Чего ждать на собеседовании маркетологу и куда идти, если вы только начинаете
Разбираем каверзные вопросы с собеседований и рекомендуем полезную литературу.
Я Ксения Маркина, владелец маркетингового агентства «Ракета» и наставник на курсе «Интернет-маркетолог» в Яндекс Практикуме. В маркетинге уже больше 14 лет. Начинала с рекламных инструментов, потом на время ушла в SMM. Сейчас занимаюсь стратегическим маркетингом.
О чём часто спрашивают на собеседованиях
Как посчитать CTR?
И другие формулы и определения. Не всегда такое случается, но вы должны быть готовы «выдать базу» о рекламных инструментах и показателях.
На одном собеседовании в начале карьеры меня прогнали по всем определениям. Было забавно, но тем не менее это база, которую вы как маркетолог должны знать. Перед собеседованием стоит её освежить.
В каких сферах вы работали?
Некоторые компании набирают маркетологов только из своей ниши. На самом деле, если вы умеете работать с рекламными инструментами, не так важно, в какой сфере вы это делаете.
Но переубеждать заказчика бесполезно — просто соберите как можно больше релевантных кейсов: с работы, стажировки или обучения.
В Практикуме можно попробовать себя в реальных проектах. Они тоже подойдут для портфолио.
Чаще всего запрос на опыт в конкретной области встречается в инфобизнесе. Там ценят кандидатов, которые работали в онлайн-школах со схожей тематикой. В офлайне это обычно менее важно.
Одна из самых интересных сторон маркетинга в том, что можно пробовать разные ниши, полностью менять сферу в любой момент карьеры и выбирать то, что вам интересно. Так что совершенно не обязательно зацикливаться на одной области.
С какими бюджетами вы работали?
Здесь то же самое, что со сферой: если заказчик готов доверить проект только маркетологу, который работал с бюджетами от нескольких миллионов рублей, скорее всего, другого человека он даже не будет рассматривать. Если у вас есть подходящий кейс, смело рассказывайте про него. Если нет, то лучше даже не тратить время на подготовку и общение с заказчиком — выберите проект с менее жёсткими требованиями.
Что вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
А ещё «Сколько теннисных шариков поместится в вагон метро?» и другие неожиданные вопросы. Да, это примеры из моих реальных собеседований 🙃
Помимо компетенций в маркетинге, работодатель оценивает ход ваших мыслей, структурированность рассуждений, то, как вы подходите к решению нестандартной проблемы. Поэтому вопросы могут быть самые необычные.
Какие ошибки совершают на собеседованиях
1. Отвечают, когда не спрашивали
Иногда кандидаты пытаются показать экспертность, рассказывая, что бы они улучшили в проекте. Этого не стоит делать ни на собеседовании, ни в тестовом задании, потому что вы не знаете актуальное состояние проекта, планы, точный бюджет. Показывайте свой опыт, отвечая на вопросы работодателя.
2. Не знакомятся с проектом перед собеседованием
Бывает, что специалист откликается на десятки вакансий и в итоге не успевает хорошо изучить компанию, которая пригласила его на собеседование. Поиск работы — тоже работа. Распределяйте силы и не жертвуйте качеством ради количества.
Почти всегда можно изучить проект перед встречей с работодателем, заглянуть на сайт и в соцсети. Если информации о компании совсем мало, посмотрите на нишу в целом: кто конкуренты вашего потенциального работодателя, какие сейчас тренды в его сфере.
3. Опаздывают, переносят созвоны или вообще забывают про встречу
Скорее всего, работодатель поймёт, если вы один раз перенесёте встречу, предупредив хотя бы за пару часов. Но в целом от вас ждут ответственности и точности. Прийти вовремя — лёгкий способ произвести хорошее первое впечатление.
С чего начинать, когда мало опыта
Хороший старт карьеры — маркетинговые агентства. Обычно они работают с клиентами из разных ниш, так что вы будете набираться опыта сразу в нескольких сферах. Вокруг будут коллеги-маркетологи, которые и знаниями поделятся, и подстрахуют на первых запусках.
