меняется наш мозг после интенсивного курса английского языка, расскажу в своих следующих публикациях.