Котики-невидимки или Зачем инвестировать свое время в чужие стартапы
Пандемия и связанная с ней вынужденная изоляция заставили творческих и активных людей искать альтернативные форматы деятельности. В сети появилось множество сообществ, легко преодолевших географические границы - и эти сообщества часто ставят перед собой масштабные и благородные цели: изменить мир, делать открытия, развивать таланты участников, создавать уникальный, невиданный прежде продукт. Я думаю, что многие из вас тоже влились в такие группы - там весело и интересно, там движуха и необычные люди. Одна беда - такие сообщества распадаются и исчезают с той же легкостью, с какой появились. У людей семьи и работа, другие интересы, удовольствия и обязательства. Век сетевых инициатив недолог, и, увы, большинство из них так и не создают ничего великого, на что замахивались изначально.
Но некоторые группы все-таки выживают, продолжают работать, и есть шанс, что они действительно создадут что-то значимое. И вот что удивительно - в этих наиболее устойчивых проектах люди часто работают без всякой оплаты и даже без очевидного продвижения личного бренда. Что же ими движет? Идея, отношение, пресловутый “нетворкинг”? Я хочу в этом разобраться. Ведь если понять мотивацию сетевых волонтеров, можно научиться лучше управлять собственной командой даже при ограниченных ресурсах. А в качестве объекта изучения я выбрал проект “StartUp Kotiki”.
Кто такие StartUp Kotiki
«Котики» возникли в самый разгар изоляционной истерии в YouTube – странный проект, превратившийся из видеоблога венчурного инвестора Игоря Шойфота в волонтерское сообщество из нескольких десятков человек. Они хотят помочь русскоязычным стартапам избежать ошибок, а в идеале – выйти на большие рынки и найти инвесторов.
В конце июня я выступал со своим проектом на VC Кухне (YouTube-проект Котиков, где стартапы могут подготовиться и запитчить свои проекты венчурным инвесторам из Кремниевой долины, среди которых Игорь Мацанюк, Павел Черкашин, Николай Давыдов, Игорь Рябенький и другие). Среди прочих бонусов наградой за успешное выступление стала менторская сессия с VC, при подготовке к которой я познакомился с командой Стартап Котиков. И понеслось…
Оказалось, что Стартап Котики – это не очередной онлайн-акселератор или модный нынче «буткемп». Это группа единомышленников, которые не получают зарплат, а инвестируют в развитие русскоязычной стартап-индустрии свое очень недешевое время, ведь почти все активисты сообщества сами являются основателями зачастую успешных стартапов или имеют такую экспертизу и тарифы за консультации, которые в обычных условиях редкий стартап себе может позволить.
Котики-невидимки
Когда я понял, что эти люди в своем уме, мне стало интересно, как такое возможно и появилась идея напис��ть об участниках Котиков, которые не только не зарабатывают в проекте, но и не развивают за его счет свой личный бренд. Конечно, есть очень публичные котики, которые блещут на YouTube, но проект успешно функционирует не только за счет звезд, но и благодаря участникам, остающимся за кадром. Их истории, а самое главное – мотивация, мне невероятно интересны. Что заставляет этих людей работать без денег и славы? Что держит их вместе? Кажется, что как только я пойму этих удивительных людей, сразу прокачаюсь как руководитель и смогу самостоятельно строить более крутые команды.
При подготовке этого материала я задал несколько вопросов котикам-невидимкам, и с их позволения делюсь ответами. К сожалению, формат не позволяет привести ответы всех волонтеров, и в этом интервью собраны ответы некоторых некоторых из них. Сегодняшние респонденты живут в России, Казахстане и Украине, настоящая же география проекта поражает охватом. Так, помимо уже перечисленных стран, можно найти добровольцев из Беларуси, США, Франции, Нидерландов и даже Буркина Фасо!
Вопрос №1: Ты - волонтер в проекте СтартАп Котики. Как получилось, что ты стал волонтером, ведь денег тут не платят?
Мерген Нуртаза (Казахстан), член операционной команды Котиков:
«Я в проекте практически с самого начала. А "виной" всему первые видео Игоря Шойфота. Подкупила идея создания проекта, помогающего "нашим" быстро находить правильный путь для своих стартапов. Наблюдая за удручающей картиной низкого (а чаще - никакого) уровня знаний как у предпринимателей, так и у потенциальных инвесторов постсоветского пространства (в том числе судя и по себе), решил всеми возможными способами менять эту ситуацию. И этот проект, как никакой другой, отвечает этим целям».
Многие Котики говорят о желании помогать другим. Простите мой цинизм, но это кажется настолько необычным, что трудно сразу принять на веру. Хочется получше понять, что же такое случилось с этими людьми, раз они решили бесплатно и даже не за долю в акциях работать на будущее стартапов.
Вопрос №2. У тебя есть опыт в своих стартапах? Расскажи, пожалуйста, поподробнее о себе.