Наше агентство предоставляет маркетинг 360 — от исследований для запуска кампаний до рекламных инструментов для продвижения проекта. Среди клиентов — и крупный бизнес вроде Сбера, ВТБ, Toyota, «Абрау-Дюрсо», и заказчики, которые обращаются за выстраиванием личного бренда. Нескольких студентов Практикума я приглашала поработать в проектах.
Если у вас небольшой опыт, то ещё одним хорошим вариантом будет стартап или малый бизнес, у которых обычно скромный бюджет на маркетинг и нет возможности нанять senior-специалиста.
И конечно, пользуйтесь сарафанным радио — ещё с обучения. Узнавайте о проектах у преподавателей и одногруппников, показывайте наработки наставникам, которые могут дать обратную связь и порекомендовать вас куда-то. Я всегда называю несколько студентов Практикума, когда меня спрашивают о хороших начинающих специалистах.
Позаботьтесь о том, чтобы у вас был хорошо оформленный профиль в соцсетях, составьте резюме и портфолио — даже если это ваши учебные кейсы. Так у вас будет готова информация, которую можно показать клиенту, когда кто-то решит вас порекомендовать.
Как подготовиться к собеседованию
1. Изучите нишу, в которой работает проект. Если у вас есть релевантный опыт, подготовьте кейсы.
2. Ознакомьтесь с проектом и продумайте вопросы, которые зададите на собеседовании.
3. Если в вакансии указан конкретный запрос — например, увеличение трафика, узнаваемости бренда или рост проекта в целом — подготовьте план, который презентуете заказчику.
4. Постарайтесь узнать, кто будет вас собеседовать: собственник, HR или маркетолог. С каждым из них нужно общаться по-разному. Например, HR-специалист может вообще не разбираться в маркетинге, но при этом должен вас понять и оценить, подходите ли вы на должность. Поэтому нужно быть готовым говорить просто о сложном:
— посевы → массовое размещение рекламы в сообществах;
— СТА → призыв к действию;конверсия → процент перехода к следующему шагу;
— лид → потенциальный клиент;
— CPC → стоимость клика.
5. Расслабьтесь — неуверенность вызывает недоверие к специалисту. «Мне кажется, что я ничего не знаю», — обычная мысль в начале карьеры, но она обманчива. После обучения у вас в голове огромная база знаний, причём более свежая, чем у многих опытных специалистов.
Проходить собеседования — такой же скил, как и любой другой. Для него работают те же правила. Чем больше вам откажут, тем быстрее вам скажут «да». И чем больше собеседований вы пройдёте, тем быстрее научитесь делать это успешно. Так что подавайте резюме в самые разные компании — и маленькие, и крупные. Любое собеседование — +100 к опыту.
Какую литературу по маркетингу почитать, если вы junior, middle и senior
Для тех, кто только начал:
- «Основы маркетинга», Филип Котлер
- «Маркетинг для немаркетологов. Руководство по созданию успешных маркетинговых стратегий и увеличению прибыли», Антон Петроченков
Для тех, кто уже готов к большему:
- «Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем», Фил Барден
- «100+ хаков для интернет-маркетологов. Как получить трафик и конвертировать его в продажи», Денис Савельев, Евгения Крюкова
На все времена:
- «Обнимите своих клиентов. Практика выдающегося обслуживания», Джек Митчелл
- «Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции», Джек Траут
В вагон метро может поместиться примерно 589,173 теннисных шариков.
В какой вагон? В разных странах ширина путей разная, соответственно разные габариты вагонов.
Что вы бы взяли с собой на необитаемый остров?
ответ: съмочную группу для съемки рекламы нашего продукта
Сколько теннисных шариков поместится в вагон метро?
зависит от задачи и кадра, если в рекламе нужно показать как эти шарики просто вылетают с двери при открытии, то можно кадр поставить так. чтобы было видно только дверь, либо можно шарики добавить в CG нужно считать стоимость.
Чего ждать на собеседовании маркетологу и куда идти, если вы только начинаете
В перспективе ближайших лет забить на маркетолога и получить инженерную специальсность связанную с пром производством.
Расслабиться на собеседовании тяжелее всего, даже когда ты все знаешь о компании, вакансии
В вагон поместится ровно один вагон шариков.