От PSP до велосипеда: Как приложение Могучи меняет воспитание детей | Кейс
Дети не любят убираться, мыть за собой посуду и делать домашку. И как тогда привить им чувство ответственности? Мы не скажем наверняка, но точно знаем, что Moguchi станет мотиватором для вас и ваших детей. Сегодня про Могучи, как мы спроектировали и задизайнили решение и почему вашему ребенку нужен этот to-do app.
Но перед началом, давайте знакомиться)
С вами UXART, где мы ежедневно делаем интернет удобнее. За 6 лет сделали более 250 проектов для крупных корпораций и входим в топы рейтингов.
На Тэглайне поднялись на 19 место среди всех дизайн-студий России, а на RUWARD получили серебро за самую лучшую студию со штатом до 30-ти человек.
Сегодня про амбициозный проект «Могучи», цель которого — помочь с формированием навыков целеполагания у детей.
Концепция приложения
Все построено на системе заданий и их выполнения, аналогично проектам в Jira.
Родители ставят главную цель, разделяя её на маленькие задачки. За каждую можно получить внутриигровые баллы. А при выполнении всех задач, закрывается общая цель, которая может быть привязана к «вознаграждению».
Этим призом может быть все, что смогли придумать родители. Давайте на простом примере попробуем воспроизвести механику Могучи.
Родители решили, что стоит привить ребенку любовь к уборке. Для этого один из родителей создает цель «Научиться убирать за собой». В этой цели он ставит задачи, например:
- Мыть за собой посуду после каждого приема пищи
- Каждое утро застилать за собой кровать
- Раз в 3 дня выбрасывать мусор, который накопился в комнате
- Помогать маме со стиркой…
…и так далее. Количество задач может быть бесконечно большим, но давайте остановимся на этих. За выполнение цели родители также ставят «приз». И пусть это будет новый велосипед.
Они отправляют задания ребенку и он начинает выполнять их. Как только выполнит все — родителям придет уведомление и они подарят сыну/дочери то, что он заработал.
Другой вопрос — а будут ли родители покупать ребенку велосипед, но это уже на совести старших…
P.s. во время написания статьи мы связались с фаундером проекта — Кириллом Добриновым и провели небольшое интервью. Задали вопросы по приложению, его мечтам и идеям. Решили, что кусочки из этого интервью придадут живости истории, поэтому рекомендуем их не пропускать)
Как тебе в голову пришла идея создания «Могучи»?
В моем окружении уже достаточно большое количество семей с детьми разного возраста. Так или иначе в каждой семье ребенку ставят какие-то цели, задачи, в разной форме и по разным причинам.
При этом достаточно часто встречается контекст, когда задачи ребенка привязаны к какой-то цели/результату, из серии «закончишь четверть на пятерки — будет велосипед».
Так появилась идея облегчить выполнение этой задачи в подобном контексте, а именно — постановка целей и критериев достижения в простой и доступной форме для ребенка. Что-то типа OKR для детей. :-)
Первые шаги и аналитика
В начале было сообщение в телеграме с одним простым, но таким приятным вопросом — «Можете реализовать мою идею?». Тогда мы еще не до конца понимали будущий продукт, но решили попробовать себя в чем-то новом.
Кирилл отправляет нам черной вариант идеи и мокапы, которые смог реализовать сам. Нам понравилась концепция, но у неё было несколько существенных недостатков. Провели несколько коллов, указали на слабые места и предложили свои гипотезы по улучшению.
Дальше был брейншторм, мы укомплектовали все идеи в отдельный док, отдали Кириллу финальную концепцию и приступили к запуску MVP.
Почему именно «Могучи»?
Звучит созвучно Тамагочи, отсылка к моему детству. :-)
На самом деле звучит так себе, но кажется, что это из серии, настолько плохо, что даже норм.
