Кейс. Как онлайн-клуб йоги в 2 раза побил свой предыдущий рекорд по месячной выручке
В этом кейсе разбираем:
- как элементы геймификации помогают повысить активность и вовлеченность аудитории
- что нужно учесть при внедрении автоматизации с такой геймификацией через чат-бот в ВК
- как использовать результаты геймификации в продажах и какие еще дополнительные маркетинговые фишки были использованы, чтобы «догреть» тех, кто не покупает
Механики взаимодействия с аудиторией, а также способы прогрева и продаж данного кейса можно адаптировать практически под любую нишу: товарка, услуги, инфо-бизнес.
Навигация по кейсу:
Вводная
Онлайн-клуб йоги и йогатерапии VsemYoga Parmanand работает на рынке уже несколько лет. В клубе работает система абонементов с подпиской на определенный период с доступом к материалам клуба, помогающим участникам практиковаться в йоге самостоятельно.
В 27.11.2023 г. ко мне обратился клиент за помощью в автоматизации награждения участников ВК сообщества за активности к постам (лайки и комментарии) на период проведения акции со сроками реализации к уже 04.12.2023, т.е. через неделю.
Было сложно, но мы успели.
Пару дней согласовывали детали и «докрутили» схему, в т.ч. по моей рекомендации мы:
- отказались от проверки репостов (т.к. сложно отследить их удаление после)
- добавили штрафы за отмену лайков и удаление комментариев
- разработали справедливую систему баллов за каждую активность и соотвествующий размер штрафов
Информацией об успехах клуба йоги за декабрь 2023 г., достигнутых благодаря автоматизации и комплексному подходу к продвижению и продажам, со мной поделился клиент (подробнее ниже в разделах «Что было в сделано» и «Что это дало»).
О том, какие подводные камни при настройке чат-бота пришлось учесть в работе по данному проекту, посвящен отдельный раздел со всеми техническими нюансами и скринами «внутрянки» созданных ботов.
Что было в сделано
В декабре проводили в ВК-блоге "Йога и йогатерапия с Алсу Бикчуриной" дни открытых дверей онлайн-клуба йоги и йогатерапии.
Все желающие оформляли подписку на рассылку и получали доступ на неделю к практикам клуба на сайте. Параллельно в самом блоге проводился конкурс активности, для которого я оперативно настроила систему ботов, которые отследивали активность под определенными постами:
- начисляли призовые баллы за лайки и комментарии разного содержания (отчеты об онлайн-занятиях по степени развернутости, т.е. длины комментария)
- штрафовали участников за удаление лайков и комментариев.
Вся информация (имена участниц, их VK ID, накопленные баллы в режиме реального времени) благодаря ботам автоматически собиралась в закрытую рабочую гугл-таблицу для администраторов, а также часть информации дублировалась в открытую таблицу, к которой все участницы имели доступ с правом читателя. Как это все было технически настроено, рассказано здесь.
После завершения недели активности были разыграны призы (12 абонементов в онлайн-клуб) среди различных категорий участниц, набравших то или иное количество баллов. Кроме того, все участницы могли использовать свои призовые баллы как скидки при покупке абонементов (из расчета 1 балл = 1 рубль).
Сразу после розыгрыша призов началась неделя продаж абонементов для новичков со скидками в виде полученных баллов и новогодних подарков в зависимости от приобретенных абонементов. Для действующих участниц клуба (они тоже участвовали в неделе активности) эти новогодние условия действовали весь декабрь.
Что это дало (итоги)
Какие на выходе получили итоги.
1. Качественные
- участницы блога очень подробно познакомились с деятельностью онлайн-клуба йоги и йогатерапии, изучили его работу изнутри, попробовав самые различные практики (разной напраленности, сложности, продолжительности)
- действующие участницы клуба смогли познакомиться с разделами, к которым в обычных условиях у них нет доступа (в клубе различный уровень доступа к видеотеке йоги и к видеотеке йогатерапии в зависимости от абонемента)
- всем очень понравилось практиковать в такой большой группе одновременно, когда идет поддержка друг от друга, когда вдохновляешься от отчетов других участниц, когда можно получить совет о том, какую практику выбрать для занятия
- было немало просьб повторить неделю открытых дверей.
