Чему мы научились в период самоизоляции и научили детей

В общеобразовательной школе «Дом Знаний» еще в марте 2020 года училось несколько десятков детей. Как только обычные школы начали закрываться на карантин, количество учеников у нас выросло более чем в 500 раз. Рассказываю, как мы справились с молниеносным ростом и почему дети не хотят возвращаться к привычной системе обучения.

Меня зовут Халипа Тагиров, я — директор пока единственной на Северном Кавказе онлайн-школы «Дом Знаний», где учатся дети с 1 по 11 класс. В августе 2019 года мы получили лицензию на образовательную деятельность и в сентябре начали свой первый учебный год.

С чем мы пришли к началу самоизоляции

Учителя. В «Доме знаний» более 60 учителей: часть из них на полной ставке, остальные совмещают работу у нас с обычной школой. Почти все педагоги высшей категории, победители различных конкурсов, в том числе «Учитель года» — те люди, которым интересны новые подходы к обучению. Преподаватели работают в офисе в Махачкале, где есть «учительские», специальные студии для записи и кабинеты, оборудованные специальными звукопоглощающими материалами и техникой для проведения индивидуальных консультаций.

Учителя в кабинетах сопровождения Фото: Зарема Алиева
Учителя в кабинетах сопровождения Фото: Зарема Алиева

Ученики. До марта 2020 года у нас обучались несколько десятков учеников (в первый год мы ставили задачу отработки всех механизмов, а не увеличения количества учеников). Большинство — самые обычные дети, есть дети на семейном обучении, спортсмены, часто болеющие дети и дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для обучения ребенка родители выбирают одну из трех форм — с зачислением, без зачисления и предметную. Тариф с зачислением предусматривает получение полного среднего образования с выдачей аттестата, без зачисления — доступ ко всем предметам и возможностям школы, предметный — доступ к видеоурокам и сервисам в соответствии с выбранными предметами.

Инструменты. Мы используем онлайн-доску, видеочаты и текстовые чаты для обратной связи и контроля знаний, «умные» ручки, камеры. У детей есть доступ к библиотеке с электронными учебниками и аудиокнигами. Все, что нужно самим ученикам, — устройство для работы в системе и доступ в интернет.

Уроки. Видеоуроки записывает целая команда: педагоги, ИТ-специалисты, операторы, монтажеры. Уроки ведутся в соответствии с учебным планом, соответствующим ФГОС, и по учебникам, утвержденным Минпросвещения России. Даже по ИЗО, музыке, технологии и физкультуре учителя выдают полноценную теоретическую базу, консультируют ребенка и оценивают практическую работу. Всего в нашей базе — более 10 000 уроков по всем предметам.

Студия, где монтируют видеоуроки Фото: Зарема Алиева
Студия, где монтируют видеоуроки Фото: Зарема Алиева

Вести урок и удерживать внимание детей учителям помогают анимированные герои — Енот, девочка Эрика, мальчик Эрик, Колбочка и другие. В записи многих уроков участвовали эксперты-практики: врачи, дикторы, технологи, экономисты, дизайнеры, представители власти — от министров до простых специалистов. Они наглядно показывали детям, как те или иные знания пригодятся в обычной жизни. Например, на уроке геометрии строитель объяснил, зачем нужно правильно рассчитывать углы. Врач-онколог на занятии по химии рассказал и продемонстрировал процесс применения изотопов при лечении онкологических заболеваний.

Как видите, мы полноценная школа, только работающая в дистанционном формате. У нас есть лицензия, аккредитация и другие документы, необходимые для ведения образовательной деятельности в соответствии с 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Нашу платформу можно использовать не только как дополнительный сервис-помощник, но и как полноценную альтернативу обычной школе. Многие школы в период изоляции так и сделали — сейчас увидите, что из этого вышло.

Как нас «завалило» учениками и проблемами

Как только обычные школы из-за пандемии закрылись на карантин, мы предложили всем желающим подключиться к «Дому знаний» бесплатно. Опубликовали информацию в своем Инстаграме, связались с Правительством Республики Дагестан и Министерством образования и науки РД, а позднее и непосредственно с управлениями образований и школами.