Во время аналитики разделили аудиторию на 2 основные группы:
- Школьники от 6 до 13 лет
- Родители
Каждой группе присвоили боли и возможные пути решения. Так, например, дошкольники (6-7 лет) чаще всего:
- Познают мир через игру
- Мало кто умеет читать и лучше воспринимает картинки
- Плохо фокусируют внимание, поэтому нужны интерактивы, несамостоятельны.
Для этого приложение должно отвечать следующим критериям:
- Нужна визуализация и интерактив, иначе ребенку будет неинтересно
- Максимально простой и понятный функционал
- Максимально простые формулировки
- Ограничение функционала, иначе ребенок начнет «тыкать» не туда
Помимо дошкольников выделили группу «младшие школьники» (7-11 лет) и «средние школьники» (12-13 лет), также выделили боли и предложили пути решения:
С родителями все получилось и проще, и сложнее одновременно.
Во-первых, возрастную группу ограничили от 30 до 45 лет.
Во-вторых, представили, что это благополучная семья, которой небезразличны свои дети.
На основе этих выводов вывели 3 гипотезы:
Среди приложений конкурентов отсмотрели 4 наиболее интересных в плане подхода к работе приложения:
Каждое приложение следует одному четкому паттерну:
- Вход и онбординг (пользователей знакомят с приложением)
- Этап после онбординга (перевод на пустую страницу с возможностью создать задачу)
- Добавить задачу (ключевое меню, которое должны быть достаточно функциональным для точного выбора своей цели), редактировать, удалить задачу
- Выполнение задачи и общий балл
- Переключение между списками задач
Главное отличие этих приложений от Могучи заключается в том, что в прочих ТуДуИстах пользователь сам отвечает за свои достижения/невыполнение задач. Поэтому мы решили не останавливаться и поискать ТуДу для детской аудитории.
Тут уже куда интереснее, так как в этих приложениях есть синхронизация действий родителей и ребенка.
Но вместо того, чтобы подробно описывать аналитику, предлагаю ознакомиться с ней самостоятельно, иначе статья сильно затянется.
Основной функционал Могучи и высокоуровневые прототипы
На основе аналитики начали прорабатывать свою концепцию приложения. Получили следующий путь и возможности:
1. Вход и онбординг — два варианта входа в приложение:
1.1. Приложение одно, вход отдельный для родителя и ребенка: по qr-коду, паролю, рисунку и т.д.
1.2. Один аккаунт на родителя и ребенка с возможностью переключения на родительский контроль при помощи пароля. (этот вариант выбрали в итоге)
2. Онбординг — несколько приветственных экранов с преимуществами приложения (можно пропустить). Далее ввод основной информации о пользователях
3. Добавление ребенка — имя, фотография/заглушка в виде иллюстраций, создание пароля, кнопка «добавить еще ребенка». Добавлять другую инфу показалось бессмысленной идеей, зачем родителям вписывать фамилию, возраст и т.д.
4. Добавление цели — название цели, визуализация, количество баллов за выполнение, а также возможность ограничения по времени
5. Добавление задач к цели — это та история с велосипедом, о которой мы говорили в начале. Тут родитель может выбрать периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно и т.д.). Создавать задачи и цели могут только родитель
6. Скоринг — также два варианта:
6.1. Разделение на «легко», «средне», «сложно», за каждый уровень свое кол-во баллов. Например, 1, 2 и 3. Минус в том, что при таком подходе сложно рассчитать стоимость приза, т.к. ценность задач и глобальная цель должна быть нормально измеримой. Как, например, накопить 50 баллов, если все задачи под уровнем «легко»?
6.2. Более очевидный вариант — давать конкретной задаче конкретное количество баллов. За эту математику нужно отвечать родителям. Например, цель — накопить 100 баллов, а за одну задачу ты получаешь 5. Так легче посчитать и родителю, и ребенку, что является для нас ключевым.
