uCoz возвращается?

Прошу простить за кликбейт в заголовке, но имею право, да и правда в нем тоже есть.
uCoz — продукт, вызывающий у многих в Рунете ностальгию. Ему сегодня исполняется 19 лет! (да-да, ровно сегодня нам исполнилось 19 лет от открытия регистрации)

uCoz возвращается?

Для многих uCoz стал первым шагом в профессию, а в свое время был почти «по умолчанию» для создания сайтов — примерно как сейчас Tilda. Однако эти времена уже позади.

Но при этом, сейчас на базе uCoz мы активно развиваем самый крутой функциональный конструктор магазинов в телеграм (магазинов в виде веб-ботов в телеге)

При желании о нем в деталях можно тут же на VC почитать:

Но будет легкий сторителлинг с моей стороны, так что обо всем по-порядку!

uCoz, как ни парадоксально, даже для меня самого, жив. Кого-то он устраивает по старой памяти, а кто-то ценит его как уникальное решение для создания не просто лендинга, а контент-проекта с десятками, а то и миллионами материалов. (знаете ли вы другие конструкторы сайтов с такими возможностями? WordPress не в счёт ;-) Да, CMS с подобными потенциальными возможностями при жизни на отдельной виртуалке найдется достаточно, но CMS и конструктор сайтов — это всё же разные вещи.)

Магазинный модуль в целом чувствует себя неплохо и имеет своего потребителя. Сейчас, благодаря фокусу внимания и развитию упомянутого телеграм-бота, он переживает своего рода ренессанс. Вообще, и я лично, и часть старичков в компании около года назад вновь сосредоточили значительную часть своего внимания на uCoz. И это действительно позитивно сказывается на платформе.

Давайте знакомиться

Управляющий партнер

Я сам связан с uCoz на протяжении всей его истории и остаюсь его бессменным управляющим партнёром, но uCoz как продукт и uCoz как компания — это всё же разные вещи.

У нас прям много разных продуктов на разных стадиях развития и с разной степенью успешности. Среди них:

RuSender — наш относительно новый сервис email-рассылок.

WebTycoon — замороженная многопользовательская браузерная и мобильная игра. По сути, это симулятор вебмастера, где, как и в uCoz, нужно создавать сайты, только "понарошку". Хотя игра несколько лет не обновлялась и осталась во многом недоработанной (её даже удалили из Google Play, и для Android она доступна только в виде APK), некоторые энтузиасты продолжают в неё играть. Иногда появляются игроки с логикой: "Я играл в неё 4 года назад, и вот решил вернуться".

Скрин от сегодняшнего дня, хотя проект заморожен уже четыре года.
Скрин от сегодняшнего дня, хотя проект заморожен уже четыре года.

Игра с самого начала показывала отличный ретеншен и несколько других сильных метрик, но, к сожалению, так и не принесла ощутимых результатов по монетизации. Мы не смогли докрутить её под специфические требования игровой ниши, где законы заработка сильно отличаются, а наш SaaS-опыт оказался мало полезен.

Бюджет на проект был значительно превышен, а надежда на издателей, обещавших «ого-го», оказалась ошибкой. В итоге пришлось заморозить проект — может, до лучших времён, а может, и навсегда 🥺

Narod.Ru — Для многих, особенно олдов, он — часть истории. Для нас это приёмный ребёнок от Яндекса, с которым мы уже 11 лет. По сути, это архив раннего рунета, ведь Народу.ру исполнилось бы 25 лет. Там собрано 4,2 миллиона сайтов, по сути — архивные ресурсы. А сколько мусорных дорвеев, порнухи и сомнительных материалов мы удалили при переезде — цифры тоже измеряются миллионами. Яндекс, конечно, забросил проект задолго до его передачи, но мы продолжаем хранить его наследие.

uCoz возвращается?

И что парадоксально, в рамках narod.ru есть около 400 активных платиников.

Тут по сути удивителен сам факт, что на народе есть какие-то в полном смысле живые сайты, за которые их владельцы платят, развивают.

uSocial — это кнопки социальных сетей на сайт для шаринга и лайканья

Думаю, мы самые большие аудиторно с этим, по сути виджетом для сайтов, но вот только на сегодня 0 идей как это монетизировать, и что с ним делать. Мы смогли выйти за рамки платформы uCoz, для которой изначально создавался этот функционал, и теперь его устанавливают на сайты независимо от движков. Однако стать самостоятельным продуктом со своей экономикой - не удалось.