Юлия Пономарева (Москва, Россия), лидер операционной команды Котиков:
“Да. У меня был стартап в Лондоне три года. Я вышла из него в марте 2020 года. Когда начинали стартап, то я не знала, как все должно быть. Не было информации, как нужно договариваться с инвесторами, как тестировать рынок. Мы совершили много ошибок. Если бы Котики были уже тогда, то сделала бы все иначе”.
Кстати, бесконечными сожалениями и слезами по поводу совершенных ошибок сообщество не отличается. Куда сильнее желание волонтеров помогать и делиться своим опытом с другими. Как сказал основатель сообщества Игорь Шойфот в одном из своих видео, "всегда приходит время отдавать долги обществу". Для многих эта фраза послужила сигналом, чтобы встать под знамена Котиков.
Вопрос №3. Сколько времени ты отдаешь Котикам?
Алексей Антоненко (Санкт-Петербург, Россия), координатор YouTube-проектов Котиков:
“В последнее время меньше, чем хотелось бы, к сожалению. Оцениваю как около 10 часов в неделю”.
Поскольку большинство Котиков — народ весьма занятой, а работа в Котиках вознаграждается только очками в карму, то и времени ребята уделяют столько, сколько смогли урвать у своего бизнеса, работы, семьи и собственного сна. Впрочем, нередки примеры, когда к команде присоединялись и супруги членов сообщества, заразившись их энтузиазмом. Алексей как раз из их числа. Объясняя свою мотивацию, Алексей говорит так:
“Меня интересуют деньги, которые обращаются в IT-индустрии. Поскольку ранее я не имел к ней никакого отношения, то увидел возможность наладить необходимые связи, участвуя в проекте Startup Котики. Также в формате свободных обсуждений изучить, как работают IT-стартапы и бизнес вообще, прежде чем начинать продвигать свой проект. В Котиках есть фантастически профессиональные люди, у которых хочется учиться”.
Вопрос мотивации для волонтеров отнюдь не праздный, какую же награду надеются получить для себя люди в общем-то обеспеченные?
Вопрос №4. Что мотивирует на работу в Котиках?
Дмитрий Ястремский (Киев, Украина), основатель стартапов в области образования, лидера команды дизайнеров:
“Возможность построить что-то значимое и большое. Новые знакомства, друзья, партнеры. Стремление окружать себя людьми схожими по ценностям и амбициям, предпочтительно опытнее, сильнее и мудрее. Учится у них и создавать вместе крутые проекты, меняющие мир. Если я прошел некий путь и получил ценный опыт - обязательно стремлюсь этим поделиться, чтобы избавить других от этих сложностей”.
Вопрос №5. Как ты думаешь, у Котиков есть шанс стать “Единорогом”?
Этот вопрос родился из-за того, что в рабочей переписке Котиков иногда мелькают меркантильные нотки, что совершенно не странно, поскольку стартаперская братия заточена на извлечение выгоды почти из всего.
Мне хочется выделить слова Екатерины Хова из Таганрога. Катя - копирайтер и точно подмечает нюансы, которые важны не только для Котиков, но и для любой команды, тем более волонтерской организации, где еще и денег не платят. Катя считает:
“Зависит от того, как мы организуемся:)”
Вместо заключения
Даже при участии многих талантливых и опытных людей цель Котиков: научить русскоязычные стартапы быть успешнее – при всем своем благородстве выглядит довольно утопично. Однако, трудности, обусловленные удаленкой, разными часовыми поясами, отсутствием зарплат и четкой иерархии, похоже, только добавляют спортивной злости этой команде.
Вот основные ингредиенты мотивационного бульона, которые дают силы и время для работы не только сверхурочно, но и бесплатно:
· возможность учиться у других членов сообщества, если они эксперты
· сеть полезных контактов
· возможность набирать в команды своих проектов новых экспертов
· причастность к большой и благородной цели
· мечта, о том, что проект, когда-то станет коммерчески успешным, и ты получишь свой опцион
· признание собственных талантов и заслуг
· возможность реализовать в сообществе проекты, которые самостоятельно не сделал бы.
Этот список может быть использован любым менеджером, не только волонтерских проектов, для работы с мотивацией сотрудников, ведь если это срабатывает без всякой зарплаты, то при ее наличии станет решающим аргументом в деле привлечения и удержания лучших кадров.
Насколько успешной будет история Котиков, покажет время. Ну а нам остаётся выбор: наблюдать за развитием событий ожидая, что же предложат нам Котики или присоединиться к сообществу, чтобы в этой странноватой компании сделать мир немного лучше. Я серьезно.
Исследователь мотивации Котиков-невидимок - Константин Андреев, предприниматель, основатель стартапа "Карта Охотника".
P.S. Найти Стартап Котиков и присоединиться к ним можно здесь.