Данные для «Сбербанка» и маркетплейс в «2ГИС»: зачем госбанк покупает крупнейший независимый сервис карт в стране
Один из самых популярных картографических сервисов в стране станет витриной для услуг бизнеса, а его карты и данные помогут всем активам «Сбербанка».
«Сбербанк» покупает картографический сервис «2ГИС», который с 90-х годов оставался независимым. По условиям сделки, госбанк получит 72% компании, ещё 3% получит совместное предприятие «Сбербанка» и Mail.ru Group. 25% останутся за основателями и менеджментом.
«2ГИС» в ходе сделки оценили в 14,3 млрд рублей. В феврале 2020 года Forbes оценивал сервис в более значительную сумму — $320 млн (21,9 млрд рублей по курсу ЦБ на 11 июня). Тогда «2ГИС» занял шестое место в рейтинге самых дорогих компаний рунета.
Коротко о «2ГИС»
В 1990-х годах «2ГИС» была частью новосибирского разработчика геоинформационных систем «Техноград». Тогда основателю компании Александру Сысоеву пришла идея создать цифровой справочник, который совместит телефонную книгу и карту города.
Первая версия сервиса появилась на CD-диске, Сысоев хотел распространять её бесплатно и продавать компаниям места в справочнике через рекламные агентства. Но заработать на этом не удалось, и основатель стал искать рекламодателей самостоятельно. Реклама помогла компании выйти на окупаемость в 2004 году и до сих пор приносит ей основную часть выручки.
Особенность «2ГИС» — точность данных, которая поддерживается с помощью людей, проверяющих достоверность информации и собирающих информацию о предприятиях на карте.
В 2012 году «2ГИС» запустила первые партнёрские программы. Например, в приложении можно заказать машину через сервисы такси, забронировать номер в гостинице через Booking, выбрать недвижимость через базу ЦИАН. Партнёры получают дополнительную аудиторию и платят за трафик.
В 2015 году «2ГИС» привлёк $40 млн от фондов Baring Vostok и ru-Net.
Помимо России «2ГИС» работает в Узбекистане, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Украине, в Чехии, в Дубае и на Кипре. В сентябре 2019 года у компании насчитывалось 79 партнёров-франчайзи.
Также компания запустила дополнительные направления: кэшбэк-сервис «Чек», приложение поиска дешёвых лекарств «Аптеки 2ГИС» и агрегатор отзывов о компаниях «Фламп».
Аудитория геосервиса по оценке главы «2ГИС» Андрея Сысоева — 50 млн пользователей.
Сделка для «2ГИС»: запуск маркетплейса и платёжная система
О переговорах о возможной покупке РБК сообщало в августе 2019 года. Вскоре после этого в сентябре 2019 года «2ГИС» запустил функцию поиска товаров в офлайн-магазинах — они отмечаются на карте, а пользователи могут сравнивать их по характеристикам.
Тогда же в компании говорили, что видят своим следующим шагом запуск собственного маркетплейса с доставкой товаров.
Основатель «2ГИС» Александр Сысоев в разговоре с vc.ru заявлял, что со «Сбербанком» обсуждалась партнёрская программа, а сервису не хватает внутренней платёжной системы.
В совместном заявлении «Сбербанка» и «2ГИС» компании подтвердили, что геосервис станет маркетплейсом — как для крупных компаний, так и локальных бизнесов со слабым развитием в интернете. Они смогут продавать товары онлайн, доставлять их покупателям, общаться с клиентами и партнёрами, а также «управлять позиционированием в медиа».
Ещё одна возможная причина сделки — завершение инвестиционного периода фонда Baring Vostok. Её структурам принадлежало 20% «2ГИС», а компания рассматривала возможные варианты для «выхода», предполагали источники РБК.
Сделка для «Сбербанка»: свой геосервис и массив геоданных
Через покупку «2ГИС» банк получит собственный геосервис, который есть практически у любой крупной ИТ-компании и либо существует сам по себе, либо интегрирован в другие проекты, считает эксперт рейтингового агентства АКРА Александр Гущин. Например, клиенты могут искать товары и услуги по местоположению, а бизнес — получать новую аудиторию.
Интеграция поможет банку ускорить развитие экосистемы и совместных проектов — «Сберлогистики», «Сбермаркета», «Ситимобил», Delivery Club, SberFood, «Самоката» и других, говорится в совместном пресс-релизе компаний.
Также «2ГИС» может помочь в развитии мультимедийной платформы для автомобилей SberDigitalAuto — аналога «Яндекс.Авто», о которой рассказали источники «Коммерсанта» в феврале 2020 года. Тогда они говорили, что в «Сбербанк» перешла большая часть команды «Яндекс.Авто», а работу над системой возглавил бывший директор по развитию бизнеса «Яндекс.Авто» Андрей Василевский.
Мультимедийная система станет частью экосистемы «Сбербанка» — источники «Коммерсанта» утверждали, что компания будет сотрудничать с картографическими сервисами (который теперь есть у «Сбербанка») и музыкальными сервисами. Например, одним из партнёров мог стать Spotify.
Также в SberDigitalAuto будет голосовой помощник — компания уже оснастила голосовым ассистентом ТВ-приставку для онлайн-кинотеатра Okko.
По словам «Сбербанка», сервисы «2ГИС» будут интегрированы с банковскими приложениями для физлиц и корпоративных клиентов. Например, пользователи смогут прокладывать маршрут, заказывать и оплачивать каршеринг, аренду самокатов и велосипедов.
Вместе с «2ГИС» «Сбербанк» получит большой массив геоданных: от расположения организаций и времени работы до среднего чека в общепите и стоимости номеров в отелях. Осенью 2019 года в разговоре с vc.ru Сысоев отмечал, что данные покупают госструктуры, частные предприятия, консалтинг (например, PwC), ритейл для геомаркетинговых систем.
Предприниматели заказывают данные о количестве компаний в определенной сфере в интересующих городах или других локациях. Это помогает им найти потенциальных партнёров в нужных регионах и оценить уровень конкуренции.
Кроме стандартной выборки справочных данных есть спрос на цифровые карты. Их используют городские и региональные власти, аварийно-спасательные службы, сервисы такси и так далее. Мы постоянно обновляем данные на местности, поэтому их актуальность на высоком уровне.
Мы начинаем предлагать рынку тепловые карты на основе обезличенных пользовательских запросов, которые отражают интересы аудито��ии.
Материал подготовлен при участии Кати Грановской.