«Я уверена, что найду выход»: совладелица барбершопа — о перспективах

Удар от мер по сдерживанию эпидемии коронавируса одним из первых принял на себя малый бизнес в самой «контактной» сфере — в частности, салоны красоты и барбершопы. Но настоящий предприниматель никогда не опускает руки. Журналистка Наталья Бесхлебная поговорила с управляющей барбершопом о том, как она попала в индустрию красоты за три месяца до карантина и что думает о перспективах.

«Я уверена, что найду выход»: совладелица барбершопа — о перспективах

Мария Дегтярева, управляющая барбершопом

Из банковского маркетинга — в индустрию красоты

По образованию и профессии я рекламщик, в свое время попала в направление по производству рекламной продукции и развивалась в нем довольно успешно. Последнее место работы до декрета — начальник управления производством департамента маркетинга в крупном банке.

В 2019 году я вышла из декрета и попробовала вернуться в то же русло. Проработала месяц от светла до темна пять раз в неделю и поняла, что это больше не вариант: все-таки для нас с мужем семья имеет большое значение.

Я хотела начать какой-то свой бизнес. Но уже был неудачный опыт с интернет-магазином, который благополучно прогорел, поэтому искала другое направление. Мне всегда нравилась индустрия красоты, и я подумала, что можно было бы посмотреть куда-то в эту сторону. Так вышло, что новые друзья оказались владельцами барбершопов. После моего неудачного выхода на работу, когда я не знала, что делать дальше, они предложили поработать у них администратором, чтобы посмотреть на эту деятельность изнутри.

Сложно представить экс-начальника управления на должности администратора салона красоты или барбершопа, как-то у меня картинка не складывалась. Я думала несколько месяцев, но потом поняла, что этот вариант не налагает на меня никаких серьезных обязательств: администратор в любом случае должность текучая, и я решилась.

Из офиса — в барбершоп

Работа в барбершопе полностью отличается от того, к чему я привыкла в офисе. Конечно, персонал совершенно другой: другие культура и интересы, другая мотивация, субординация строится по другим принципам. В общем, поначалу мне было сложно, надо было как-то приспосабливаться, учиться.

Маленький коллектив, 4–5 человек в замкнутом пространстве — это всегда сложно. Бывают всякие мелкие стычки: например, в барбершопах громадные кресла, и барберы иногда мешают друг другу. Эти кресла откидываются и должны быть достаточно устойчивыми и тяжелыми, чтобы выдержать в горизонтальном положении взрослого мужчину любого веса — кресла можно вертеть, но сдвинуть с места совершенно невозможно. Бывает, один барбер кресло поставит так, что другому мешает, тот терпит, терпит, а потом как повернет прямо вместе с клиентом! Смех смехом, но были разные прецеденты, в одном из филиалов как-то конфликт улаживали с помощью полиции. То есть это очень серьезная штука — нужно понимать, как действовать.

Бывали ситуации, когда приходилось отводить взвинченного барбера в сторонку и убеждать чуть ли не как ребенка: я знаю, что ты хороший, но ты, я думаю, был не прав. Очень важно к человеку отнестись с уважением, не говорить ему ничего обидного, но иметь смелость при этом смотреть ему в глаза и настаивать, что то, что я говорю, правильно. Мне кажется, я умею сглаживать углы, и то, что я женщина, наверное, играет на руку.

О барбершопах думают, что туда приходят байкеры потусить и подстричь свои бороды и что женщин туда не пускают вообще. Но на самом деле таких клиентов мало. Это просто мужская территория, где кроме собственно обслуживания, можно расслабиться, почувствовать себя свободным, выпить виски, поэкспериментировать с прической. Любой мужчина, будь он офисный сотрудник или мастер автосервиса, поверьте, хочет выглядеть хорошо, хочет услышать, что он клевый парень, и узнать, что ему идет. Сейчас они перестают этого бояться и приходят.

Мастера-девушки в барбершопе не редкость, есть очень крутые, их называют «барбелы».

Администратор, конечно, должна быть таким «своим чуваком», чтобы никакого напряжения не возникало.

