Как мы «построили» приложение для застройщика, которое позволяет легко общаться с управляйкой без посещения офиса
Привет! Это PMP TECH. Расскажем сегодня о том, как помогли наладить связь между жильцами и управляющей компанией с помощью мобильного приложения, чтобы жильцы могли подавать заявки, контролировать приборы учета и пользоваться Умным домом в одном месте.
Кто наш заказчик?
Запстрой — компания застройщик, с 1998 года занимается созданием жилых комплексов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, обратились к нам за помощью в разработке собственного мобильного приложения с целью улучшения работы управляющей компании (УК) с жильцами сданных в эксплуатацию объектов.
Основная проблема — большое количество времени, которое тратят и УК и жильцы на решение проблем.
Имеющиеся на рынке решения либо не покрывали весь спектр потребностей клиентов, либо работали по системе абонплаты, которая увеличивалась вместе с ростом количества обслуживаемых домов.
Что нам нужно было сделать:
- создать мобильное приложение, которое бы синхронизировало действия между жильцами, УК и обслуживающими подрядчиками, чтобы все участники могли видеть статус выполнения задачи, а жильцы квартиры создать заявку на решение жилищно-коммунальных проблем в один клик без посещения офиса УК;
- реализовать функционал общения менеджера УК с жильцом и блок комментариев по заявке только для менеджеров, которые жилец не видит;
- реализовать загрузку квитанций и показаний приборов учета в мобильное приложение через CRM систему, чтобы жильцы могли контролировать свои расходы на электроэнергию, потребление горячей и холодной воды, отопление;
- проработать раздел «Умный дом», который должен был вместить и популярные smart-функции (видеонаблюдение) и работу стандартной домофонной трубки, установленной в каждой квартире.
Спойлер: мы успешно справились с поставленными задачами, хоть и были некоторые сложности. О них расскажем дальше.
Мы всегда начинаем разработку с Дискавери (аналитика проекта по-русски), так как считаем, что именно этот этап — один из самых важных при разработке ИТ продукта.
Собрали и выяснили требования клиента, провели несколько сессий и встреч, обсудили с заказчиком, какие приоритетные моменты он выделяет, а какие будем дорабатывать по ходу, провели анализ рынка и конкурентов, и на выходе поняли, что для клиента будет более рентабельно создавать приложение сразу с заделом на white label. Это позволит заказчику в будущем осуществлять его продажу сторонним управляющим организациям в области ЖКХ.
На этапе Дискавери клиент получил необходимые артефакты, подтвердил гипотезу и мы перешли к разработке.
Что там по дизайну?
Бывает же, что мэтч заказчика и дизайнера случается с первого взгляда. Тут не совсем про нас, но эта история со счастливым концом. Если с дизайном CRM-системы все сложилось довольно быстро, то над приложением пришлось немного попотеть. Казалось бы, ничего сверх необычного, однако мы пришли к этому простому минималистичному варианту не слишком быстро. Подбирали цвета и шрифты в разных сочетаниях, несколько раз утверждали и изменяли различные компоненты. И по итогу, пришли к общему знаменателю. Дальше собирали этот конструктор с мелкими деталями и одновременно находили общий язык с заказчиком. Можно сказать, мы почти подружились и понимали друг друга с полуслова.
На каком-то этапе, мы просто попробовали "перекрасить" несколько экранов в акцентные цвета — так родилась идея темной темы, которая была успешно реализована.
С точки зрения дизайна, само приложение можно охарактеризовать как что-то легкое, простое и максимально понятное для любой целевой аудитории: от ребенка до пожилого человека. Это та самая гармония для приложения с таким функционалом.
Разработка
Сам процесс разработки выполнялся «под ключ» и включал не только создание инфраструктуры, но и запуск системы в работу.
Тут мы начали с параллельной разработки CRM и мобильного приложения. Нам удалось настроить работу команды так, чтобы можно было тестировать готовый функционал сразу на двух системах.
Пример: поступление заявки от жильца — он ее создает в мобильном приложении, отправляет, и мы ее видим на канбан-доске в CRM. CRM для управляющей компании — эффективный инструмент, чтобы просматривать карточки каждого жильца, показания счетчиков, формировать квитанции на оплату коммунальных услуг. Здесь же осуществляется мониторинг за исполнением заявок владельцев.