7. Возможности родителя — добавлять и удалять детей, добавлять цели и задачи, редактировать их, просматривать прогресс выполнения задач
8. Возможности ребенка — отмечать выполнение задачи и следить за общим прогрессом
P.s. прямо сейчас Могучи активно разрабатывается и обрастает новым функционал. На сегодняшний день взаимодействие родителя и ребенка происходит в рамках одного приложения на телефоне. Для смены аккаунта использовали систему родительского контроля с пин-кодом.
В итоге прототипровали главные экраны и возможные пути пользователя. Предлагаем вместе с нами в формате видоса пройти путь от первого входа до создания задачки:
Дизайн
Далее пошла самая интересная работа — совместить простой и понятный «детский» визуал с удобным функционалом для родителей. Основной функционал приложения уже был описан выше, но во время дизайна мы изменили некоторые части Могучи, о которых расскажем ниже.
Задачи и цели решили вывести на главный экран приложения в отдельные «карточки» со своей стоимостью. В верхней части расположены профили всех детей, поэтому не будет сценария, когда один ребенок сделал все, а другой получит приз.
По цветовой палитре остановились на пастельных тонах. Решили не перегибать в яркие оттенки, несмотря на то, что детям такое нравится. Иначе бы приложение сразу стало визуально несерьезным. Помните, всегда нужно соблюдать баланс)
Взаимодействие с задачами перенесли в нижнюю панель — здесь можно создавать новые цели и переключаться на аккаунт ребенка.
В самих задачах постарались сделать интуитивно понятный функционал. В основу каждой задачи входит её название и стоимость в баллах. Если родители хотят «поиграть» со временем задачи, то их перенесет в отдельное меню. Здесь можно выбрать повторение задачи:
- Каждый день
- Несколько раз в неделю
- Несколько раз в месяц
И конкретные даты, в которые задачу нужно повторить, например, в среду, пятницу и воскресенье.
Также можно выбрать дату завершения повторения задачи по принципу:
- Никогда
- В определенную дату
- После нескольких повторений
Если родители понимают, что задач оказалось мало или часть нужно удалить, они могут перейти в главную цель и при помощи «плюсика» в нижней правой части изменить список заданий. Редактирование происходит так же, как и выше:
После выполнения всех задач и получения нужного количество баллов, ребенку приходит поздравительное уведомление. Такой же экран видят и родители.
При этом, все выполненные задачи не удаляются из приложения, а переносятся в архив. Нам показалось, что эта функция поможет родителям не придумывать одни и те же задачи из раза в раз, а брать за основу то, что уже работало. Или же придумывать что-то новое, но тут уже все зависит от фантазии)
Аккаунт родителей и ребенка, как мы и говорили выше, находятся на одном телефоне. Для того чтобы передать Могучи ребенку, нужно выбрать его в соответствующем меню.
Для переключения на родительский аккаунт, нужно ввести пароль. Если пароль по каким-то причинам был забыт, есть опция восстановления через почту.
По сути своей, «Могучи» выполняет функции различных таск-менеджеров. Что ты думаешь насчет этого тезиса и какие сильные/отличительные стороны «Могучи» мог бы назвать?
В данном случае конкурентом являются не столько прочие таск-менеджеры, сколько записки на холодильник/прочие письменные варианты.
Однако и дети сейчас уже с первого класса как минимум с андроид смартфоном, что снимает определенные блокеры и позволяет донести ценность до ребенка в более доступной и интерактивной форме, нежели записка или перегруженный таск-менеджер.
Важно: ребенок не может редактировать, добавлять или удалять свои задачи. Все это делается через родительский аккаунт.
Иллюстрации и онбординг
Онбординг в нашем случае — второстепенный функционал. Да, он знакомит пользователей с функционалом приложения, однако, не играет здесь ключевой роли.
Нам нужно было оформить два вида онбординга — для родителей и ребенка. В обоих случаях мы решили воспользоваться форматом иллюстраций. Да и в целом по всему приложению в той или иной степени вы сможете увидеть иллюстрации, которые помогают пользователям.
Планируешь ли монетизировать проект? И каким образом эта монетизация бы выглядела?
Зависит от того, будет ли продукт расти. Самая «дружелюбная» модель — фримиум, с возможностью подписки за доп плюшки.
Результат
Из простых мокапов и черновой идеи мы довели Могучи до полноценно работающего приложения с приятным дизайном.
На наш взгляд, у нас получилось совместить «детское» настроение с «серьезным» подходом. И мы надеемся, что приложение поможет научить ваших детей ответственности)
Бонус для наших читателей: Если вы захотите самостоятельно протестировать приложение, то напишите Кириллу в личные сообщения и вы сможете стать бета-тестером)
Кем/чем вдохновлялся при разработке концепции «Могучи»?
OKR подходом из моей работы в крупных компаниях. :-)
Идеи на будущее
Из главной функции, которую 100% нужно реализовать в будущем — работа на разных устройствах с синхронизацией данных. Какой бы сильной не была защита на родительском контроле, умный и хитрый ребенок все равно сможет обмануть систему. И хоть мы уверены, что такого не будет, лучше сразу перестраховаться.
Планируешь ли развивать проект в перспективе? Почему на данном этапе взаимодействие ограничено одним экраном?
Все просто — ресурсы ограничены, мы разрабатываем это скромной командой в свободное от работы время, пока решили начать с андроида.
Далее — будем смотреть за метриками и удовлетворенностью родителей и их начинающих достигаторов. :-)
Авторское послесловие
А теперь немного личной истории. С вами Никита — редактор UXART и примерно 10 лет назад родители сказали мне — «если ты закончишь год отличником, то мы купим тебе PSP». Естественно, после этой фразы глаза мои горели ярче Сириуса и мотивация учиться поднялась до небес.
Я стал отличником, но вот к концу года родители забыли про своё обещание и PSP так и осталась чем-то далеким.
Я это к чему, проект Могучи стал бы для меня в те годы спасательным кругом. Родители не на словах бы пообещали PSP, а могли поставить мне цель, которую на протяжении года я бы пытался закрыть.
И мне кажется, что такие проекты действительно могут помочь во взаимоотношениях родителей и детей. Во-первых, ребенок точно знает, что получит и что для этого нужно делать. Во-вторых, не будет ситуаций, при которых родители «забыли» обещанное.
И это крутой способ и повысить мотивацию, и научить ребенка ответственности.
За месяц мы провели большую работу: продумали все сценарии, предложили множество гипотез, нагенерировали идеи, разработали фирменный стиль, спроектировали, нарисовали и сопровождали проект при разработке.
Те, кто часто проводят дизайн-ревью, понимают, что это весьма интересный процесс, когда на разработке программисты не могут (или часто не хотят) делать все так, как на макетах.
Если у вас есть крутая идея, но вы не знаете как её реализовать — обязательно пишите нам на почту или в телеграм.
Да и просто подписывайтесь на наш тг-канал. Мы там много всякой внутрянки показываем)
А если вы хотите узнать о работе над проектом с технической точки зрения и застать релиз первым, то подписывайтесь на телеграм-канал Кирилла
Про защиту от дурака — золотые слова. Мелкий умудрился гугловский родительский контроль обходить через родной лончер Инфиникса.
Сейчас дети настолько разбираются во всех технологиях, что неудивительно даже)
Редактор, когда был маленький, купил дополнительный провод для компьютера и спрятал его под кроватью. Ибо в детстве его наказывали, забирая главный провод от блока питания и он сидел без игр. Но выкрутился, все же)
прикольная модель. имхо, должно работать )
Спасибо за комментарий)
могучи тамагочи)
Неплохая идея. Приз может быть посильный бюджету. Тут ведь хитрость в том, что любое действие, выполняемое регулярно, входит в привычку.
Да, именно)
Да и призы, опять же, необязательно делать супер дорогими. В детстве я (редактор) и за шоколадку был готов все квартиру пропылесосить)