Из управляющей — в совладелицы бизнеса

С самого начала у меня с друзьями был разговор о том, что есть возможность попробовать себя в роли управляющего. Тот управляющий, который был у них на тот момент, не собирался работать долго, потому что планировал развиваться в другой профессии. Я стала управляющей после пары месяцев администратором.

Мне понравилось: я всегда думала про индустрию красоты с женской точки зрения, и вдруг оказалось, что мужской салон работает по тому же принципу, а мне, вообще-то, всегда было легче общаться с мужчинами.

Привлекло меня именно то, что мне дали бразды правления, я руковожу этим маленьким миром, я здесь хозяйка и принимаю решения сама.

У меня нет выходных — точнее, не было, если говорить о ситуации до введения карантина. Но я была в свободном передвижении, не привязана к месту, на связи. У меня в телефоне камеры, и можно следить за тем, что происходит в салоне. Можно, например, без пяти десять пить кофе и смотреть, кто опаздывает, а кто нет. Бывало, везу ребенка в сад, а в это время звонят или пишут, что-то случилось. Барбершоп — это ведь такое хозяйство, где может сломаться сушильная машинка, потечь холодильник, упасть вывеска — и всё надо экстренно решать.

Нет такого, чего мне в барбершопе делать не хотелось бы. Один раз уборщица заболела — так пришлось самой три раза помыть полы, но ничего зазорного я в этом не вижу, наоборот.

Когда у меня был интернет-магазин, мне больше всего нравилось, когда какая-нибудь женщина покупала красивую вещь и я знала, как она довольна, — мне этого было достаточно для счастья. То же самое сейчас: вот человек пришел с работы, ему помыли голову, мастер вежливый, аккуратный, приятная музыка, можно выпить чашечку кофе и поболтать — люди ведь приходят в салон именно за этим, за обстановкой. И когда я вижу, что человеку хорошо, для меня это удовольствие.

В какой-то момент один из совладельцев барбершопа решил продать свою долю — и партнеры, как грамотные предприниматели, сразу поняли, кому ее надо предложить (доля — моя мотивация, чтобы стараться еще больше). Мы подумали с мужем и решили, что это отличная идея, — так я стала совладелицей барбершопа.

Из нормальной жизни — на карантин

В начале марта пропали кожные антисептики (мы же обязательно используем их в работе). Сотрудники обсуждали, как их сделать из спирта с гелем алоэ вера, — я уже начала искать спирт, но потом объявился один из поставщиков, у которого мы стояли в очереди.

Что касается спада клиентов, то он был постепенным. Показательным стало воскресенье, 22 марта. Обычно воскресенье — самый загруженный день и мы работаем так, что некогда выдохнуть. А в тот день ребята просто полдня просидели впустую — и стало понятно, что всё стремится к нулю.

Но в среду, 25 марта, как только выступил президент, клиенты стали звонить и спрашивать: а когда вы закроетесь, а что делать, а можно я сейчас приду?

Я с большим удивлением наблюдала за нарастанием потока, хотя логика понятна: мужчины, которые серьезно относятся к своей внешности, прикинули, что если они не постригутся в ближайшие два-три дня, то через пару недель прическа будет выглядеть совсем плохо.

В четверг, 26 марта, вышел указ мэра Москвы о закрытии салонов красоты и всех мест массового посещения, и стало понятно, что пятница — наш последний день работы. Мы сделали рассылку и обзвонили постоянных клиентов. Работали до половины первого ночи! Наш топ-барбер творил чудеса эквилибристики и, по-моему, поставил рекорд — постриг 21 человека за один день.

Я сидела весь день за компьютером и следила за записями в онлайн-программе, корректировала работу администратора — старались хоть как-то нагнать просадку по доходам, ведь аренду и коммунальные платежи никто не отменял, зарплату мы также выплачивали в полном объеме.