В мобильном приложении создали раздел «Наш квартал», чтобы информировать пользователей о последних событиях в УК, новшествах, выполненных работах. Например, администратор может уведомить, что на детской площадке установили новые качели и прикрепить соответствующие фотографии или сообщить о перебоях с поставками услуг. Все записи располагаются в виде ленты в разделе «Новости».
Для решения вопросов, связанных с благоустройством, предусмотрели возможность проведения опросов и голосований. В результате каждый житель может высказать свое мнение, тем самым снизив нагрузку на менеджеров управляющей компании.
Процесс оформления заявок со стороны жильцов в адрес УК и последующий диалог разработан так, чтобы пользователь выполнял минимальное количество действий, при этом имел возможность полностью описать ситуацию.
Есть возможность контроля за исполнением заявок и оставления отзывов о выполненной работе. Наличие последних позволяет УК проконтролировать качество предоставляемых услуг подрядчиками.
Дальше нужно было организовать управление работы домофона через мобильное приложение с сохранением функций аналоговой трубки в квартире жильца. Подобных решений единицы, а существующие библиотеки сильно устарели.
Нам пришлось с нуля осуществлять связку домофона с SIP-сервером и конечными устройствами пользователей. Для этого мы продумали архитектуру программного решения, подключили специалистов, которые могут настроить соединение между звонком в домофон и переадресацией его в мобильный телефон в виде музыкального пуш-сообщения.
Решение, которое мы использовали тут, оказалось очень крутым и полезным, поэтому мы решили разработанную библиотеку для React Native опубликовать в свободном доступе (об этом будет отдельный пост), чтобы ее могли успешно использовать и другие коллеги по цеху
Сложности тестирования
В плане тестирования проект “Запстрой” довольно крупная рыба. Здесь необходимо тестировать целую экосистему (CRM и мобильное приложение), функциональности которой неразрывно связаны между собой, что в разы увеличивает объем проверок, их структуру и содержание. Приходилось много внимания уделить мельчайшим деталям в цветах, дизайне и верстке.
Парсинг данных лицевых счетов и показаний счетчиков в CRM добивал всех, но к релизу добили его мы! Совместно с бэкенд разработчиком в лайв режиме мы тестировали, чинили, снова тестировали, потом намеренно ломали (предугадывали и предупреждали поведение системы), чтобы снова настроить — в общем, доводили до совершенства.
В итоге, проведя неделю без сна и отдыха, мы продумали, наверное, все варианты использования парсинга. Этот опыт дал всей команде необходимые знания, чтобы спустя месяц практически безболезненно внедрить парсинг квитанций для оплаты коммунальных услуг.
Вторая боль, которая не давала спать спокойно на протяжении всего периода разработки — Домофония. Это грандиознейший опыт, знания, и навыки, которые можно было получить только на практике. Тестировать приходилось разное: от “Что это вообще такое?!” до “Вау! Теперь так тоже звонит?!”
Была протестирована гора библиотек: сначала для домофона, который должен был просто хоть как-то звонить, потом тестировались библиотеки, чтобы заставить мобильное приложение воспроизводить звук звонка, и в конце тестировались комбинации, которые в итоге дали нужный результат.
Домофон для нас — это блюдо с нервными смешками всей команды, каплями слёз разработчиков, парой горстей нервных клеток PM и нервного тика тестировщика. А и ещё, перед подачей обязательно проверить наличие идеального слуха — иначе как узнать, что “Дверь открыта”? Чтобы протестировать функционал домофона, нам пришлось притащить к себе реальную вызывную панель, настроить и использовать в работе.
Третья боль, которая в большей степени коснулась тестировщика, дизайнера и мобильного разработчика — создание темной темы. Она создавалась в период существования практически полного функционала, когда уже было создано много разделов, экранов и прочего, что нужно было перерисовать и протестировать соответственно.
Что получилось? Всё!
По итогу мы реализовали основные задачи заказчика:
- создание удобного интерфейса по взаимодействию между жильцами и представителями управляющей компании;
- доступ в режиме онлайн к показаниям приборов учета как со стороны владельца квартиры, так и УК;
- онлайн просмотр видеокамер по периметру и домофону;
- прием звонков и открытие входных дверей подъезда через домофонную трубку и приложение.
И самое главное — получили счастливого, довольного заказчика, который будет и дальше работать над улучшением созданного решения :)
Понравился кейс? Добро пожаловать в наш телеграм: https://t.me/pmptechit
Расскажем много интересного о дизайне и разработке.