«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

На этой неделе в прессе появилось несколько публикаций, которые спровоцировали панику среди русскоязычных клиентов Interactive Brokers (статью Ведомостей на скрине ниже мне переслали в личку минимум раз 15). В этом материале я постарался собрать воедино всю доступную информацию: в чем суть новых ограничений и кого они затронули.

«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

6 ноября вышла статья Ведомостей под заголовком «Американский Interactive Brokers закрывает счета россиян с ВНЖ в Европе» – после ее прочтения складывается стойкое ощущение, что брокер выгоняет скопом всех клиентов с паспортом РФ. В пересказе анонимных Телеграм-каналов (кстати, зачем вы их читаете?) получилось еще лучше: дескать, IB «с 30 октября разослал россиянам письма о закрытии счета в течение 30 дней».

В общем, я немного разобрался в вопросе: выяснилось, что ситуация весьма близка к мему ниже. Но давайте обо всем по порядку.

На моей памяти «всем россиянам закрывают счета в Interactive Brokers» уже, кажется, минимум раз в третий
На моей памяти «всем россиянам закрывают счета в Interactive Brokers» уже, кажется, минимум раз в третий

Закрытие счетов: кого оно затронуло и почему

Сначала рассмотрим самый неприятный исход – закрытие счета. Действительно, с конца октября некоторые клиенты Interactive Brokers получили уведомление о том, что брокер в одностороннем порядке принял решение разорвать отношения:

«Письмо счастья» выглядите примерно так
«Письмо счастья» выглядите примерно так

Но вот я живу на Кипре с российским паспортом, и мне IB ничего такого не писал; всем моим знакомым с аналогичными вводными – тоже. Насколько это вообще распространенная проблема? Давайте посмотрим на обсуждение в неофициальном ТГ-чате для русскоязычных клиентов Interactive Brokers (более 10 тысяч участников).

Там проводился опрос на 267 человек – это сложно назвать совсем хорошей выборкой (тем более, она скорее всего будет смещена в сторону тех, кто испытал какие-либо проблемы и полез в чат разбираться). Но, по крайней мере, это позволит нам хотя бы примерно прикинуть масштаб закрытий счетов.

«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

По этому опросу выходит, что среди клиентов IB, проживающих в России, с закрытием счета столкнулось до 30% людей (это немало!), а среди граждан РФ, проживающих за рубежом, только 7%.

По какому принципу закрывали счета? Сам брокер ответил на запрос журналистов в стиле «к российскому паспорту это не имеет никакого отношения, просто у нас комплаенс чистит счета с высоким санкционным риском».

Interactive Brokers continually reviews its exposure to sanctions and other financial crime risks in the jurisdictions in which the firm operates, which leads to the closure of certain accounts. This ongoing effort is not specific to Russian clients.

Ну, то есть, понятно при этом, что понятия «паспорт РФ» и «высокий санкционный риск» нынче витают где-то весьма близко. Но, по крайней мере, это означает, что само по себе наличие такого паспорта не является в глазах IB достаточным основанием для закрытия счета.

Что же тогда может быть такой причиной? Например, одной из сильных гипотез является то, что брокер закрывает счета всем клиентам, которые когда-либо указывали в качестве работодателя (читай: источника средств для пополнения счета) компанию, попавшую в американский санкционный SDN-список – а таких сейчас в России очень много. Согласно опросу в том же чате, почти 80% из попавших под закрытие счета в IB сообщали брокеру об SDN-работодателе.

«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

По поводу закрытия счетов у «россиян с европейским ВНЖ, которые платят налоги в ЕС» – в чате также есть забавный пример на эту тему:

«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

Резюме: Судя по всему, счета российских граждан в Interactive Brokers находятся в высокой группе риска по закрытию. Но для этого еще должен «выпасть» какой-то дополнительный красный флаг для комплаенс-отдела: например, санкционный работодатель (сейчас или в прошлом).