цифры-то неплохие :)
цифры-то неплохие :)

WebAsk — Сервис для проведения опросов и тестов, похожий на Typeform. На мой взгляд, он в некоторых аспектах проще и лучше, но не столь популярный и не имеет мирового охвата.

uCalc — Конструктор калькуляторов, который может использоваться для различных нужд, таких как расчет стоимости погонного метра или перевозки. Это достаточно узконишевой продукт. В нормальном виде, кажется, никто не позаботился о его создании, а мы его сделали, и он неплохо себя чувствует. Что удивительно, большая часть его выручки поступает из так называемого дальнего зарубежья, хотя не могу сказать, что для этого делалось что-то особенное — скорее, так сложилось на относительно пустом рынке. Изначально он разрабатывался как виджет для нашего uKit'a.

За эти долгие 19 лет у нас была целая череда внутренних стартапов. Среди незакопанных проектов — Graphite, своеобразный гибрид Figma и WebFlow, ставший продуктом месяца на Product Hunt. Однако, как часто бывает с классическими стартапами, его судьба оказалась непростой. История развалившейся команды могла бы стать сюжетом для небольшой книги. К сожалению, такие сценарии со стартапами случаются гораздо чаще, чем истории успеха, о которых мы обычно читаем. Была идея превратить Graphite в аналог Elementor для WordPress, но до этого пивота проект не дожил. Сегодня он, по сути, просто пылится.

И это далеко не всё. Да, порой самому страшно от того, какой багаж накопился за долгие годы. Местами это, конечно, "чемоданы без ручек" — и нести тяжело, и бросить жалко. Но есть и успешные проекты, пусть и не звёздные "дойные коровы", как uKit (конструктор сайтов для бизнеса, младший брат uCoz). А уж какой опыт накопился — тут я сам себе завидую! 😂

На пути развития uCoz как сервиса было много верных решений и озарений, но также и серьезных ошибок. Бывали периоды, когда «эффективные менеджеры» долго занимались не тем, и случались крены в сторону создания чуть ли не социальной сети на его базе. Это всё — отдельная история, и не одна. Если вам интересно почитать о том, как всё было и как стоило бы поступать (всё-таки задним умом все крепки), дайте знать в комментариях. Возможно, это сподвигнет меня на создание цикла статей.

Возвращаясь к заголовку.

Когда команда Telegram в апреле 2022-го выкатила обновление и рассказал про веб-боты, а заодно и привела очевидный пример - полноценный интернет-магазин не выходя из ТГ, сразу возникает желание и понимание, что надо дать конструктор соответсвующих магазинов.

Возможность есть, а предложения еще нет. Тем более, если подглядеть в WeChat, как бы не остается сомнений, что тема рабочая и люди будут так использовать.

При этом на руках в рамках компании есть сразу 2 потенциально подходящих продукта. (в смысле на базе которых можно сделать быстрее других. По факту имея в загашнике значительные наработки).

Один из них - это uKit, относительно (относительно uCoz) современный конструктор, внутри которого есть конструктор интернет-магазинов. Если вещи называть своими именами, то скорее конструктор относительно продвинутой корзины товаров. Товар выложить можно, подключить какие-то оплаты можно, доставки и скидки без сложных матриц.

так вот понятней будет, особенно в сравнении с магазином юкоз, скрин которого ниже
так вот понятней будет, особенно в сравнении с магазином юкоз, скрин которого ниже

А есть, по сути своей монструозный uCoz, модуль магазина в котором развивался, причем в реальности без остановок более 10 лет.

почти каждый клик здесь, и вы утонете в последующем экране
почти каждый клик здесь, и вы утонете в последующем экране

И в нем есть...да проще сказать чего нет, но при этом с UI объективная беда, и что бы пользоваться надо или прям разбираться, или прям знать: что, где и как.

Ну и с точки зрения кода - юкоз куда большее легаси.

