«Мы строим бизнес не так, как это было принято в рекламном бизнесе на протяжении десятилетий» — инсайты от топ-менеджеров Kokoc Group
Привет! Я Александр Шокуров, СЕО Kokoc Group и автор подкаста «Всевидящее Шоко». В нем мы разговариваем о том, как строить классные проекты, амбициозные команды, гореть, зажигать других, но не сгорать.
В 2024 году нашей компании исполнилось 20 лет. Я пригласил в подкаст моих партнеров. Знакомьтесь!
Павел Юровицкий, председатель совета директоров Kokoc Group, мой партнёр по бизнесу
и Кристина Райс, исполнительный директор компании и мой партнёр по жизни.
В этом тексте — главное из почти 1.5 часов нашего разговора.
Содержание:
1. «Мы — компания, у которой много людей и много технологий»
На сегодняшний день Kokoc Group — это одна из крупнейших в России групп компаний, которые представляют услуги в области digital маркетинга. Сейчас мы находимся на пути трансформации к платформенному бизнесу.
Надеюсь, что к двадцать первому дню рождения компании это случится.
В 2008-2009 годах у компании был слоган: «Кокос: люди и технологии». С того момента прошло практически пятнадцать лет, и по сей день что людей, что технологий становится только больше.
Поэтому теперь мы компания, у которой много людей и много технологий.
Одна из важнейших ценностей Кокос Групп — это партнерство. C самого начала существования компания относилась к каждому клиенту как к партнеру.
Наша задача — совместно с клиентами зарабатывать деньги, помогать растить их бизнес. Наши продукты, которые по большей части сфокусированы на перформанс-маркетинге, предполагают, что вознаграждение нашей работы зависит от результатов. Как следствие, мы стараемся выстраивать партнерские взаимоотношения, где вместе переживаем трудности, если такие случаются, и вместе зарабатываем, — что, слава богу, происходит чаще.
Не меньше внимания оказывается работникам.
Мы строим культуру, где закрыты базовые потребности, начиная от зарплаты, где люди получают удовольствие от работы.
По мнению руководителей, такая огромная компания как Кокос оказывает и весомый вклад в общество в целом.
Мы как компания, имея более 10 тысяч клиентов, большинство из которых — средний и малый бизнес, делаем вклад в общество за счет развития предпринимательства и закономерного увеличения рабочих мест.
2. Экспертиза, гибкость, деньги
Основатели выделили ключевые аспекты — что необходимо предоставлять своим клиентам, чтобы сделать сотрудничество качественным?
Экспертиза. Важно не только строить бизнес на принципах партнерства, но и обмениваться экспертизой, считают в Kokoc Group.
Мы не просто перепродаем продукты наших партнеров, а погружаемся внутрь бизнеса, пытаемся найти идеальный мэтч между потребностями клиента и тем, что может предоставить партнер. Мы помогаем не просто зарабатывать больше, но и, по сути, получать дополнительную ценность в виде нашей экспертизы.
- Гибкость. Важно сохранять ее даже крупному бизнесу — и оставлять место для творчества, нестандартных решений, не упираться в строгие регламенты.
- Деньги. Огромная ценность — когда вы даете своим клиентам возможность зарабатывать значительно больше.
Мы строим бизнес не так, как это было принято в рекламном бизнесе на протяжении десятилетий. Мы привыкли работать со множеством клиентов, в том числе небольших. Это открывает возможность для наших партнеров зарабатывать сильно больше, чем когда они взаимодействуют, например, с традиционными сетевыми рекламными агентствами.
3. «Мы покупаем компанию, потому что нам понравились люди»
Помимо партнеров, не менее важные участники процесса сотрудничества — это инвесторы. Для них Kokoc Group — компания, с которой можно как соинвестировать, так и в которую можно инвестировать.
За последние 14 лет мы были очень активно вовлечены в инвестиционное сообщество. Мы покупали и продавали компании, и за это время набрали не только опыт, но и, как мне кажется, неплохое реноме на рынке.
По его словам, он взаимодействовал с большим количеством инвесторов — в основном с теми, которые специализируются на инвестициях в интернет-технологии, IT, digital-сервисы.
У любого из них на вопрос о том, почему было принято решение инвестировать в ту или иную команду, на первом месте оказываются причины: «мне понравились люди», «мне понравились управленцы», «мне понравились команды, которые это делают». С сильными людьми готовы проходить весь путь. Доверие, которое нам оказали сотрудники в рамках закрытого инвестиционного оффера, очень ценно. И я уверен, что в самое ближайшее время мы анонсируем оффер для закрытого комьюнити — тех, с кем мы близко взаимодействуем в инвестиционном мире. Через их доверие мы сможем показать и для широкой публики, что на протяжении 20 лет компания растет и эффективно выплачивает дивиденды.
