Большая битва за МакДак
Как корпорация Макдональдс бьётся за товарный знак «МакДак»
В этой истории три участника: Макдональдс Корпорейшн, Азамат Ибатуллин и ООО «Мак-Дак».
Макдональдс в представлении не нуждается, про ООО «Мак-Дак» станет понятно по ходу повествования, давайте познакомимся с Ибатуллиным.
Азамат Ибатуллин – частый участник споров о правах на товарные знаки, претендовал на бренды «МТС», «Локомотив» и “Top Gear”. По состоянию на июнь 2020 его имя упомянуто в 519 товарных знаках и 1613 заявках, он участвовал в 350 судебных процессах. Некоторые СМИ называют Ибатуллина троллем, считают, что он недобросовестно регистрирует на свое имя чужие товарные знаки, а потом вымогает деньги у тех, кому они реально должны были бы принадлежать.
Попытка регистрации
В 2017 году Ибатуллин подал заявку на словесный товарный знак «МАК ДАК».
Роспатент отказал в регистрации со ссылкой на то, что обозначение сходно до степени смешения с товарными знаками, принадлежащими корпорации «Макдональдс» и ООО «Мак-Дак».
Второй довод – обозначение «МАК ДАК» воспринимается потребителями как неформальное название сети «Макдональдс», то есть как средство индивидуализации компании Макдональдс Корпорейшн, о чем даже написана статья в Википедии.
Ибатуллин обжаловал отказ в Палату по патентным спорам. В это же время с товарными знаками общества «Мак-Дак» которые, как и знаки Макдональдса, мешали Ибатуллину, произошли странные вещи.
Товарные знаки ООО «Мак-Дак»
Обществу принадлежало два товарных знака, которые были зарегистрированы в 1998 и 2013 годах.
С 2015 года ООО «Мак-Дак» находилось в состоянии банкротства. Шло активное рубилово, оспаривались сделки, учредителей привлекали к субсидиарной ответственности на 2+ миллиарда рублей и прочее веселье. Короче, бодрячком и с прибаутками.
В 2019 в обход обязательной процедуры торгов общество-банкрот каким-то непонятным образом передало права на товарный знак (который с элементом «торговый дом») Азамату Ибатуллину. Как именно оформили передачу прав – неизвестно, в открытых источниках этих данных нет, на мой емейл с вопросом конкурсный управляющий не ответил.
Со вторым знаком – еще более странно. Общество-банкрот подало заявление о прекращении его правовой охраны, то есть своими действиями уничтожило свой актив, который следовало продать с торгов, а вырученные деньги – выплатить кредиторам. Это как сжечь склад с товарами, разломать сервера с данными, затопить поля с пшеницей и взорвать недвижимость компании.
Так или иначе, но проблема с этими товарными знаками была решена, они больше не препятствовали регистрации товарного знака Ибатуллина, шансов оспорить отказ в регистрации стало чуть больше.
Обжалование отказа
Палата по патентным спорам Ибатуллину отказала, но тоже как-то странно. На 12 страницах детально и аргументировано, почему знак регистрировать нельзя, а в резолютивной части решения – абсолютно противоположный вывод:
… удовлетворить возражение, поступившее 22.05.2019, отменить решение Роспатента от 22.02.2019 и зарегистрировать товарный знак по заявке No2017752827.
Как так получилось – не ясно, но это на самом деле был отказ, а не коррупционное безобразие. Это следует из того, что знак не был зарегистрирован, а Ибатуллин пошел обжаловал отказ в регистрации, теперь уже в Суд по интеллектуальным правам. Этот процесс ещё не окончен, решение даже по первой инстанции не принято.
Макдональдс вступил в игру
В этот спор о регистрации словесного знака «МАК ДАК» вступил Макдональдс в качестве третьего лица, так регистрация товарного знака «МАК ДАК» может затронуть его права.
Также в марте 2020 Макдональдс подал иск о прекращении правовой охраны товарного знака, который Ибатуллин получил от ООО «Мак-Дак». Вероятно, возникли опасения, что этот знак будет использован в споре о регистрации словесного товарного знака «МАК ДАК» или для троллинга.
Но процесс не получился. Уже через неделю поле подачи иска, до принятия его судом знак был уничтожен по заявлению самого Ибатуллина – точно так же, как это сделало ООО «Мак-Дак» с аналогичным знаком.
Иск Макдоналдса потерял всякий смысл. Что мертво – умереть не может. Спорить не о чем, цель сама себя достигла.
Практические выводы
1. Неформальные бренды тоже стоит регистрировать как товарные знаки. Иначе вас могут троллить, это неприятно, а отбиваться – недешево.
2. Большому бренду – больше товарных знаков. Чем известнее и популярнее бренд, тем больше товарных знаков требуется для полноценной юридической защиты.
3. Не бросать дела на самотёк. Макдональдс оспорил мешающий товарный знак, а не стал дожидаться когда его используют для троллинга. Макдональдс не остался в стороне от спора между Ибатуллиным и Роспатентом, не стал ждать, когда Роспатент сам разберется, а сам включился в процесс.
4. Мониторинг чужих заявок должен быть постоянным и системным. Только так можно вовремя отследить потенциально опасные заявки и препятствовать регистрации товарных знаков, сходных с вашими.