Learn Better: добавь смысла, найди связи и осознай ценность
Продолжаем рассказывать, что читаем и вам рекомендуем. В 2017 году Business Insider признал книгу Ульриха Бозера «Learn Better» лучшей книгой для усиления экспертности в любой области. В марте 2020 года Альпина Паблишер выпустила русский перевод. Училась учиться и составляла обзор Татьяна Одинцова, редактор блога Selectel на vc.ru.
Как научиться учиться: Навыки осознанного усвоения знаний/ Ульрих Бозер; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2020.
Обратная сторона автора
В отчете школьный психолог назвал четвероклассника Ульриха Бозера «незаинтересованным», «невнимательным», «отвлекающимся». В детстве Бозера и правда считали отстающим: он с трудом концентрировался на школьных уроках. Однако спустя годы, Бозеру не только удалось понять принципы обучения на себе, но благодаря большому исследованию, изложить знания в книге. «Learn Better» имела большой успех в США в 2017 году: Amazon назвал ее «лучшей научной книгой года». Реакция читателей показала автору важность и значимость поднятой темы. Через год Бозер основал The Learning Agency для помощи людям и организациям комплексно использовать возможности обучения. Сегодня у агентства несколько значимых партнеров и клиентов, включая Фонд Билла и Мелинды Гейтс.
Упражнение 1.
Одна из техник, которую рекомендовал Бозер — поиск смысла в процессе обучения. Поиск смысла выглядит как вопросы к себе. Поинтересуйтесь у себя прямо сейчас:
— Какой ценностью обладает для меня этот обзор? Зачем я его читаю?
— Как связать данные об обучении с моей жизнью? Чему я хочу научиться?
— Где я буду использовать эти приемы?
Осмысленные ответы упростят восприятие и помогут увеличить читательский KPI.
Шестиэтажная основа обучения
В русском переводе книга издана под названием: «Как научиться учиться. Навыки осознанного усвоения знаний». Научно-популярный труд состоит из 6 отдельных глав: ценности, цель, развитие, расширение, взаимосвязи, переосмысление.
Главы словно этажи здания: основательно и полно раскрывают суть и смысл каждого подхода. Однако только все шесть вместе составляют единое целое. Главы наполнены кирпичиками: фактами, экспериментами, исследованиями, шутками, отсылками к настоящему, прошлому и будущему. Испытавший схожие сложности автор прекрасно понимает боли аудитории, не учит ее строго и безапелляционно.
Бозер помогает читателям глубже уяснить теорию, закручивая параллельно с основной историей, побочный сюжет с контрольными вопросами в отдельных блоках. С точки зрения чтения, процесс идет так: взгляд цепляется за блоки-вопросы, а мозг ищет ответы в прочитанном, непроизвольно заново вспоминая изученное.
Писатель говорит с нами на одном языке и с адекватными по случаю примерами. Что стоит этот: во время разговора о ценности в процессе обучения, он разбирает неожиданный успех игры Minecraft.
Когда игра вышла, кроме Маркуса Перссона почти никто в нее не верил: инвесторы отказывались вкладывать средства. Сегодня у игры сотни миллионов поклонников по всему миру. А компанию-разработчика Mojang у Перссона купил Microsoft за 2,5 млрд $. По мнению Бозера, успех игры в возможности каждому создать что-то важное лично для него. В дальнейшем из книги мы узнаем, как личные ценности и цели определяют успех в любом деле.
Осознанный анализ процессов
Книга Бозера для неторопливого и вдумчивого чтения. Несколько раз вам точно захочется отложить ее в сторону и поразмыслить, что хотел сказать автор и как это применить?
С каждой главой мы глубже проваливаемся в лабиринты разума и проникаемся осознанностью. Но аккуратно и деликатно. Бозер не кричит нам об осознанности, а подводит к ней мягко, бережно. Он не говорит научным языком, а доступно излагает научную теорию.
Учение — поступательное движение вперед. Мы прогрессируем эмоционально и, обретая больше понимания, чувствуем большую уверенность.
Он вспоминает интервью нобелевского лауреата Даниэля Канемана, где ученый называет главный человеческий бич — самоуверенность. Оказывается, именно это чувство часто тормозит нас в обучении, когда мы, заблуждаясь, считаем свой ум, внешность и профессионализм выше среднего.
Бозер дает много рекомендаций, все они четкие, целенаправленные и с примерами. Ему хочется верить и действовать. Так автор рекомендует начинать любой процесс обучения: от дизайна до бухгалтерских курсов, — с осознания значимости. В процессе изучения вы пройдете несколько стадий: ситуативный поверхностный интерес, интерес к теме, осознание ценности темы. Дальше уже сможете связывать полученные знания, опыт с другими областями и известными вам сферами.