<p>Приглашение на бесплатное дистанционное обучение</p>

Приглашение на бесплатное дистанционное обучение

К нам обратились более 30 школ. Доступ ко всем видеоурокам, тренажерам, тестам и электронной библиотеке получили более 21 000 учеников. Для школ, которые изъявили желание полностью перейти к нам на обучение, механизм регистрации был упрощен — им оставалось только отправить нам списки пользователей. Родители из других школ регистрировались сами.

Для бесплатного обучения на период самоизоляции мы разработали четвертую форму обучения — «На карантине»
Для бесплатного обучения на период самоизоляции мы разработали четвертую форму обучения — «На карантине»

Сразу скажу, такой стремительный рост дался нам непросто, поэтому первое время вся команда работала практически круглосуточно. Мы начали готовиться к наплыву пользователей чуть раньше, так что платформа смогла выдержать десятки тысяч одновременных подключений. Практически все технические проблемы были на стороне клиентов.

Например, дети жаловались, что не подгружаются уроки с компьютера или смартфона. Иногда приходилось подключаться удаленно или давать инструкции по видеосвязи, чтобы пользователь смог обновить браузер.

Больше всего проблем было с профилями, паролями и сообщениями от пользователей.

Проблема 1. Путаница в профилях

Что случилось. Многие пользователи с компьютером на «вы», поэтому путались, как регистрироваться, когда и куда заходить. Сайт устроен таким образом, что родитель создает личный кабинет и добавляет в него своих детей. Соответственно, у родителей есть определенные права доступа — к урокам, просмотру результатов тестов и т.д. Мы полагали, что по умолчанию понятно: дети для обучения заходят через свой профиль. На практике многие ученики заходили на сайт школы через родительский профиль, поэтому часть функций им, естественно, оставалась недоступной, и в связи с этим возникали вопросы.

Как решили. Создали ролик о том, как пройти регистрацию на сайте «Дома знаний» и добавить ребенка в личный кабинет, разместили видеоинструкцию в Инстаграме. Разработали методические рекомендации, разослали их по школам и родителям, в том числе, разместили информацию в личных кабинетах.

Ролик с инструкцией по регистрации в онлайн-школе «Дом знаний»
Ролик с инструкцией по регистрации в онлайн-школе «Дом знаний»

Проблема 2. Неразбериха с паролями

Что случилось. Клиенты забывали пароли и не могли восстановить их самостоятельно. Некоторые из тех, кто подключался через школы, не могли зайти в свои личные кабинеты, потому что получили чужие пароли и логины. Были и двойные регистрации — человек регистрировался сам, а потом его регистрировали через школу. Профили не объединялись из-за разницы в данных, предоставленных самими пользователями. Ученик заходил на сайт через профиль, который создал сам, а не который сделала для него школа, — учитель не видел, что ребенок занимается и сдает тесты.

Как решили. Мы помогали восстановить пароли и найти правильные данные для входа. При двойной регистрации либо еще раз предоставляли логины и пароли, либо, если ученик уже прошел какие-то тесты, добавляли его в нужный класс к своему учителю.

Проблема 3. Шквал звонков и сообщений

Что случилось. Представьте, раньше нам писали и звонили несколько десятков клиентов, а теперь тысячи. Сообщения сыпались в Инстаграм, Ватсап, форму обратной связи. Сотни прямых звонков и запросов на обратный звонок. Простыни комментариев и вопросов от учеников под видеоуроками. Мы не успевали ответить сразу всем, и родители иногда выражали недовольство.

Как решили. Увеличили штат людей, которые занимались именно этими вопросами. Переориентировали часть сотрудников и обучили, как правильно решать те или иные проблемы пользователей. Для себя разработали систему, кто и за какие задачи ответственный, какая отчетность должна быть предоставлена.

Сотрудники, ответственные за звонки, — прием, обратные звонки по запросу — консультировали пользователей и фиксировали наиболее часто задаваемые вопросы, чтобы мы могли проводить разъяснительную работу. Сотрудники, отвечающие за форму обратной связи, после решения вопроса фиксировали результат в самой системе, как отработанный. Ватсап, Инстаграм также обслуживали отдельно. Информацию в целом сводили к ответственному за данную работу лицу, который отвечал за реализацию обратной связи с пользователями.

Как мы настроили массовое обучение

Если до самоизоляции наши учителя работали с каждым учеником индивидуально, в том числе, проводили видеоконсультации «один на один», то с таким количеством учеников стало очевидно — формат предоставления обратной связи надо менять. К тому же для обеспечения правил безопасности и сохранения здоровья персонала мы перестроили график сотрудников, присутствующих в офисе. Сделали так, чтобы в офисе одновременно находились не более 15 человек.

