Должен ли логотип быть уникальным
Дизайн, в отличие от искусства, решает прикладные задачи. Создание чего-то нового, единственного и неповторимого не входит в их число. Однако есть устоявшееся клише, что хороший логотип должен быть уникальным.
Почему сделать уникальный логотип почти невозможно? Когда попытки выделиться могут привести к убыткам? Как потребитель идентифицирует бренд? Дизайн-студия «Логомашина» ответит на эти вопросы.
Уникальность — залог успеха?
Недостаточно просто проинформировать людей о существовании бренда. Важно выделиться в информационном поле, запомниться, отстроиться от конкурентов. Привлечение внимания к продукту и компании — это задача маркетинга, для решения которой служит дизайн.
Может показаться, что у логотипа с нестандартной формой и мелкими деталями больше шансов зацепить ваш взгляд. В действительности же сложный концептуальный знак вполне может остаться незамеченным, если вокруг будут яркие крупные вывески с самым простым содержанием.
На логотипы с изюминкой приятно смотреть, как на картины в музее. Но креатив и уникальность — это еще не залог успеха. Ведь конечная цель любого бизнеса — продажи, а не развлечение публики. У многих крупных брендов очень лаконичные фирменные знаки, основанные на простых геометрических формах.
Можно предположить, что при создании этих логотипов не стояло цели достичь уникальности. Все элементы максимально упрощены и унифицированы — даже перья у птички. Вывод очевиден: степень уникальности логотипа вовсе не коррелирует с успехом бренда на рынке. Давайте разберемся, почему.
Почему все логотипы похожи?
Фирменные знаки крупных компаний похожи друг на друга сильнее, чем вам кажется: среди них найдутся почти близнецы:
Скорее всего и для более сложных детализированных логотипов найдутся дубли. Человеческое мышление неуникально: все мы вдохновляемся одними и теми же работами классиков или явлениями природы. У нас есть ограниченный набор цветов, фигур, вариантов компоновки. Поэтому новое — это просто забытое старое.
Уникальный на 100% логотип — это невозможно. Конечно, стремиться к уникальности можно, но для бизнеса это скорее вредно, чем полезно.
1. Носители айдентики неуникальны
Айдентика и логотипы не живут в вакууме. Графику разрабатывают под потребности бизнеса — исходя из того, где именно фирменный знак будет располагаться.
В отрыве от товара логотип может показаться скучным и слишком уж простым — будто дизайнер на нем решил отдохнуть. Галочка — общеизвестный позитивный символ, означающий «да», «сделано», «окей». Обобщенный позитивный знак мог подойти любой компании, кроме разве что похоронного бюро. Но именно благодаря такому минимализму и простоте галочка хорошо смотрится на обуви.
Носители определяют дизайн. Один и тот же знак должен хорошо смотреться и на торце шариковой ручки, и на рекламном баннере на улице, на светлом, темном или цветном фоне. Посмотрим на логотип пекарен «Буше»: он состоит только из четырех букв — названия компании.
С одной стороны, носители фирменного стиля ограничивают дизайнеров. Логотипы необходимо упрощать, стараться делать многофункциональными: чтобы на любой поверхности и в любом размере все оставалось красиво и понятно.
С другой стороны, именно носители дают возможность выделиться. Удачное размещение фирменного знака на товарах, упаковках и в рекламе — это тоже часть фирменного стиля: на примере “Nike” и «Буше» это хорошо видно.
2. Оригинальные идеи быстро устаревают
Редизайн фирменного стиля — сложное мероприятие для любого бизнеса. Во-первых, это большие затраты на смену всех вывесок, упаковок и мерча. Во-вторых, трудно спрогнозировать, как нововведения повлияют на продажи. Поэтому одна из целей дизайнера при разработке логотипа — сделать знак, который не устареет через несколько лет.
Простые формы и шрифты — это классика, которая в любые времена актуальна. А вот сложные формы, стремящиеся к уникальности, не всегда выдерживают проверку временем. Например, очень быстро устаревают декоративные шрифты.
Давайте посмотрим на ребрендинг сети книжных магазинов «Буквоед». Компания открылась в 2000 году и кардинально сменила фирменный стиль в 2019.
Есть много компаний постарше «Буквоеда», которым удалось дожить до наших дней без смены дизайна. В большинстве случаев у них лаконичные логотипы, не претендующие на уникальность.
Мода изменчива, и сложные графические приемы, подчеркивающие уникальность бренда, характерны для дизайна рекламы и упаковки. Поскольку логотипы не планируют менять каждый год, их стараются упрощать.
3. Человеческое мышление неуникально
За любым, даже абстрактным, логотипом должна стоять понятная идея. И у дизайнера есть ограниченный набор средств, чтобы эту идею выразить, ведь люди мыслят стереотипами и штампами.
Можно нарисовать всем понятную реалистичную лягушку, но она не будет уникальной. Можно стилизовать рисунок, делая его более интересным и креативным. Но если чересчур увлечься, лягушка превратится в непонятное пятно.
Уникальность не должна быть самоцелью. Разработка логотипа начинается с идеи, которую важно донести до потребителя. Если сосредоточиться только на оригинальности знака, можно упустить исходный месседж и дезориентировать зрителя.
Почему мы не путаем бренды друг с другом?
«Айдентика» — это англицизм от слова «идентичность», и цель дизайна — сделать компанию узнаваемой. Тогда почему мы спокойно ориентируемся на рынке среди неуникальных логотипов?
Фирменный стиль — это не конечная картинка, которую предъявляют потребителю. Это набор графических элементов и правил их использования. Логотипы, паттерны и шрифты доходят до публики не на белом фоне: они — часть рекламы, упаковки, сайта, мерча или самого продукта. Идеальный фирменный стиль является визуальным отражением философии компании и позволяет эту философию транслировать на любых носителях.
Уникальность каждого бренда — это не логотип сложной формы с кучей эффектов. Это продуманный месседж, который удалось донести до целевой аудитории. Давайте посмотрим на какой-нибудь сильный бренд с простым логотипом. Например, вот всем известная IKEA:
Айдентика IKEA — это не просто скучный логотип из четырех букв. Это пропаганда скандинавского стиля жизни, минимализма и удобства. У них лаконичный фирменный стиль, простая и красивая мебель, недорогие фрикадельки в кафе, экологичная упаковка и остроумная реклама.
Мы не путаем бренды друг с другом, потому что айдентика — более широкое понятие, чем набор фигур и цветов. Мы сталкиваемся с конкретным месседжем бренда, на конкретных носителях, в конкретных ситуациях. Фирменный стиль IKEA уникален несмотря на заурядный логотип. И даже благодаря этому логотипу: потому что он хорошо помещается на карандаши, узнаваем на иллюстрациях, а по вывеске магазина вполне понятен дух заведения.
Для успеха айдентики важны не затейливые графические приемы, а продуманный посыл и маркетинговая стратегия. Нужно понять, кто потенциальный потребитель, чего он ждет от покупки, где он столкнется с рекламой и что вызовет у него доверие. Хороший фирменный стиль — средство коммуникации с клиентом.
Не нужно выдумывать уникальные слова, чтобы звучать убедительно.
Автор текста: Дарья Тамилина для «Логомашины»
Если нравится наш полезный контент — подпишитесь на «Логомашину» в соцсетях: