ЛИЧНЫЙ БРЕНД VS ИМИДЖ
Недавно на встрече начинающий эксперт на мой вопрос “А почему СЕЙЧАС ваша целевая аудитория будут выбирать ВАС, а не кого-то еще?” с уверенностью ответил: “Из-за моего личного бренда”. Потому что так ему сказал другой эксперт. Просто круговорот псевдо-экспертности в природе…
Как можно выбрать эксперта за то, чего еще у него нет?
Сейчас очень много говорится о построении личного бренда, но, кажется, далеко не все понимают, о чем идет речь и зачем всё это нужно 🤔
Чтобы в этом разобраться, давайте посмотрим на классическую теорию маркетинга на примере компаний.
Мы все с вами слышали такие понятия как "торговая марка" и "бренд".
Торговая марка - это способ идентификации какого-либо продукта (его название, логотип, визуальные атрибуты). Например, если я сейчас начну производить кроссовки под названием "Легкий шаг", это будет моя торговая марка, но пока не бренд! Как бы мне не хотелось.
Главное отличие торговых марок от брендов заключается в том, что у брендов сложились эмоциональные отношения с потребителями, за счет чего они обладают дополнительной ценностью, за которую люди готовы платить больше.
Вот если для своего производства кроссовок я разработаю миссию (а зачем я это все делаю, помимо собственного обогащения?), позиционирование (почему именно МОИ кроссовки вы должны купить и чем они отличаются от конкурентов), ценности (которые будут близки и значимы для моей целевой аудитории) и начну через все возможные каналы это транслировать, и в конечном итоге именно кроссовки "Лёгкий шаг" станут восприниматься целевой аудиторией как гарантия качества и способ выражения их ценностей, моя торговая марка станет БРЕНДОМ.
А пока кроссовки "Легкий шаг" хоть и с ортопедической стелькой и выглядят, как Найки, стоить будут дешевле... 🤷🏻♀
То же самое происходит и с человеком.
И даже вам кажется, что формулировка "личный бренд" - это что-то от лукавого, из инфоцыганских сказок про "успешный успех", а вы-то работаете в реальном мире с нормальными людьми... хочу вас разочаровать. В любой сфере наличие личного бренда будет давать преимущество. Ведь многие из нас хотели бы получать больше денег за то, что мы делаем.
Давайте на примере. Вы - начинающий врач. И вы не можете поставить за свой прием столько же денег, как кандидат медицинских наук. У вас нет ни должного опыта, ни репутации, в лучшем случае - какое-то впечатление от вашей фотографии на сайте и образования, которое там указано. Вы пока что — торговая марка "Иванова Галя". А вот главный врач вашей больницы, к которому приезжают по сарафанному радио из других регионов — бренд "Федоров Иван Петрович". В данном случае у Ивана Петровича уже есть свой личный бренд. А у вас пока только ИМИДЖ - впечатление, которым вы можете управлять, первые ступеньки к построению бренда.
То есть можно сказать, что личный бренд - это РЕЗУЛЬТАТ работы над вашим имиджем и профессиональными компетенциями (почему-то об этой составляющей многие забывают).
По большому счету понятия “выстроенный имидж” и “личный бренд” очень близки (если мы добавим к слову “имидж” прилагательное, характеризующее результат), но если бренд появляется в результате длительной работы, то имидж (читай “впечатление”) формируется независимо от нашего желания - у людей в любом случае складывается какое-то впечатление от взаимодействия с нами. И если мы УПРАВЛЯЕМ этим впечатлением, то прийти к желаемым результатам можем быстрее.
Таким образом, имидж можно назвать инструментом формирования личного бренда.
При работе над имиджем и личным брендом мы должны учитывать:
- Целевую аудиторию
- Цели, которых хотим достичь
Имидж - это не только внешний вид, как думают многие, говоря о новой прическе “Я сменила имидж”. У имиджа много составляющих:
- Внешний имидж
- Вещественный имидж
- Вербальный имидж
- Кинетический имидж
- Ментальный имидж
- Имидж среды
- Фоновый имидж
Разные составляющие становятся более актуальными на определенном уровне работы над имиджем. Например, то, что влияет на формирование первого впечатления о вас - это внешний, вещественный, кинетический и вербальный имиджи. Ментальный имидж можно назвать основополагающим для формирования той самой ценностной идентичности и уникальности. Фоновый имидж - охваты, репутация, распространение информации о вас.
И имиджмейкеры как раз и работают над тем, чтобы помочь вам выстроить нужное именно вам впечатление по всем направлениям, чтобы в итоге вы получили правильно выстроенный образ или личный бренд.
И хотелось бы добавить в конце:
построение личного бренда - это в первую очередь развитие вашей личности.
Работая над психологическими зажимами, вы работаете и над проявлениями тела в пространстве (кинетикой); увеличивая насмотренность и изучая свои внешние особенности, вы улучшаете внешний имидж; читая и общаясь с людьми, у которых есть чему поучиться, вы развиваете вербальный и ментальный имиджи; работая над своими профессиональными навыками и умениями, вы формируете позитивный фоновый имидж. А просто на одних попытках впечатлить кого-то далеко не уедешь.
Хорошо написани! Раскроете тему разных имиджей (вербальный и тд)?
Спасибо! Да, подробнее про разные виды имиджа напишу чуть позже.