В процесс обучения пришлось внести коррективы:

  • Вместо индивидуальных видеоконференций педагоги проводят вебинары, где отвечают на вопросы детей, собранные по итогам просмотра урока. Мы привлекли всех учителей — они анализируют вопросы, готовят материалы и презентации дома, а транслируют уже из офиса по расписанию.
  • Контент на сайте рассчитан на разные формы взаимодействия между учителем и учеником, в том числе для реализации индивидуальной траектории обучения. Есть задания с решением задач, выводом ответа, записью изложений и сочинений. В этот непростой для детей период, когда им и без того, как оказалось, много задают в обычных школах, мы решили упростить задания — предоставить для самоконтроля учеников только тесты с выбором ответа, автоматической проверкой и оцениванием результатов.
  • Школам, которые к нам подключились, мы предоставили возможность создавать в системе свои классы и самостоятельно контролировать прохождение учениками тестовых заданий.
Тест по литературе с закрытыми вопросами
Тест по литературе с закрытыми вопросами

За два месяца самоизоляции школа «Дом знаний» получила хороший опыт масштабирования. Мы быстро приняли решение о бесплатном обучении и буквально за неделю создали все условия, чтобы массово создавать личные кабинеты, регистриро��ать пользователей, подключать школы целиком. Сумели оперативно сделать дополнительный функционал, который либо не был предусмотрен, либо его реализация планировалась на более поздние сроки. Педагоги перестроились — изменили формат предоставления обратной связи и перешли к вебинарам, а администрация приобрела навык взаимодействия со школами.

Что будет, когда самоизоляция закончится

У нас еще до пандемии были ученики, которые учились на предметной форме и со следующего года собирались перейти на полноценное обучение в зачислением. Были запросы от родителей, которые узнали о нас посреди учебного года и с сентября 2020 планировали перевести детей к нам.

Дети из числа подключившихся тоже все больше интересуются удаленным обучением и вот почему:

  • Ребенок может смотреть уроки в любое время. У каждого свои биологические часы, поэтому не всем удобно вставать в школу к восьми. К тому же, многие дети сейчас засиживаются допоздна и встают чуть ли не к обеду, но никуда не опаздывают и все успевают.
  • Презентации, анимация и графика помогают быстрее запомнить материал без зубрежки.
  • Кому-то больше нравится читать, кому-то слушать или смотреть — для лучшего восприятия информации мы выдаем ее в текстовом, аудио- и видеоформатах.
  • Удобно, что можно менять последовательность уроков и пересматривать видео сколько угодно раз.
  • Дети очень активно общаются в чатах и создают конференции, чтобы помогать друг другу в учебе. Можно выбрать, с кем общаться, и никаких конфликтов с одноклассниками.
  • Ученик занимается столько, сколько ему нужно, а не отсиживает по 45 минут вместе со всеми. Кто-то справляется быстрее, кому-то нужно больше времени — у каждого ребенка свой темп.
Учеба в режиме самоизоляции
Учеба в режиме самоизоляции

Сколько из двадцати тысяч детей останется с нами, пока говорить сложно. Я думаю, около трети как минимум рассматривают если не полноценное зачисление, то предметное обучение — точно.

Для тех, кто придет к нам, мы за лето подготовим большой блок дополнительных курсов вроде актерского мастерства, кулинарии, игры на гитаре, акварельной живописи, риторики. То есть ученики будут заниматься и по школьной программе, и по интересам.

Планируем и дальше развивать центры компетенций, созданные у нас на базе кафедр, чтобы дети могли сами выбирать для себя дополнительные занятия по желанию и таким образом готовиться к получению будущей профессии. Уже сейчас мы взаимодействуем с вузами и обсуждаем дополнительные варианты сотрудничества.

И, конечно, будем продолжать решать нашу главную задачу — повышение мотивации к знаниям у учеников. Массовое обучение показало, что у большинства ее либо вообще нет, либо она очень низкая. В том числе для этого мы будем наращивать нашу базу материалов — уже сейчас начинаем разрабатывать новые тесты, тренажеры, игры, виртуальные опыты, викторины, чтобы детям было интересно учиться.

7
17 комментариев