2. Количественные
- в акции зарегистрировалось 1060 участниц (оформили подписку на рассылку через мини-лендинг в BotHunter)
- ежедневно в конкурсе активности участвовали 100-110 участниц, при этом по дням из-за конкурса активность не снижалось (обычно на подобных онлайн-акциях всегда наблюдалось постепенное снижение количества отчетов к концу мероприятия)
- получено около 150 хороших отзывов о практиках клуба, которые можно использовать в дальнейшем в работе
- также сейчас в разработке находится чат-бот на основе материалов недели открытых дверей, чтобы новички могли именно так знакомиться с клубом йоги, не дожидаясь следующей массовой акции
- на конец месяца свыше 110 человек воспользовались новогодними условиями приобретения абонементов (и новички, и действующие участницы клуба)
- на конец месяца оказался рекорд по месячной выручке клуба, при этом предыдущий рекорд уже превышен в 2 раза.
Интересная динамика с предварительными результатами:
24 декабря - около 90 человек купили абонемент и рекорд превышен в 1,5 раза
28 декабря - свыше 100 человек купили и рекорд превышен в 1,8 раза
- 31 декабря - свыше 110 человек купили и рекорд превышен в 2 раза
«Планируем в дальнейшем проводить подобные акции. И, конечно, сотрудничать с Таней, спасибо ей за ее работу!»
Подводные камни в чат-ботах с награждением за активность
1. Лимиты интеграции с гугл-таблицами
Нужно учитывать количество людей, которые гипотетически будут участвовать в вашем мероприятии, т.к. большое количество участников приводит с разовым сбоям и ошибкам
Решение: подключение гугл-таблиц через сервисный аккаунт и создание дополнительных ключей.
2. Нагрузка на гугл-таблицу серией последовательных запросов
В идеале мы сначала смотрим, есть ли такой участник в системе.Если да, то обновляем у него значение баллов.
Если нет, то добавляем новую строку под этого участника.
Т.о. 2 запроса:
1) найти строку
2) добавить новое значение в ячейку /новую строку
Решение: ввести переменную-переключатель, по которой будет определяться, была уже добавлена строка под этого пользователя или нет.
Логика условия: По красной ветке добавляем строку с пользователем и изменяем маркер в переменной, чтобы в следующий раз по данному пользователю уже пошел сценарий по зеленой ветке - только обновить значение баллов в ячейке.
3. Ограничить «фарм» баллов
Если с лайками тут очевидно - пока не отменишь лайк к посту, новый поставить физически невозможно, то вот с комментариями так не «прокатит». Кроме того, важно настроить индивидуальное отслеживание активности по каждому посту, который участвует в акции.
Решение: добавляем проверку ID поста и проверку, проходил ли пользователь ранее шаг с начислением баллов именно за этот конкретный пост.
4. Дать возможность частично восстановить баллы после штрафа.
Пользователь мог случайно удалить лайк или комментарий. И это особенно обидно с учетом того, что штрафы мы сделали х2 от того, что ты зарабатываешь за целевую активность. Поэтому решили дать возможность хотя бы частично восстановить утрату - вторую попытку сделать целевое действие, за которое уже получил штраф. И, конечно, с проверкой, что это было именно по тому же самому посту, что и штраф.
Решение: дополнительная серия проверок истории проходов с ботах с начислением штрафов и баллов, которая идет по зеленой ветке блока «Шаг 5» на картинке выше.
5. Как быть со штрафами за удаление комментария, ведь комментарии могут быть 3 вариантов длины и за них даем разное количество баллов?
В идеальной картине мира за удаление комментария пользователь должен потерять ровно в 2 раза больше, чем заработал на отправке комментария, как и с лайками. Поставил лайк +10, убрал лайк -20. Но с комментариями тут все сложнее, ведь мы решили давать разное количество баллов в зависимости от развернутости комментарии, а точнее за количество написанных символов в комментарии +20/+30/+40 и вычитать баллы по идее нужно соответственно -40/-60/-80.