Итого, принимается решение делать на базе uKit. Тем более, есть "лучшие люди колхоза" бьющие себя пяткой в грудь, что сча за недельку другую будет прототип.

Тут резко сокращу историю, из этого ничего не получается. Конечно, на осознание уходит больше пары недель, но потерянное время еще не критично.

Решаемся на план Б - uCoz. При этом, незадолго до этого команда еще и оставшаяся без многолетнего техлида который именно магазином и заведовал.

Для полноты картины, uCoz написан на Perl, а на фронте чистый js и немного jQuary, и, кажется, пока ИИ не научиться разом и без косяков переписывать проекты с языка на язык - это так и останется. Ну да ничего, как известно, американский финтех вообще на доисторическом Кобальте живет. И живет же 🙈

И знаете что? Команда действительно за пару месяцев на базе старого доброго юкоза делает весьма функциональный (точно больше чем у конкурентов), конструктор телеграм веб-ботов. Причём, поскольку здесь появляются так называемые новые вызовы, такие как подход mobile first. (для понимания, когда uCoz запускался и больше всего развивался, из мобильных устройств были только КПК, и Яндекс на конференциях вполне обосновано говорил, что не видит пока никаких предпосылок делать pda версии и т.п., там нет трафика)

Происходящие процессы, начинают сказываться позитивно на весь продукт, а не только на конструктор телеграмных магазинов.

Не было управления с телефона? Теперь есть, иначе как? Без современного и адаптивного шаблона какой магазин в телеге? А чем другие модули хуже? Как следствие, вся система получает современный шаблон и т.д. и т.п.

Скриншот панели управления 
Скриншот панели управления 

В общем, как взгляд изнутри, тем же человеческим ресурсом команда начинает делать намного больше. Более внятное и полезное для своего пользователя. И что не менее значимо, появляется ощущение жизни: появляются новые клиенты (часть из них ничего кроме смартфона в руках не держит, ни про какой uCoz былого не в курсе. Их просто должно все устраивать).

А с какой основной проблемой на самом деле сталкиваемся? То что рынка телеграм веб-магазинов по большому счету еще нет. У людей нет по сути, патерна делать покупки не выходя из телеграм, и этот рынок еще только формируется, и во многом надо заниматься его созданием. Рассказывать что так можно и удобно как продавцам, так и покупателям.

Вместо эпилога:)

Ну а теперь, остается запастись поп-корном, и следить каким будет новый виток развития старого-доброго укоза (что он юкОз от you cause) знает слишком мало людей, но теперь вы в их числе - живите с этим! 😭

У меня, признаюсь, нет амбиции сделать uCoz Greate Again или что-то такое. Честно говоря, мне кажется, что такое просто не работает. Иногда такое случается, но не потому что было вот такое вот амбициозное желание стряхнуть пыль и как зафигачить. Такое, если и происходит, то скорее как исключение подтверждающее правило, что чемпионы не возвращаются. Но достойно поддерживать и развивать, ставшим нишевым, продукт - считаю фактически должным на сегодня, и вижу в этом разумное, доброе, вечное и выгодное. При этом чудеса как и озарения случаются, и я и сам с интересом почитаю, (скорее всего то, что сам и напишу:) развитие этой истории.

6666
55
55
11
21 комментарий

Эх, сколько говносайтов было написано на этой прекрасной платформе!
Спасибо за счастливое детство, uTeam

8
5
1
Ответить

Как говорится, спасибо за детство.
Первый сайт делал в 2008 году, тогда еще был школьником.

Делал свой чемпионат по Fifa, при чем довольно успешный, было около 5-7 лиг по 20 команд постоянно играющих

7
Ответить

С днем рождения и успехов команде! uCoz всегда в сердце

3
Ответить

какие динозаврики хорошие 🥺
не смогла пройти мимо

3
Ответить

О, Женя. Рад видеть в добром здравии. У меня больше ностальгии вызывают интернет магазины, твой старый Рав и пивбар на Университете, в котором мы с тобой пьем пиво. А ведь 20+ лет прошло. Напиши в личку, если время будет 😉

3
Ответить

Приходи делать совместные нейросетевые истории) Тем более у нас уже были хорошие совместные работы ;)

2
Ответить