Выбор бумаги для печатного продукта

Я регулярно сталкиваюсь с тем, что клиенты типографии (равно как и дизайнеры) совершенно не представляют себе, на какой бумаге можно печатать тираж. И я решила записать обзорную статью, от чего должен зависеть выбор.

В последнюю очередь на выбор материала должна влиять его стоимость

Инженер-технолог

Мы должны отталкиваться в первую очередь от назначения изделия. Что это? Открытка, брошюра, буклетик «на 5 минут полистать» или корпоративная газета.

Второй по важности пункт — цветность изделия. Красочные альбомы требуют более плотной бумаги в отличие от чёрно-белой книги. Давайте же разберём основные виды бумаг в контексте их применения.

Какие виды бумаг вообще есть?

Газетная

Все мы хоть раз держали в руках газету. Для их печати обычно используют бумагу, которая так и называется – газетная. Она тонкая, всего около 50–60 г, к тому же небелёная. Это и неудивительно – век газеты недолог.

Офсетная

Современные газеты чаще печатают на более хорошей, плотной и более белой офсетной бумаге. Ее еще называют бумагой для принтеров. Самая известная плотность – 80 г. Но бывают и другие: 90, 120, 160 г. Офсетную бумагу плотностью 160 г используют обычно для форзацев книг. Её достоинство — дешевизна. Однако не стоит печатать на такой бумаге большие плашки и плотные картинки, т.к. она не имеет мелованного слоя, и краска частично впитывается в толщу материала. В результате цвета немного «проваливаются». Ну и большое количество краски не даст полноценного высыхания, может происходить отмарывание.

Мелованные

Следующий шаг в познании бумажного мира — мелованные бумаги. Они могут иметь один или несколько мелованных слоев, в результате краска сквозь них не проваливается, и изображение остается ярким и сочным.

Такие бумаги изготавливаются разными плотностями, самые популярные — от 80 до 300 г. Но бывают и другие.

Эти бумаги уже различают на матовые и глянцевые, кроме того, бывает так, что бумагу делают с односторонним мелованием. Но чаще всё-таки с двух.

В зависимости от производителя бумаги могут отличаться белизной и пухлостью. Кстати, повышенный параметр пухлости может дать ложное ощущение, что бумага на самом деле плотнее, чем она есть. За счёт этого можно использовать более лёгкую бумагу, сделав изделие меньше весом.

Так, например, с середины прошлого года на российском рынке завоевала популярность китайская бумага плотностью 230 г, которая по пухлости практически равна 250 г. Но при этом дешевле. На российском рынке бумаги высокой пухлости представлены брендом Komi. Повторюсь, это позволяет экономить на весе и толщине многостраничных продуктов.

Каландрированные

Каландрированные и тем более высококаландрированные (язык сломаешь!) бумаги без покрытия не имеют мелованного слоя, но всё равно обладают очень высокой белизной и гладкостью. Выпускаются в самых разных плотностях, вплоть до 400 г.

Дизайнерские

Это вообще неисчерпаемая тема для разговоров, но нам важно понимать, что для обывателя значение имеет разница между теми бумагами, на которых можно печатать стандартными способами, и теми, на которых уже требуется шелкография или тиснение. О дизайнерских поговорим чуть ниже.

Картоны

Строго говоря, картон — не бумага. Но скажу и про него пару слов. В повседневной картине мира у вас может стоять выбор между картоном и бумагой всего лишь в нескольких случаях.

Если вы печатаете календари, то картон 300 г гарантированно лучше даже бумаги 400 г. Потому что картон жёстче, а значит, он отлично держит форму. Пакеты из картона 200 г точно так же прочнее, чем пакеты из бумаги 250 г. Ну и та же история с открытками и визитками. Нужно только помнить, что на сгибах картон ломается куда лучше бумаги, поэтому для изделий с бигами не забывайте делать ламинацию.

А что для чего нужно?

Вот мы и приехали к самому интересному. Для чего используются разные виды бумаг? Очевидно, что газетная — для газет. Да, тут я Капитан Очевидность. Но также её используют как писчую. Она существенно дешевле офсетной, желтее, и подходит для заметок.

Важно! Не используйте её в качестве экономии для печати на принтерах. Она довольно пыльная, может засорять барабан, а кроме того, чудесным образом застревать. Поскольку у принтеров есть как максимальный порог плотности бумаги, так и минимальный.

Офсетная подходит для современных корпоративных газет, большинства книг (особенно если они чёрно-белые) и каких-то ну совсем простеньких листовок или инструкций. В общем, для всего, что не требует какой-то прямо высококачественной цветопередачи.

