Как найти нормального маркетолога?

Памятка для тех, кто ищет постоянного сотрудника в компанию.

Итак, вы столкнулись с задачей поиска "нормального" маркетолога (в личку 90% запросов прилетают именно с такой формулировкой). Нормальный в вашем понимании это какой? В моем: нормальный - тот, который справляется со своими обязанностями и наносит ощутимую пользу компании. Отсюда вытекает другой вопрос: какие обязанности вы вменяете своему потенциальному маркетологу?

Правильно сформулированные обязанности - 95% успеха в поисках сотрудника. "Ну мы же вот, написали!", - говорит HR или директор и показывает копипаст из другой похожей вакансии. Нет, это так не работает. Вы должны написать, что должен делать ВАШ маркетолог в ВАШЕЙ компании, а не копировать рандомные фразы из вакансии, найденной по поиску.

Это очень сильно зависит от стадии жизненного цикла компании. Если компания находится на стадии роста, то здесь как правило сотрудники сами определяют свои функции. Здесь меньше контроля и больше активных действий. Если ваша компания именно на этой стадии развития - пишите в свободной форме, какую именно работу должен выполнять маркетолог. Искать новых клиентов, придумывать акции, вести соц сети, принимать участие в разработке новых продуктов, помогать главбуху забивать первичку в 1С. Да, бухгалтер попросил, но это честнее, чем скопипастить стандартный набор маркетинговых функций. Маркетолог хотя бы будет представлять с чем ему придется реально иметь дело, а не в его светлых маркетоложьих мечтах. На этой стадии вам скорее всего нужен не "опытный специалист с опытом работы 3-6 лет директором по маркетингу в FMCG", а "начинающий специалист, активный, любознательный с неиссякаемым запасом энергии для реализации мыслимых и немыслимых идей руководства".

Вторая стадия - стабильность. Это уже достаточно опытная компания, со своей миссией, сформулированными целями и задачами. Функции маркетолога формализованы, контроль жестче, чем на стадии роста. В этом случае вы должны выписать все то, чем занимался предыдущий маркетолог плюс заложить те функции, которые еще не внедрены, но хотелось бы внедрить. Скорее всего, маркетологов у вас и так уже есть, а этот новенький должен забрать на себя часть их функций. Здесь важна специализация и вам вряд ли подойдет "и швец, и жнец, и на дуде игрец".

Третья стадия - зрелость. В этой ситуации вы подбираете не функции под маркетолога, а маркетолога под функции. Контроль над этим сотрудником чрезвычайно высокий, ведь в приоритете - стабильность. Ищите такого специалиста, у которого хороший опыт именно в требуемых функциях, а не в целом в области маркетинга.

С функциями вроде все, теперь про зарплату. Всегда указывайте зарплату! Хороший специалист всегда обращает внимание на з/п и скорее всего пройдет мимо вашего "по договоренности". Это нормально только если вы на стадии роста, и реально не можете определить сколько платить. Да и в этом случае указывайте хотя бы вилку (от 25 000 до 45 000 рублей, или до 70 000 рублей).

Отслеживайте вакансии по маркетингу в вашем регионе. Так вы будете знать сколько и за какие функции готовы платить ваши конкуренты на рынке труде. Рынок маркетологов - это рынок соискателей. Классных специалистов мало, а спрос на них очень высокий. Поэтому помимо ЗП укажите, почему еще стоит работать у вас в компании. Для хороших специалистов, мотивированных на результат фраза "Мы сейчас пятые на рынке производства металлических дверей, а хотим стать первыми в 2021 году" звучит как вызов. Но в этом случае важно указать и премию за достижение KPI: "Если с твоей помощью мы станем первыми, то годовой бонус в размере 1 000 000 рублей - твой". Только не жадничайте и обязательно заплатите. А то маркетологи они такие: фальшь чувствуют за километр и никогда не пойдут в компанию, которая не выполняет своих обязанностей. Еще и среди своих расскажут, и тут уж вам точно "нормального" не найти )) Но я надеюсь, что вы "нормальная" компания и так не поступаете! Удачи в поисках маркетолога!

Согласны со мной? Нет? Давайте в комментариях пообщаемся )))

66
24 комментария

Хорошо расписали. Если открыть в НН эту категорию, что там только не вываливается. Прямо сквозит тем, что люди не понимают задачу. Все эти "знающий 1С...с функциями копирайтера" и прочие перлы. Почему не попросить генерального подробно рассказать HRу потребности бизнеса? 

Без магии объединения за одну зарплату гермофрадическое чудо вроде "диджитал маркетолог-копирайтер", "маркетолог-дизайнер", "маркетолог смм менеджер с функциями crm менеджера и активными продажами". 

Или вот эта HRовая мода писать "ты будешь достигать результатов, пахать как лошадь в нашем супер стартапе" и ниже "45 тр с возможностью роста". Откуда взялась эта мода писать "на ты" и в гопническом стиле, кого они вообще ищут). Когда им позвонят и скажут "йо! Чё кого, сучары?" они сами будут в шоке) 

3
Ответить

А что сложного в том, что вы перечислили? Не понимаю, почему нужно так делать обязанности, особенно если компания маленькая.

Что по вашему должен делать маркетолог? Маркетолить?

Ответить

В мечтах)

2
Ответить

Вот да, но надеюсь станет реальностью ))) Ну тут еще дело в низком уровне маркетинговой грамотности. 90% предпринимателей пока думают, что маркетинг = продвижение ))

Ответить

Маркетологи, к сожалению, в кризис первые на вылет. Такова российская практика. Хотя в кризис самое время исследовать быстро меняющийся рынок. Чтобы всё правильно понять и в правильном направлении рвануть. Но многие руководители думают, что это удастся сделать и без маркетолога. Это печально.

1
Ответить

Точно да. Порежут бюджеты, думают "пересидеть", да самое время допиливать продукты, юзать дешевый траф, пока конкуренты подприжались по деньгам (если сектор позволяет). Внедрять изменения не боясь "обрушить то что есть". 

1
Ответить

А может дело в маркетологах? Которые не способны себя продать даже своему директору/руководителю.

Ответить