Как «Акселератор ФРИИ» принес нам +2 млн рублей выручки и помог прокачать навыки. Спойлер: выжили не все
Участвовать в акселераторе нелегко: всей нашей команде пришлось работать больше обычного, а кто-то даже уволился. Зато в результате мы получили +2 млн рублей к выручке и незабываемый опыт. Рассказываем, как всё было.
Привет! На связи Виктория Шаманская, я отвечаю за контент на Satom — маркетплейсе для бизнеса. Сейчас мы активно развиваем проект, поэтому решили поучаствовать в Спринте. Это бесплатный акселератор для IT-компаний от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). В статье делюсь опытом, как мы три месяца совмещали задания программы с основной работой (спойлер: было сложно).
Нашли программу и подали заявку
Раньше Satom был универсальным маркетплейсом, но недавно мы перешли на B2B-формат. Стало понятно, что стратегии, которые мы раньше использовали в продвижении, больше не подходят. Решение — сменить вектор и найти новые инструменты. Для этого мы и стали искать программу поддержки: хотели, чтобы эксперты посмотрели на Satom со стороны, подсказали, куда двигаться, и помогли прокачаться.
«Акселератор ФРИИ» понравился форматом: групповой нетворкинг, индивидуальные консультации с экспертами и глубокое погружение в проект. В Спринте могли участвовать и стартапы, и бизнес со стабильными продажами. Мы относились ко второй категории. Компаниям, которые давно на рынке, ФРИИ помогает вырасти и масштабироваться. Это и была наша цель — выстроить правильную воронку продаж по B2B и проработать стратегию.
Участвовали в Спринте 3 месяца
Акселерация проходила онлайн. Вначале мы с куратором определили цель, к которой хотим прийти в финале, — увеличить выручку на 1 млн рублей. Спринт длился три месяца и состоял из четырех компонентов:
1. Образовательный модуль. Основная часть программы — групповые теоретические занятия и интенсивы. Тематика выбирается в зависимости от целей участника. Мы хотели увеличить выручку, поэтому изучали маркетинг и продажи.
2. Встречи с экспертами. После изучения теории мы проходили индивидуальные занятия с экспертами ФРИИ. На них разбирали запросы более персонально, выявляли узкие места в бизнесе и выстраивали конкретные гипотезы по достижению целей.
Например, с экспертом по email-маркетингу мы прорабатывали рассылки и превращали их в сильный инструмент продвижения. До этого отправляли клиентам объемные письма, которые в B2B не работают. Эксперт предложил переформатировать их в цепочку из более коротких сообщений.
Мы сформировали много гипотез, в итоге успешными оказались пять из них. Почти все эти инструменты используем до сих пор, они продолжают работать и приносить прибыль.
- Создание отдела продаж В2В — раньше это направление прорабатывали те же менеджеры, что и B2C. Также прописали новые скрипты для общения с ЛПР компаний.
- Колл-центр на аутсорсе, который будет прозванивать всю клиентскую базу и передавать нам целевые контакты. Это дало нам возможность спокойно набрать и обучить собственных менеджеров, одновременно получая теплых клиентов. При этом количество целевых контактов, поступающих в отдел продаж, выросло в два раза.
- Акция 1 + 1 = 3. Спецпредложение для продавцов: при оплате размещения на два года клиент получает еще год бесплатно и экономит от 55 тысяч рублей. За время акции количество пользователей, продлевающих размещение на два года, выросло в 1,8 раза.
- Premium-подписка для продавцов: дополнительные инструменты и опции вроде приоритета в выдаче каталога и специальной плашки. Они помогли продавцам увеличить количество заказов в 1,7 раза.
- Брендовая полка — услуга, направленная на узнаваемость бренда. Логотип компании размещается на главной странице каталога, в блоке «Популярные продавцы» и в выбранной рубрике выше остальных предложений.
Не все гипотезы сработали так, как ожидалось. Мы тестировали контекстную рекламу, но конверсии выходили слишком дорогими. Еще пытались мотивировать продавцов чаще использовать наш генеративный ИИ в личном кабинете, который позволяет создавать описания карточек в пару кликов, однако пользователи не стали использовать эту функцию активнее. У нас уже появились новые задумки, будем пробовать их воплощать и улучшать показатели.
3. Трекинг. На персональных встречах эксперты давали задания, которые мы выполняли прямо на своем проекте: например, создать цепочку рассылок, переработать скрипт продаж, сделать определенное количество звонков по целевым контактам. В день трекинга мы демонстрировали выполненную работу и получали обратную связь.
4. Демодень. Финальный этап: мы готовили выступление о том, каких результатов достигли за время Спринта. Оно состояло из презентации и короткого доклада.
Не все сотрудники дошли до конца
Главной проблемой во время Спринта стала повышенная нагрузка на команду. Каждую неделю мы получали от экспертов новые задания, но и основная работа никуда не девалась. Чтобы всё успеть, команде иногда приходилось засиживаться с задачами после окончания рабочего дня и подключаться на выходных.
Повезло, что наши сотрудники разделяют ценности компании, и многие верны ей уже более 10 лет. Они с пониманием восприняли изменения и переработки, жадно впитывая новую информацию и сразу применяя ее на практике.
За исключением одного сотрудника, который решил, что его креативность нуждается в новом вызове, и отправился искать вдохновение в другом месте. Мы пожелали ему удачи, а сами с удвоенной мотивацией тестируем новые гипотезы и продолжаем наше дело.
Сотрудники сильно переживали за результат Спринта и интересовались, какую обратную связь дали эксперты по заданиям. Поэтому успех в акселерации — наша общая заслуга.
Лично в моем случае ритм работы остался прежним, потому что у меня он всегда насыщенный. Во время Спринта пришлось поменять фокус: приходилось совмещать задачи ФРИИ и департамента продаж. Иногда было сложно, но в целом я довольна: на некоторые аспекты проекта я взглянула по-новому, а где-то эксперты подтвердили мои мысли и предположения. Я рада, что мы участвовали в акселераторе, и была бы не против пойти туда второй раз.
Куратор поставил нам на Спринт цель — увеличить выручку на 1 млн рублей за счет новых гипотез и улучшений. По факту она повысилась больше чем на 2 млн рублей: сработали новые инструменты привлечения и скрипты, за счет чего выросли наши продажи и количество заказов у клиентов Satom.
Опыт показал, что акселераторы помогают масштабироваться. Если у вас стартап или желание расширить действующий бизнес, советую присмотреться к программам поддержки. Главное — выделите на участие время и ресурсы, чтобы успевать выполнять задания.
Успех во ФРИИ вдохновил нас осваивать другие подобные программы. В ближайших планах — получить статус резидента Сколково.
Предлагаем оценить, как изменился Satom после акселератора — переходите на сайт.
Предприниматели, вопрос к вам. В каких акселераторах участвовали вы? А если еще не доводилось, какие программы рассматриваете?
Акселератор, нетворкинг, демодень, трекинг, УТП...простите, я честно пыталась понять, но ничего не поняла
Все просто. Акселератор - программа от ФРИИ, направленная на прокачку проекта. Это из названия понятно) Нетворкинг - групповые мероприятия, способствующие созданию связей с коллегами по бизнесу, обмен опытом и т.д. Демо день - так называется финальное мероприятие акселератора. Трекинг - задачи с временным ограничением. УТП - суть продукта. Все просто)
жиза
успокойся, не надо понимать, так говорят менеджеры без денег
А вообще сложно пройти отбор на акселератор?
На сайте ФРИИ опубликованы критерии для IT проектов, если компания им соответствует - то все очень просто и это здорово.
А инвестиции получили?