Ограничения на вывод средств

Некоторые клиенты Interactive Brokers не получали писем о закрытии счета, но при этом получили сообщение о вводе ограничений на снятие денег со счета. Это означает, что каждая заявка на вывод средств будет рассматриваться и утверждаться комплаенс-отделом брокера в ручном режиме.

«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

Причиной для такого ограничения в письме называются «номинированные в евро позиции», которые нельзя держать «связанным с Россией/Беларусью лицам». Ноги здесь растут из европейских санкций, которые в какой-то момент запретили продавать гражданам РФ ценные бумаги, номинированные в валюте любой из стран Евросоюза (см. подробнее вот здесь).

Любопытно здесь то, что уведомление о Withdrawal Restriction получили в том числе и те, у кого никаких бумаг в европейских валютах и в помине не было. Чаще всего здесь речь идет о держателях ирландских ETF, которые торгуются на Лондонской бирже LSE в долларах (это второй по распространенности вариант биржевых фондов после американских).

Почему так? Вот какой ответ добился от поддержки IB один из клиентов:

«Interactive Brokers закрывает счета россиянам»: разбираемся, что происходит на самом деле

То есть, под европейские санкции для граждан РФ/Беларуси попадают ценные бумаги, которые:

  1. Торгуются на бирже в одной из стран Евросоюза; или
  2. Номинированы в евро или другой валюте стран ЕС; или
  3. Учитываются в депозитарии ЕС.

Судя по всему, ирландские долларовые ETF на Лондонской бирже подпадают именно под третий пункт (причем, раньше такое расширенное трактование санкций, вроде бы, не встречалось).

Отмечу сразу, что эти санкции Евросоюза не действуют на тех граждан РФ/РБ, кто имеет европейский ВНЖ или гражданство. А вот если у вас российский паспорт и вы живете, условно, в ОАЭ – то многие брокеры не дадут вам покупать европейские бумаги именно из-за данных санкций.

Но это мы знали и раньше. А вот то, что из-за наличия европейских бумаг в портфеле Interactive Brokers стал вводить ограничения на вывод средств – это что-то новенькое. Впрочем, судя по сообщениям из чата, пока заявки на вывод денег комплаенс-отдел брокера всё-таки удовлетворяет, хоть и в ручном режиме.

Резюме: Если у вас паспорт России/Беларуси (и нет ВНЖ/гражданства Евросоюза) – старайтесь не держать в портфеле никакие ценные бумаги, хоть как-то привязанные к ЕС (номинированные в европейских валютах, купленные на европейской бирже, или от эмитента из ЕС).

Практические выводы и советы

  • Если вы каким-то образом связаны с Россией (паспорт, физическое или налоговое резидентство в РФ) – то вам надо понимать, что вы в любом случае находитесь в группе повышенного риска на принудительное закрытие брокерского счета. Не только в Interactive Brokers, кстати, а в любом зарубежном брокере.
  • Исходя из этого, полезно всегда иметь хотя бы пару-тройку «запасных» зарубежных брокерских счетов, куда вы в случае чего сможете перевести свои ценные бумаги. (Списком брокеров, где открыты счета лично у меня, делился вот здесь.)
  • Также заранее продумайте, в какие банки вы сможете вывести из брокера денежные средства, если такая необходимость возникнет. Вернуть деньги в Россию, например, – это тот еще квест (насколько я понимаю, единственным рабочим вариантом сейчас является вывод евро в Райффайзенбанк). Про денежные переводы по маршруту РФ-IB и обратно есть отдельный спецчат.
  • Вообще, будет полезно подписаться на неофициальные ресурсы для российских клиентов Interactive Brokers, там нередко бывает полезная информация: Телеграм-канал, ТГ-чат по общим вопросам, а также закрытая группа в FB.
22
1 комментарий

и по возможности применять такую структуру как траст, для работы, открывая счет у брокера через трастового управляющего или дополнительного инвестиционного советника.

Ответить