Детская банковская карта Джуниор от Т-банка. Реальный опыт и нюансы, о которых вам не скажут

Недавно я задумался о том, что ребёнку пора начать разбираться в том, что такое "электронные деньги", и как с ними работать, поэтому решил оформить детскую банковскую карту. Бегло просмотрев предложения банков, остановился на карте Джуниор Т-банка. Допускаю, что есть иные не менее хорошие варианты; мой выбор сделан на основании возраста ребенка (у других банков, о детских картах которых я читал, минимальный возраст ребенка мне не подходил) и личного опыта.

Для тех, кто не любит читать долго, вот главные выводы.

Плюсы

  • оформление заявки онлайн
  • карта бесплатно доставляется курьером в удобное время/место; в моем случае изготовление карты заняло - 2-3 дня, интервал времени ожидания курьера - не более 2 часов, курьер звонит за 15-20 минут до приезда
  • можно выбрать дизайн карты (детям нравится); есть бесплатные варианты
  • карта позиционируется как "дополнительная", поэтому возможно ее получение без паспорта (это со слов представителя банка, который привез мне карту 07.11.2024)

Минусы

  • передав вам карту, вас попросят онлайн подписать документ (приложен ниже), который в том числе содержит пункты, не имеющие, на мой взгляд, прямого отношения к карте; если отказаться подписывать - карту нужно будет сразу вернуть; согласно тексту документа вы соглашаетесь: 1) на обработку персональных данных не только банком, но и третьими лицами в целях предоставления вам товаров, работ и услуг; срок разрешения - 15 лет; 2) на получение рекламы от банка и его партнеров, т.е. третьих лиц; 3) на получение банком и АО Т-страхование кредитного отчета; причем в документе есть пункт, где формально от этого условия можно отказаться, поставив галочку; но в электронном виде это сделать невозможно, а в оформлении документа в бумажном виде банк категорически отказывает
  • во время встречи с вами курьер ведет анонимную запись, которую банк вам не предоставит ни при каких обстоятельствах (я об этом узнал при общении с поддержкой в последующие дни)
  • банк создает отдельный банковский счет, и привязывает карту к нему; вывод средств с этого счета штатными инструментами вашего мобильного приложения НЕдоступен; только пополнение

Особенности

  • формально у ребенка должен быть свой номер мобильного телефона (отличный от вашего)
  • паспорт или иные документы, подтверждающие личность ребенка и факт его существования в целом, не требуются

А вот и нутро документа, подписываемого в электроном виде

Детская банковская карта Джуниор от Т-банка. Реальный опыт и нюансы, о которых вам не скажут

Далее - #многобукв

Вышесказанное - главное, чем я хотел поделиться. Ниже с позволения уважаемой аудитории vc.ru хочу изложить подробности, своё мнение, screenshot'ы общения с поддержкой, и так далее, и тому подобное. Начнем.

Прежде всего, стоит отметить что я пользуюсь услугами банка более 10 лет, и несмотря на откровенно разочаровывающие изменения в последние годы по ряду направлений, на данный момент считаю его пока лучшим банком в России. Цель статьи-отзыва - не "набросать на вентилятор", а поделиться реалиями и, быть может, предложить банку более корректные, на мой взгляд, формы взаимодействия с клиентами.

Начнем с того, что, ознакомившись внимательно с текстом электронного документа, я сообщил представителю банка, что хочу поставить предполагаемую текстом документа галочку, и получил ответ в стиле "Хорошо, я у себя в телефоне отметила ваше несогласие"... Естественно, я ожидал, что мне пришлют на подпись новый электронный документ в соответствии с изменениями, но, как мне объяснила представитель банка, этого не будет; по ее словам я могу лишь подписать документ в предоставленном виде, а позже запросить через поддержку то ли изменения, то ли скорректированный документ. А собственно почему? К чему все эти лишние телодвижения? Исходя из каких соображений я должен подписывать документ, содержащий заведомо ложные сведения о моем согласии, а потом что-то там менять/запрашивать?

Короче говоря, я отказался подписывать странную бумагу, тем более, что не менее 50% ее содержимого не имело никакого отношения к выпуску детской карты. Саму карту я закономерно вернул представителю банка, а также незамедлительно обратился в поддержку с просьбой организовать подписание документа, соответствующего реалиям в электронном виде или на бумажном носителе. Ну и в целом, хотелось бы понять, как я могу поставить галочку в пункте, где черным по белому написано, что отсутствие галочки является согласием с "тем-то и тем-то", и согласие является правом, а не обязанностью клиента. Ниже screenshot моего сообщения в чате с поддержкой. Сотрудник поддержки сообщил, что ответ будет дан до 11.11.2024 включительно.

Детская банковская карта Джуниор от Т-банка. Реальный опыт и нюансы, о которых вам не скажут

По результатам буду краток; ответ мне никто в срок не предоставил, далее я потратил еще примерно сутки, в том числе несколько часов активной переписки с поддержкой; в общей сложности было создано 5 обращений, но все, что я узнал - в оформлении документа на бумаге банк отказывает.

Детская банковская карта Джуниор от Т-банка. Реальный опыт и нюансы, о которых вам не скажут

Зачем нужны были 5 обращений? Видимо KPI "рулит". На обращение №1 мне ответили, что обращение закрыто, т.к. переданная мной претензия не подтвердилась. Какая претензия, спросите вы? Понятия не имею; мне удалось донести эту мысль в чате поддержки - так родилось обращение №2. Его закрыли, т.к. ответ был ранее дан в обращении №1. Я закономерно возмутился в чате поддержки, и банк сформировал обращение №3, которое было закрыто в считанные минуты с формулировкой - ответим в обращении №4. Обращение №4 также было закрыто в связи с тем, что ответ был дан ранее. Но я не из ленивых - снова написал в поддержку; так появилось обращение №5, которое было закрыто; ответ сводился к тому, что я ранее уже все разрешил банку, получая кредитную карту. Короче говоря, как в нынешних реалиях проставлять непроставляемые галочки в документах Т-банка - тайна, покрытая мраком.

