Крах авторынка близко? Почему автомобили дорожают, но свою ты продашь дешево?
Подробно разбираемся в ситуации на рынке новых и б/у автомобилей.
Почти 4 года я погружен в авторынок с головой и веду об этом блог. Времена были разные. Мы пережили ковид, начало СВО, начало мобилизации, таможенные изменения, утили, повышение ставки ЦБ и т.д. Все это сильно меняло рынок в моменте, но такой плачевной ситуации, я еще не видел. Расскажу подробно.
1. Начнем с новых автомобилей. Привычные нам дилерские сети, которые имели свои заводы в РФ ушли. Рынок заполонили китайские бренды.
Откуда берутся автомобили, которые стоят в салонах?
Большинство авто, дилеры везут из Китая и таможат их в полные пошлины в РФ. Это сильно удорожает автомобиль (+48% от стоимости таможня + коммерческий утиль сбор). Производство внутри страны наладили только HAVAL. Остальные бренды не торопятся вкладываться в инфраструктуру. Это логично. Автомобильный рынок Китая намного больше рынка РФ и выгоднее завоевывать большую долю там, чем тратить ресурсы на инфраструктуру в РФ.
Что это значит?
Это значит, что новых автомобилей в России появляется мало и очень дорого. Рынок поднимается из-за роста себестоимости каждого ввозимого авто (растет курс, комиссии за платежи, дорожает логистика, поднимают утили и т.д.)
Пример: популярный Geely Coolray стартовал с 1,5 млн. руб. В 2022 году и к 2024 вырос в цене до 2,5 млн. руб.
2. Б/У авто. Этот рынок рвет на части. Из-за удорожания новых автомобилей, собственники хотят дороже продавать старые. При этом, никто и ничего не покупает, потому что ставка ЦБ 19%, а фактическая ставка по кредитам под 30%. В итоге сделки откладываются до лучших времен и количество хороших автомобилей на вторичке сокращается. Найти хорошую машину, очень сложно, мало предложения. Продать автомобиль тоже не легко, спроса как такового нет. Баланс спроса и предложения сейчас нарушен. Тенденцию оценить сложно. Большая часть продавцов склонна поднимать цену и ждать. Средние сроки продажи авто увеличились с 45 до 60 дней и будут увеличиваться еще. Продают только те кто хорошо торгуется.
Итого: рынок замедляется, сделок меньше, машин меньше, цены растут.
3. Рынок ввоза. Сейчас - это важный канал притока новых и б/у авто в РФ. Поговорим про б/у. Самая выгодная категория ввоза - это автомобили 3-5 лет. Самые популярные страны - это Корея и Китай.
Почему этот сегмент тоже постоянно дорожает?
- курсы валют. Чем дороже доллар в РФ, тем выше цена автомобиля. Важно учитывать отношение воны и юаня к доллару, иногда доллар в России дорожает, а по отношению к воне и юаню дешевеет, соответственно автомобиль становиться дороже с двух сторон.
- большой объем спроса. Хорошие автомобили выкупают очень быстро, вся Россия и СНГ сидит на Корейско-Китайском рынке и мониторит его постоянно. Конкуренция на покупку высокая. Все хотят сэкономить 10-15% на ввозе авто, пока такая возможность есть.
- перекупы. В Корее и в Китае работают наши родные перекупы. Как только вываливается ликвидная позиция, которая подходит под таможню РФ, ее тут же выкупают перекупы и продают на экспорт со своей маржой. Это отлаженный бизнес, который не опытный поставщик не сможет обойти.
Итог: рынок растет и машин становиться меньше, потому что спрос на ввоз растет.
Общий вывод.
Покупательская способность падает, цены и себестоимость растут. Однажды рынок должно заклинить и все окончательно встанет. Поставщикам придется отдавать автомобили в минус, а покупателям будет не из чего выбирать.
Что может решить этот кризис?
На мой взгляд, повлияет только снижение ставки ЦБ. Дешевый капитал снизит издержки поставщиков (деньги то у всех заемные) и одновременно простимулирует спрос (кредиты дешевле). Чем быстрее оборачивается товар, тем меньшую себестоимость капитала закладывает поставщик и продукция дешевеет. Это в свою очередь подстегивает клиентов покупать. Рынок опять закрутиться и все придет в норму.
Что думаете, увидим ли мы адекватные цены на авто ближайшее время?