У большинства филиалов тоже сложилась очень сложная финансовая ситуация в связи с эпидемией, мы экстренно сокращали расходы, начали вести переговоры с арендатором с просьбой уменьшить арендные платежи. На следующий месяц планируем создать подушку безопасности из своих доходов. У троих из четверых наших барберов настроение нормальное, у них есть сбережения и панике они не поддаются. А вот у нашей барбелы ситуация другая, к тому же есть кредит, при этом как специалист она менее востребованна, потому что у нее мало опыта, пока нет своей клиентской базы. Она схватилась за голову, пыталась срочно найти подработки. Ей предложили, когда откроемся, подрабатывать у нас еще администратором, чтобы восполнить дыру в бюджете, которая у нее сейчас образуется.

Планы на будущее

Мы в режиме быстрого реагирования заказали дизайнерам макет рекламы «барбер-доставка» — думали насчет услуги выезда барберов на дом. Но потом большинство пришло к мнению, что это слишком рискованно. Непонятно, как именно барбера доставлять, как его и клиентов обезопасить и стоит ли это потраченных усилий. Мы приняли решение просто переждать. Ведь у нас классический вариант салона — места, куда приходят не только за услугой, но и за атмосферой. На него есть спрос именно в таком виде, и кардинально что-то менять мы не хотим.

Ясно, что неделей мы не отделаемся, пару месяцев простоя мы выдержать можем. Если же всё встанет на более долгий срок, это будет означать закрытие. Но я думаю, что все-таки это вопрос времени и всё восстановится. Так что лично я ни о какой смене деятельности даже не задумывалась, в моей жизни это не первый кризис, и я уверена, что найду выход. На данный момент я готова пожертвовать своими доходами, чтобы максимально продержаться и сохранить бизнес.

До того как случилась эпидемия, я планировала в будущем открыть собственный филиал. Это у меня по-прежнему в планах. Но для того чтобы открыть барбершоп, мне нужно брать кредит, а сейчас точно не время. У меня, как у маркетолога, есть предположение, что, когда кризис пройдет, будет всплеск спроса. Это психология потребителя, так всегда бывает. Есть надежда, что можно будет на этом выехать, но пока приходится думать о другом.

С партнерами мы обсуждаем, какие меры принять, чтобы не потерять лояльность клиентов, как вести активность в соцсетях, какую информацию давать подписчикам наших пабликов. Были планы проводить обучение администраторов, теперь есть идея это обучение вывести онлайн. Так что мы не будем просто сидеть и ждать открытия, мы будем заниматься оптимизацией рекламы, аналитикой данных — всем тем, до чего обычно не доходят руки. Работы на самом деле очень много, и эту передышку надо максимально использовать.

Нужно еще добавить одну вещь: наш барбершоп работает давно, у нас хорошая база клиентов, хорошие мастера и хорошее место, нам не так плохо сейчас, как многим другим. Очень хочется поддержать своих коллег по отрасли, я уверена, что мы выстоим. В любой кризис надо искать новые возможности, это касается не только предпринимателей, но и любого человека, который хочет развиваться и быть хозяином своей жизни.

Если вы владелец небольшого бизнеса, пострадавшего в сложившихся условиях, не опускаете руки и смотрите в будущее с надеждой, хотите поделиться собственным опытом борьбы за спасение своего дел, — пишите нам! Если вам однажды уже доводилось собирать свой бизнес из руин после кризисов 2008 или 2014 года, — тоже расскажите нам про этот опыт. Ваша история может морально поддержать многих. Наша почта: blog@hh.ru.

3 комментария

Здравствуйте, на чём основано предположение о всплеске спроса после кризиса?

Ответить

Так после самоизоляции все обросшими выйдут.

Ответить

Вот именно, мне кажется, что такие профессии как мастер-парикмахер, барбер- будут востребованы всегда. А если еще и мастера -профессионалы своего дела, то отбоя от клиентов точно не будет. Люди стриглись всегда. Мой муж как ходил в свою любимый GC Barbershop, так и продолжает сюда ходить  https://gentlemensclub.com.ua/ru/kherson . Здесь особая атмосфера, отличный коллектив, прекрасный сервис. Муж всегда возвращается оттуда в хорошем настроении и с отличной стрижкой.

Ответить