Российский таргетолог в Steam.

Всем привет, рассказываю о том, как я стал user acquisition специалистом и приводил трафик для издателя игр в Steam.

Статья для тех, кто хочет попасть в индустрию игр, занимается трафиком либо просто увлекается играми.

Приятного прочтения!

Немного ностальгии

Я с детства увлекался компьютерными играми.

Когда домашние компьютеры были роскошью, ходили с отцом и братьями в компьютерные клубы.

Приятные воспоминания о том, когда старшие братья тебя беспощадно "наказывают" в CS 1.6 в насквозь прокуренных клубах.

Компьютерные клубы, с которых всё начиналось
Компьютерные клубы, с которых всё начиналось

Воспоминания, как с друзьями зашли в первую Dota, когда она только вышла против матерых старшиков, которые знали, что нужно скрещивать предметы, а не тупо покупать 6 мечей.

После появления в доме первого компьютера увлечение переросло в страсть. Принц Персии, NFS и все популярные хиты того времени...

Далее весь наш класс пацанов увлекся Lineage2 – я не исключение.

Именно благодаря Lineage2 я понял, насколько сильно меня увлекает торговля предметами, а не бесконечный "гринд" мобов.

Покупая и перепродавая предметы с наценкой, я сколачивал целые состояния, которых мне всегда не хватало.

Наверное – здесь и начала формироваться моя коммерческая жилка. Пламя в груди, которое постоянно возгоралось с новой силой, когда видел ту или иную сделку, которая сулила мне барыши.

Благодаря этому и пришёл к первому бизнесу – химчистке обуви, ресейлу вещей и в маркетинг.

// а что если заниматься тем, что тебя всегда вдохновляло и тем, что будоражит тебя до сих пор?

Что такое геймдев?

GameDev (от английского games development — «разработка игр») — процесс создания игры: от разработки и дизайна до выпуска на рынок.

// сегодня это одна из самых быстрорастущих и прибыльных отраслей.

// в 2020 году, даже несмотря на пандемию коронавируса, ее годовой оборот составил 126 миллиардов долларов, а рост — 12%, что сравнимо с экономическими показателями киноиндустрии.

Традиционно, геймдев делят на три ипостаси:

1. ААА (Tirple A, трипл эй проекты) - высокобюджетные, технически сложные проекты, разрабатываемые большими студиями с обширной маркетинговой поддержкой релиза.

// ААА проекты от 50 млн долларов и выше могут насчитывать более 300 узких специалистов. Инди генералисты где-то плачут 🥹

// в кино аналог – высокобюджетный блокбастер

2. Мобильные и браузерные игры

3. Indie (инди-игры) – созданные одним разработчиком или небольшими студиями без издателя, часто не имеющие никакой поддержки и распространяемые бесплатно или условно-бесплатно.

Зачастую это нишевые продукты с неважной или вовсе примитивной графикой, но уникальными игровыми механиками.

Так повезло, что я начал свой путь именно с индустрии инди игр.

// о геймдеве можно написать много, тем кто глубже хочет сюда погрузиться, рекомендую посмотреть видео или видео.

Однако, для понимая чем именно я занимался – поясню:

Первое, нужно понимать основных бенефициаров этого банкета – это высший менеджмент в геймдеве:

Креативы брал из видео Cyberstars
Креативы брал из видео Cyberstars

Второе, нужно понимать строение основного менджмента, который делится на две сферы – разработку и оперирование.

Российский таргетолог в Steam.

Разработка включает в себя очень много узких специальностей в которые мы погружаться не будем.

Подробнее про каждую специальность можно посмотреть <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DZVYpRti_7pM&postId=1725529" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">здесь</a>.
Подробнее про каждую специальность можно посмотреть здесь.

Оперирование – это всё, что связано с запуском и поддержкой игры на рынке: монетизации, привлечении новых игроков, удержании текущих, а также возврате ушедших.

В команду оперирования входят:

1. Специалисты маркетинга и PR — привлечение игроков, а также удержания и возврата игроков: СМИ и блогеры, user acquisition итд

2. Коммьюнити-менеджеры (КМ'ы) – коммуникации с игроками: написание материалов для внутренних ресурсов игры (сайт, паблики в соцсетях, ведение форума), сбор фидбека и др.