Зато я узнал, что банк ведет анонимную запись встречи с курьером. Тоже опыт.<br />
Зато я узнал, что банк ведет анонимную запись встречи с курьером. Тоже опыт.

Кстати, интересная формулировка в чате "Аудиозапись клиентам не предоставляется - это собственность Компании". Знаете, моя физиономия - это моя собственность, однако банк считает нормальным требовать сделать ее фотокопию при заключении договора. Так в чем разница?

Впрочем, кому интересны все эти словесные баталии, вернемся к подробностям о сути статьи.

1. Поддержка уверяет, что детская карта является "дополнительной". Ранее в терминологии банка дополнительной называли карту, привязываемую к дейстующему счету. В данном случае это не так. Создается полноценный отдельный счет без возможности перевести с него деньги на другой свой счет. Т.е. счет, как бы мой, но не мой. Вероятно такая возможность будет предоставлена ребенку, если у него будет доступ к своей версии мобильного приложения - я не проверял. В моем случае, у ребенка смартфона нет, поэтому если ребенок теряет карту - деньги становятся недоступны для вывода до получения новой карты или до закрытия счета.

2. Получение карты возможно только при условии принятия дополнительных условий, которые явно не имеют никакого отношения к детской карте. Впрочем по телефону горячей линии банк сообщил, что под третьим лицом имеется ввиду (барабанная дробь) мой ребенок. Да-да. На мой вопрос как и какие-такие товары и услуги мой ребенок будет мне предоставлять посредством дебетовой карты, я внятного ответа не получил.

3. Вообще я считаю подписание документов в электронном виде неявной манипуляцией, поскольку читать мелкий шрифт на экране мобильного телефона крайне сложно.
Клиенты разделятся на 2 категории: те, кто подписывают неглядя и те, у кого имеется "вагон" свободного времени на "вырвиглазное чтение" с экрана телефона и кто готов аналогичным образом задержать представителя банка на время чтива.

4. Запись встречи клиента и представителя банка. Вообще, я не усматриваю в этом особого криминала, поскольку на встрече (в моем случае - в машине представителя банка) никто из участников ничем неожиданным заниматься не должен.
Тем не менее, считаю, что:

  • либо банк должен заблаговременно предупреждать, что ведется запись
  • либо банк по первому требованию должен предоставлять клиенту копию записи
  • либо (лучший вариант) оба вышеуказанных пункта должны выполняться одновременно

Критикуешь - предлагай

Как клиент банка (и как разработчик программ с графическим пользовательским интерфейсом с 15-летним стажем) я хочу предложить Т-банку:

1. Разумно разделить документ, который банк требует подписать при получении детской карты, на 2 документа: обязательный документ, связанный непосредственно с получением карты, и документ с общими условиями обслуживания, где по каждому пункту можно согласиться или не согласиться. Это не только избавит банк от обоснованных обвинений в навязывании незакананных и ранее неанонсированных услуг и условий,но также позволит отправлять последний документ на подпись клиенту не дожидаясь, когда он захочет оформить какую-либо карту, а сразу - как только подобные изменения станут актуальны для банка.

2. Считаю, что документы, предполагающие возможность согласиться/отказаться клиенту от каких-либо пунктов либо должны подписываться в бумажном виде, либо их содержимое должно заранее согласовываться с клиентом, а финальная версия должна присыласься на электронную подпись клиенту в СОГЛАСОВАННОМ виде. Вариант, когда представитель банка сообщает о том, что "все хорошо, я у себя тут в телефоне галочку поставил/поставила" - это юридический абсурд.

Также считаю, что в силу наличия мелкого шрифта в документах, вариант с бумажным носителем всегда должен быть доступен по первому требованию клиента.

3. Запись встречи. О ней я уже писал выше. Сейчас банк ведет запись анонимно - это, как минимум, неэтично. В идеале, если ведется запись, то клиент должен быть в курсе этого изначально, должен знать где установлена камера/диктофон, и запись должна быть доступна клиенту по завершению встречи в приложении в течение разумного времени.
Это не только юридический вопрос, но и аспект взаимного доверия и уважения.

Вишенка на торте

Самое забавное то, что с момента оформления онлайн-заявки в моем мобильном приложении банка был создан и новый счет, и электронная версия карты. Т.е. фактически банк уже оказывал заявленную услугу без подписания всеразрешающего документа "без танцев с бубном", что только подтверждает догадки о том, что проблемный документ вообще не имеет особого отношения к получению детской карты.

Эпилог

Спустя несколько дней неожиданно бесполезного общения с поддержкой, я заблокировал карту и закрыл указанный счет. Учитывая, что мой ребенок еще мал, чтобы разгуливать с картой бесконтрольно, карта в любом случае хранилась бы у меня и выдавалась бы чаду в моем присутствии по необходимости. А раз так - никто не мешает мне просто завести для ребенка любую дебетовую карту любого банка, оформленную на меня, и использовать ее как "детскую" - абсолютно корректно даже с юридической точки зрения. Детский дизайн карты также легко обретается с помощью наклеек на карты, которые в ассортименте продаются на маркетплейсах.

Всем спасибо и отличного дня. Сотрудникам поддержки Т-банка - высоких KPI и хорошего настроения; вы - красавцы!

2
17 комментариев