Решение 1:создать отдельную систему учета - историю начисления баллов за каждый пост, и перед начислением штрафа обращаться к этой истории, чтобы умножить значение на 2 и полученное количество баллов вычесть. Это можно реализовать через дополнительные записи всех историй начислений в гугл таблице, и обращаться к таблице за этой информацией (но это снова добавит нагрузку на интеграцию с гугл таблицей, кроме того - это увеличение риска, что сторонний сервис - гугл - «упадет» и вообще не сработает начисление штрафа), ЛИБО через создание отдельных пользовательских переменных под каждый пост и хранении информации по начисленным баллам за комментарии в этих переменных (это достаточно трудоемкий процесс, но не нагружает гугл таблицы дополнительными запросами.
Решение 2 (которым мы и воспользовались): отказаться от сложных схем, существенно удорожающих разработку бота и увеличивающих время на его реализацию, утвердив фиксированный штраф -30 баллов.
Ну и напоследок, как выглядел сам бот для начисления баллов и запись их в Google-таблицу:
- 1) Добавляем баллов на баланс (для комментариев сначала еще определяем, сколько будем начислять баллов).
- 2) Уведомляем пользователя о том, сколько прибавили и сколько всего он накопил.
- 3) Актуализируем информацию в гугл таблице (как работает бот «НОД гугл» показано в п.2 выше.
Интервью с клиентом: что сработало и будете применять дальше?
— Как ты считаешь, что больше всего повлияло на такой рост выручки? Накопленные омки, которые стали скидкой? Или элементы розыгрыша или еще что то? Я так понимаю, что день открытых дверей не первый раз ведь у вас?
— Такая неделя открытых дверей первый раз у нас была, потому что на Тильде появилась возможность массового доступа к практикам в личном кабинете на ограниченный срок.
Повлияло, мне кажется, все в совокупности: и что впервые такой формат (раньше были пробные недели, даже в воронках, но там был доступ очень усеченный), и конкурс активности, и акция с новогодними условиями (со скидками и подарками).
Будем делать такие недели массово два раза в год. В июне (к международному дню йоги) и в декабре (на новый год). В остальное время будет возможность пройти неделю индивидуально по воронке, сейчас ее заканчиваю.
Подписывайтесь на мой Телеграм-канал - там я пишу интересные фишки по автоматизации вашего бизнеса и настройке чат-ботов.
Татьяна. очень красивый кейс. пришла сюда на слово "йога", продолжила на слове "автоматизация" - люблю процессы смотреть и строить - и неожиданно для себя дочитала до конца. очень структурно и красиво все расписано. Спасибо)
Спасибо, очень рада такой высокой оценке. А как сами относитесь к автоматизации? используете в своих проектах?
Столько раз пытался заниматься йогой, так как говорят, что помогает расслабиться и быть в гармонии с собой и каждый раз провал, разные мысли настигают во время процесса, видимо йога не для всех)
все люди индивидуальны, нужно подобрать то, что помогает расслабиться и быть в гармонии именно вам. Например, я постигаю свой "дзен" в творчестве - могу сидеть лепить из пластелина или разукрашивать кисточкой живопись по номерам под любимую музыку и наслаждаться процессом ) но последнее время редко к этому прихожу, т.к. примерно такой же дзен у меня в процессе сборки чат-ботов на конструкторе. Сидишь, соединяешь квадратики, расставляешь их красивенько ))
Смотрю в последнее время йога, аэробика и т.д., значительно набирают популярность, но на самом деле не вижу в этом смысла
Если честно, я сама не понимаю и искренне восхищаюсь, как такие направления как йога получается переводить в онлайн бизнес. Мне кажется это то направление, где нужно личное физическое участие инструктора рядом, которые поправит тебя в моменте, где ты что-то делаешь не так. В онлайн каким бы ни был супер-экспертным преподаватель, через камеру нереально отследить все нюансы.
Как все это сложно) Смотрю на скрины чат-бота, столько терпения и логики надо, чтобы все это настроить