Закон о "деанонимизации" блогеров: что важно? И что ждет Instagram*?
8 августа Президент РФ Владимир Путин подписал закон о "деанонимизации" блогеров.
Основные пункты этого закона:
Блогеры и авторы каналов с количеством подписчиков более 10 тысяч на одной площадке должны подавать сведения о себе в Роскомнадзор.
Они будут включены в специальный реестр, который ведет Роскомнадзор.
Норма вступит в силу с 1 ноября 2024 года.
Порядок подачи сведений в настоящее время разрабатывается Правительством РФ.
Сейчас на просторах интернета высказывается множество мнений о том, каким будет порядок подачи сведений в Роскомнадзор.
Но в конце концов все сведется к простой автоматизированной инструкции из 4-5 пунктов. По аналогии с маркировкой рекламы в соцсетях. Было много разговоров, но в итоге мы имеем максимально автоматизированный процесс маркировки во ВКонтакте. Либо достаточно простой и понятный алгоритм самостоятельной маркировки.
Податься в реестр - это однозначно не самое сложное и важное в этом законе для владельцев аккаунтов и маркетологов. Важнее другое. Но обо всем по порядку. Продолжим.
А если блогер живет за пределами России?
Закон касается всех, кто распространяет информацию на территории России. Даже если вы за пределами России, но ваш канал ориентирован на российскую аудиторию и использует соцсети из реестра Роскомнадзора, данные передать нужно.
Последствия неисполнения обязанности по верификации блогеров
Те, кто не подаст сведения в Роскомнадзор, не смогут:
- легально размещать рекламу на собственных ресурсах
- получать предложения по финансированию, то есть донаты
- из таких каналов запретят делать репосты.
Также с 1 января 2025 года Роскомнадзор получит право требовать от администрации соцсетей ограничивать доступ к тем страницам/каналам, чьи владельцы не предоставили данные о себе. Эти ограничения снимаются сразу после выполнения пользователем требований закона.
На какие соцсети распространяется действие закона?
Действие закона распространяется на все соцсети, включенные в реестр Роскомнадзора.
Сейчас в реестре Роскомнадзоре зарегистрированы 15 ресурсов: ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, TikTok, Likee, YouTube, Telegram, LiveJournal, Пикабу, Pinterest, Дзен, RuTube, Twitch, Discord и Yappy.
А теперь переходим к самому важному в законе, которое можно прочесть только между строк: в реестре Роскомнадзора отсутствуют соцсети Instagram* и Facebook* . Что это означает для владельцев аккаунтов в этих соцсетях и маркетологов, которые занимаются их продвижением?
По нашему мнению, это означает, что правительство последовательно продолжает программу по ограничению этих сетей.
С принятием закона о "деанонимизации" становится понятно, что, коль скоро блогерам заблокированных на территории РФ соцсетей не предлагается даже включение в реестр Роскомнадзора, значит, легальной рекламы в них ждать не приходится.
Законопроект о запрете на рекламу в запрещенных соцсетях уже принят в первом чтении и сегодняшние события доказывают, что его принятие - вопрос времени.
Один из авторов законопроекта о запрете рекламы, депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем телеграм-канале написал о запрещенных в России соцсетях: «Эти платформы не должны получать прибыль на нашем рынке. А доходы значительные: только за пять месяцев 2024 года объем рекламных бюджетов в Instagram составил 2,2 млрд рублей».
Действительно, из-за установленных ограничений аудитория Instagram* сокращается: по данным Mediascope, в феврале 2024 года она снизилась до 6,8 млн пользователей по сравнению с аналогичным периодом 2022-го — тогда показатели достигали 38,4 млн человек. Хотя уровень доходов блогеров остался на прежнем уровне.
Выводы:
- запрет на рекламу в запрещенных соцсетях больше всего ударит по тем блогерам, которые зарабатывают на продаже рекламы в своих блогах. К услугам бизнесов и экспертов по-прежнему останется бесплатный инструмент качественного набора подписчиков - reels. А значит, и возможность монетизировать блоги.
- продолжится развитие омниканальности: часть аудитории запрещенных соцсетей потечет новой волной в российские аналоги, которые продолжают активно развиваться. Это ВКонтакте и Telegram.
«Сейчас очень активно развивается Telegram. Плюс в Telegram появляются новые инструменты для рекламы. Поэтому из Instagram рекламодатели в первую очередь перетекут в Telegram и, конечно, VK. Мне кажется, что добавится реклама о СМИ, которые по сей день страдают от отсутствия большого количества рекламы, так нужной и необходимой для создания нового контента».
И если в Telegram на сегодня нет возможностей для органического роста каналов, то ВКонтакте является наиболее прогнозируемой и масштабируемой платформой для бизнесов, аудитория которой составляет уже 96+ миллионов человек.
Больше экспертной информации вы найдете в моем телеграм - канале о том, как учиться в МГИМО и параллельно развивать свое digital-агентство.
Дело в том, что я онлайн-маркетолог и продюсер. В моей копилке множество результативных кейсов. Ознакомиться с частью моих кейсов и экспертных статей можно здесь:
- Как инфлюенс-маркетинг помогает продвигаться маркетплейсам
- Как создать онлайн-школу фотографии с 0 до 1400+ подписчиков. И какой доход она приносит
- 4 ошибки продвижения аккаунтов в соцсетях, которые убивают продажи
- Кейс: продвижение школы и студии колористики в небольшом городе. Итоги за 4 месяца
- Разбор филигранного запуска Кристины Софи на 70+ миллионов рублей
Если вы хотите создать или развить свой бизнес или экспертное сообщество во ВКонтакте или Telegram, перевести туда аудиторию из других соцсетей и монетизировать, то напишите мне в личные сообщения и мы обсудим все детали