Ищем решения проблем и ставим задачу сотрудникам с помощью СПИН, техники «5 почему» и пирамиды Минто
Разберем подход поиска решений в бизнесе через технику СПИН, «5 почему» и принцип пирамиды Минто. Который заметно повышает эффективность команды и вероятность успеха в проекте.
Введение
Этот подход бывает полезен при разработке сложных ИТ-систем и продуктов или в каких-то крупных бизнес проектах. Когда нужно четко понять Клиентов и найти хорошее решение силами Команды.
Давайте сначала разбираться в терминах:
- СПИН означает структуру из 4 пунктов: Ситуация, Проблема, Извлечение и Направление.
- 5 почему – техника поиска первопричины
- Пирамида Минто – подход к структурированию информации для улучшения понимания в команде
Ситуация
- описываем текущую ситуацию
- по пунктам
- отвечаем на вопрос как есть сейчас?
- если список получается большой, то делаем его иерархическим в соответствии с принципом пирамиды Минто
Проблема
- Описываем проблему
- Что плохого в текущей ситуации?
- Это может быть 1 предложение или список аспектов.
- Тут чем короче, тем лучше
Извлечение
- Когда мы видим проблему. То далее нужно применить технику «5 почему».
- Нужно задать вопрос Почему? 5 раз. И записать 5 ответов. Может быть больше.
- Если список получается большой, то структурируем его также с учетом пирамиды Минто
Направление
После того как мы записали ситуацию, проблему и извлечение. Нужно записать предложение. Что именно нужно сделать и поменять, чтобы проблему решить?
Дополнительные разделы
По ходу проработки решения, обсуждения с Клиентами и Командой, могут появляться альтернативные идеи, предложения, решения. А также могут появляться вопросы без ответов.
В таких ситуациях хорошо добавить еще дополнительные разделы типа:
- Альтернативные решения – записать идеи и предложения
- Открытые вопросы – записать те вопросы на которые пока нет ответов и нужно собрать больше информации
- Прочее – в этот раздел можно писать все что не помещается в другие
Заключение
Это достаточно простые техники, знание которых позволяют заметно улучшать постановку задачи, минимизировать риски, сокращать затраты на согласования и совещания.
Как правило и результаты тоже становятся заметно лучше.
Интересный подход, спасибо! Про СПИН первый раз услышал, остальное использую на практике. Без примера, правда, немного тяжело вникнуть с первого раза.
Да, с примером наверное было бы лучше. Подумаю что можно добавить. Спасибо )
афтор в ВШЭ поступил что-ли? Инструменты из 2000х, кому они нынче нужны то?
Вообще эти инструменты были описаны в 70-80х годах. а если без описания, то думаю наиболее толковые люди их использовали 2000-3000 лет назад.
Нынче они нужны тем же кому и 2000 лет назад. Тем кто ищет решения каких либо сложных проблем.
Да, я работал в командах и проектах где не было сложных проблем и задач. Там они не нужны. Можно просто сидеть, что то пилить, и не знать бед и горя.
Но также работал в таких командах где приходится решать крупные задачи и запутанные проблемы. Где 1 тема может перетекать из совещания в совещание по 3-5 недель. Вот в таких командах эти методы и нужны.
Ключевая мысль - эти инструменты нужны не всем, не везде и не всегда.
Вообще в этом мире не все всегда и везде, а кое что иногда и местами.
Есть команды и проекты где эти инструменты бывают полезны и заметно улучшают результаты.
Картинки с примерами, мягко говоря очень странные