3. Гейм-мастера (ГМ'ы) – решением проблем игроков через службу поддержки. Они чаще всего растут до продюсера проекта.

Также в оперирование входят: локализаторы, тестировщики, дизайнеры и тд

Звеном, которое соединяет все процессы выше является продюсер.

Именно он обеспечивает игре все ресурсы как для запуска, так и для поддержки с непрерывным ростом ключевых показателей.

Российский таргетолог в Steam.

Издательство

Этап оперирования (продвижения) зачастую на себя берёт Издатель.

Издательство – самостоятельная или дочерняя организация, которая отвечает за локализацию, рекламу, продажи.

// аналогия с книжным издателем. Автор с готовой рукописью обращается к издателю, который оценивает потенциальный объём продаж и точки сбыта.

// заключив договор с автором, издательство осуществляет дистрибуцию произведения за свой бюджет, забирая комиссию с итоговой стоимости реализации.

Издатель у которого я работал, как и большинство, зарегистрирован не в России, однако в штате все русскоговорящие ребята.

Точно такая же функция как и в случае с книгами, только разница в том, что игры могут создаваться годами и это очень дорого, поэтому многие инди разработчики выгорают и не доводят дело до релиза.

// ежегодно выходит более 14 000 игр в Steam, а взлетают только 2%

// людей, которые замыкают на себе кучу разносторонних процессов называют - генералистами.

Российский таргетолог в Steam.

Как я туда попал?

На стриме у SHIMORO увидел альфу версию игры Dominance и сильно от неё зафанател. Игра очень напомнила Alien Shooter в которую рубились с пацанами после начальной школы. Ностальгия 😌

Российский таргетолог в Steam.

В отличие от Alien Shooter, которая представляла собой мясной top-dawn шутер c прохождением уровней, Dominance дополнена королевской битвой, где сражаешься на выбывание онлайн.

Настолько не смог устоять и дождаться релиза, что зашел в дискорд, нашел админа и написал ему, что хочу стать частью проекта.

После созвона в этот же день меня взяли в проект на позицию младшего user acquisition специалиста ❤

Так началась моя ветка развития в маркетинге.

// Ярослав, если ты это читаешь – спасибо!

Кто такой UA и за что он отвечает.

User acquisition – привлечение новых пользователей.

В моем случае через трафик FB и Twitter и ВК.

Однако это не значит, что я один на один с лидами – над привлечением работает целая команда!

На примере игры Dominance, состав был следующим:

  • Brand officer – руководство отделом, аналитика
  • PR-manager – закупка СМИ, блоггеров, инфлюенсеров.
  • Content manager / designer – всё, что связано с контентом
  • Content manager / designer – всё, что связано с контентом
  • Linguist – перевод, локализация на 6 языках
  • Linguist – перевод, локализация на 6 языках
  • User acquisition-senior – старший специалист
  • Я – User acquisition-junior – младший специалист

Все ребята оказались очень приятными и отзывчивыми, и радушно приняли к себе в костяк.

К сожалению, долго поработать в этом проекте и раскрыть себя на полную не удалось – продвижение приостановили для доработки.

⠀⠀

Однако мне дальше предложили работать в издательстве, что несомненно меня порадовало! Проекты, в которых я еще работал:

Нюансы продвижения инди проектов и связки опишу в своем тгк.

⠀⠀

Подводя итоги хочу сказать, что я безумно рад окунуться в эту нишу и применить свой искренний интерес к маркетингу, а также навыки по привлечению трафика, связав это со своей давней страстью.

Каждый раз, когда сажусь за подобные проекты, вспоминаю себя совсем юного, увлеченного очередной игрой, которая уносила меня в далёкие красочные и интересные миры.

Спасибо, что дочитали до конца ❤

Интересные посты↓:

2 комментария

искренне читал до конца, но тему User acquisition так и не раскрыл) Механика, функционал, методы... хоть что-нибудь. Лид есть, а раскрытия нет.

2

Не хватило терпения 🙈 Будет отклик, напишу 🤝