4. «Люди приходят на ценности»
В Kokoc Group приходят на ценности, легкую и «диджитальную» атмосферу, говорит Кристина. Ее поддерживает Паша:
Мне нравится бизнес, который непосредственно связан с людьми. И мое личное ощущение, что партнерство связывает нас и с клиентами, и с сотрудниками, и с инвесторами. При этом оно начинается с нашего с тобой, Саш, партнерства в первую очередь. Потому что, если ты пропагандируешь это как принцип, то как минимум должен сам ему соответствовать.
К платформенной модели Kokoc Group пришла во многом из-за того, что даже M&A не позволяет компании расширять продуктовую линейку с такой скоростью, с какой меняется ландшафт рынка.
На сегодняшний день мы проходим трансформацию. Помимо платформенной модели, мы централизуем бизнес, пытаемся собрать все 35 разных бизнесов в единое целое, выстроить более эффективное взаимодействие между ними. Один из путей централизации — объединение бизнесов в несколько разных дивизионах. Скорее всего, такое устройство будет актуально для нас десятилетия. На сегодняшний день у нас 7 дивизионов.
Я бы отметила, что это уникальное для рынка на текущий момент настолько диверсифицированное состояние портфеля.
5. «Я верю в компактные команды»
Даже в крупнейших экосистемах, которые есть в России, на мой взгляд, лучших результатов добиваются более компактные структуры, нежели огромные корпорации, входящие в экосистему. Если, конечно, мы говорим о конкурентном поле. Когда речь идет об экстенсивном росте, инновациях, интеллектуальном вкладе, я верю в компактные, эффективные команды с крутым харизматичным лидером, с плотным взаимодействием команд между собой
Роль Kokoc Group — не только в том, чтобы развивать бизнес клиентов и партнеров, но и помогать предпринимателям внутри структуры.
Я верю, что большинство наших руководителей обладают предпринимательским складом ума и имеют возможность реализоваться внутри нашей структуры. При этом сохранить свою уникальность и вместе с тем и получить дополнительное ускорение благодаря взаимодействию друг с другом внутри группы компаний.
6. «Факапов было столько, что сложно выбрать»
Ценный опыт приобретается не только благодаря удачным решениям, но и посредством ошибок. В Kokoc Group о них готовы рассказывать честно.
Факапов такое количество, что сложно выбрать. Лично для меня — кризис, который произошел в 2014 году. Мы оказались вообще никак к нему не готовы. Было много накопившихся проблем, и это накладывалось на в целом тяжелый период для бизнеса. Однако, на мой взгляд, мы достойно вышли из трудного момента для компании. После этого и Кристина к нам присоединилась. Вообще запустилось много самых разных изменений.
Кристина вспоминает другую серьезную ошибку в бизнесе:
Был у нас был такой период, когда мы говорили о постановке учетов. И, мне кажется, самый наш основной факап — что мы потратили на это два года. А потом просто за один день приняли простое решение: перестать этим заниматься, и создали определенный тариф, который сейчас очень легко работает. Я жалею, что мы не сделали это раньше.
Самое обидное в ошибках, что очень многие из них не осознаешь до тех пор, пока не происходит коллапса. Ты бежишь очень быстро, разгоняешься, набираешь темп, тебе кажется, что ты делаешь все правильно, и пока все растет, все замечательно. Но происходят изменения, кризис, и вдруг выявляется то, что было сделано неправильно. И, к сожалению, это не происходит в момент. Можно много лет трудиться, будучи уверенным, что у тебя все под контролем, а потом выяснится, что это не так. Однако от того, как команда проходит через такие трудности, зависит успех бизнеса. Я верю в то, что мы со всем справимся.
7. «Понять, туда ли я иду»
Когда ты делаешь правильные вещи, движешься в нужную сторону, все происходит в удовольствие, и даже когда возникают трудности, дело спорится. Думаю, самое важное для человека, а тем более для предпринимателя — это успевать в потоке посмотреть на себя со стороны и понять, туда ли я вообще иду.
Надо понять свое предназначение, двигаться в соответствии с ним, и тогда все будет получаться легко, с удовольствием, и даже трудности никогда не остановят. Они будут — это часть любого дела, чем бы мы ни занимались. Вопрос только в том, доставляют ли сложности определенное удовольствие от их преодоления или только еще больше подкидывают неприятностей.
Кокос - сила!💪
Кокос - сила!
Путь бывает разным)))))
За 17 лет в компании, видел много изменений, и нынешний вектор лучший из всех !
Илья, спасибо, что так долго с нами!
Кокос, как ледокол. Медленно, но уверенно шаг за шагом отгрызает кусок за куском рынка и нично его не остановит ;)
Ну как не гордиться!