Один из методов систематизации знаний, о которых говорит Бозер, — визуальный. Прием с рвением исследовал кембриджский ученый в конце 19 века — Джон Венн. Из всех наук Венн выделял логику. Он взял силлогизм: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен. В своей книге 1881 года использовал круги для его интерпретации. Диаграмма Венна демонстрирует, что способность к запоминанию выше при визуализации.
Говорить о ценности аналогий излишне: прием прекрасно известен бизнесменам, когда все сложное и непонятное проще связать со знакомым. Так происходит повсеместно в Uber-экономике.
Еще один инструмент — мнемоника. Она легко объединяет старые и новые знания. Почему прием работает? Бозер считает, что действует принцип «знания — к знаниям»: если есть фундамент, начинайте строить здание. Так выглядит классический мнемонический прием для запоминания расположение планет: «Мама варит земляничный морс, а юный сын уже не плачет,» — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Несмотря на несвязанность мамы/ сына с Солнечной системой, мы быстро усваиваем связь и запоминаем порядок.
Писатель выделяет необходимость фиксировать ошибки и анализировать их. Для самомониторинга можно завести дневник наблюдений. Автор таким образом повышал писательское мастерство: заносил в отдельную тетрадь ошибки и помечал, как их избежать в будущем.
В особую когорту ценностей Бозер помещает трудности. Они должны быть. Нет легкого пути к новым знаниям, — мы усваиваем меньше, когда предмет видится простым. Автор считает, что: «Ожидание трудностей — очень важный момент обучения, логическое продолжение понятия самоэффективности».
Еще важный момент. По мнению Бозера поиск смысла — наше естественное состояние: «...поиск подобен пище и сну, сексу и любви — этот тип поведения встроен в нашу ДНК». Этот «ген» объясняет интернет-серфинг и зависание на случайных статьях в Википедии. Так внутренняя поисковая система требует подпитки.
Упражнение 2.
Бозер предлагает читателям всегда искать внутреннюю логику процессов. И, прежде, чем двигаться дальше в обучении, записывать все известное до настоящего момента. Это упражнение укрепляет знания, оттачивает способность связывать факты в цепочку.
Попробуйте метод прямо сейчас. Зафиксируйте все, что узнали нового об обучении: прием поможет закрепить знания и быстрее связать их с реальной жизнью.
(не)критикуя это
Книга скрупулезно выстроена из фактов, упражнений и рекомендаций. В рецензиях труд часто хвалят за это. Автор рассказывает, что в письмах читатели делятся с ним открытиями. Профессор из Wake Technical Community College, Тед Мейнард, даже составил отчет для коллег в колледже, где описал способы улучшения преподавание в учебном заведении. А один прочитавший книгу писатель изготовил по ней карточки для квиза.
В русскоязычных обзорах труд порой ругают за уход с главной темы и сбивчивость повествования. Есть и несогласные с объемом произведения, голосующие за краткость. Но в этом, возможно, главная фича книги — объяснить простое немного сложнее. Бозер уже довел до нас идею, что преодолевая сложности, мы лучше усваиваем важное и ответственнее относимся к изученному.
«Как научиться учиться» подойдет для обновления уже существующей информации об обучении. Все мы привыкаем к определенным паттернам поведения и не всегда удачным. Мы сталкиваемся с ними в разные моменты жизни: когда запускаем стартап, изучаем новый язык или пробуем готовить новые блюда молекулярной кухни. Автор внушает нам надежду и говорит, что нет природных неспособностей, есть только отсутствие правильных шагов. И сделать эти шаги под силу каждому из нас.
Понравился обзор?
Подписывайтесь и следите за обновлениями в блоге Selectel.
Читайте также:
Пейте кофе в душе. Все важное о режиме гения — обзор книги Мейсона Карри, рассказывающей о ежедневных ритуалах известных и знаменитых людей.
Диаграмма Венна, иллюстрирующая силлогизм: Все люди смертны. Сократ — человек. Значит, Сократ смертен.
Неправильная картинка же? Чтобы иллюстрировать это утверждение, должно быть так: большой кружок - смертные, в нём кружок поменьше - люди, в маленьком кружке точка - Сократ. Кто не смог научится рисовать диаграммы: автор статьи, издатель, Венн или Бозер?
Сергей, спасибо, что заметили! Эта диаграмма из книги, ее приводит в пример русское издание. С одной стороны, да, я с вами согласна, можно изобразить тремя кругами, помещенными внутрь друг друга. Или у меня есть версия, что здесь просто другая интерпретация. И смысл в том, чтобы каждую единицу силлогизма для наглядности показывать множеством в виде круга. Может, это традиция 19 века. Вообще, интересный вопрос.
Спасибо за обзор!