Мелованная имеет самый широкий спектр применения. В первую очередь это цветные печатные издания. За счёт мелованного слоя краска почти не впитывается, и изображения остаются такими же яркими и сочными, как на экране. Плотность выбирается в зависимости от изделия, и здесь полную градацию я приводить не буду — она довольно обширна.

Полный гид по составлению технического задания для типографии есть в моём видеоуроке. Там подробно рассказан путь выбора материалов на проект в зависимости от условий клиента. И по шагам на реальных примерах из абстрактного запроса формируется грамотное ТЗ для типографии. К лекции прилагается памятка-шпаргалка, чтобы быстро вернуться к основным пунктам.

Каландрированные бумаги без покрытия востребованы при печати сертификатов, дипломов и грамот за счет того, что на них нет мелованного слоя, и поверхность листа сохраняет хорошую впитываемость чернил.

Мелованный слой затрудняет восприятие чернил ручки или печати — они попросту размазываются. Каландрированные бумаги без покрытия лишены этого недостатка.

Кроме того, отсутствие мелованного слоя позитивно сказывается на работе оборудования — мел его не портит. И бумагу не коробит

Примером такой бумаги может быть марка Color Copy. Лично я на ней отпечатала огромное количество тиражей, и она неизменно давала стабильный и отличный результат. Кроме того, она высокобелая и очень яркая. Она прекрасно воспринимает не только печать (хоть цифровую, хоть офсетную), но и тиснение.

Дизайнерские бумаги сейчас представлены, конечно, более узко, нежели 3 года назад, но всё же есть хороший выбор. У нас в стране есть три основных поставщика дизайнерской бумаги. Это Дубль В, Александр Браун и Берег. Именно на их веера ориентируется большинство типографий, когда предлагает нестандартные решения для своих клиентов. Есть еще Комус Полиграфические бумаги, но я бы его рассматривала скорее как посредника.

Итак, вы задумали крутой дизайн, и не знаете, на какой бумаге его печатать. В идеальном варианте стоит приехать к одному или всем трем поставщикам и попросить себе образцы бумаг.

Помните, что вам не нужны вообще все веера и варианты. Ограничьтесь теми бумагами, с которыми вы реально сможете поработать. Это могут быть бумаги для корпоративного стиля (они так и называются), а также самые распространенные варианты, которые почти всегда есть в запасе у большинства типографий.

К самым популярным относятся всевозможные металлизированные — например, Majestic/Stardream, бумаги с текстурой лён или молоток, а также специфические покрытия типа Plike или Touche Cover. Они тактильно приятные на ощупь, и за это любимы многими дизайнерами и клиентами.

Однако в условиях санкций большинство ранее распространённых бумаг были заменены китайскими аналогами, но на сайтах поставщиков по-прежнему висят описания даже к тем бумагам, которых нет в наличии. Именно поэтому имеет смысл выбирать бумагу не по сайту, а по реальному, актуальному вееру. Так вы будете уверены в том, что требуемая бумага есть в наличии в нужных цветах и вариантах плотности.

Как видите, спектр бумаг огромен, и ещё более широка сфера применения дизайнерских бумаг. Если вам актуален отдельный разбор на эту тему, ставьте реакции, пишите комментарии.

66
15 комментариев

Век живи, век учись)

2

ну правильно

Спасибо за статью
Мне бы хотелось хотя бы небольшого визуального сопровождения

1

Честно говоря, многие даже на ощупь не могут различить бумагу, а по фото они вообще многие на одно лицо...

этого да, не хватило

Хорошая статья, как дизайнер настольных игр знаю много нюансов. Например, как буклет правил на меловке (особенно глянец) жутко трещит, оставляет следы пальцев и на сгибе белые полосы образуются, краска трескается. С немеловкой такого нет, но и не такие яркие выходят материалы


И конечно обидно, когда заказчики думают, что составить ТЗ грамотное стоит 0 руб. Особенно из их "хз, не знаю даже ни количества, ни примера привести не могу", но уже дайте точную цену работ и цену печати...

А есть в вашем курсе пояснение сколько часов, какие уроки входят по темам, какой результат? Не хватило инфы, если честно

1

В моём уроке, который сам по себе (и есть ссылка в статье), есть полное пояснение, как пройти путь от «сколько стоит брошюрка» до полноценного составления ТЗ на неё. Я там разбираю на реальных примерах, от чего зависит не только ТЗ на печать, но даже и на дизайн, потому что очень часто нет смысла рисовать дорого-богато, если тираж, условно, три штуки, а бюджет три рубля.

А вот на полном курсе по вёрстке и допечатной подготовке есть и этот урок по составлению ТЗ, и уроки по работе в Adobe InDesign (наша цель — научиться сдавать в печать многостраничные издания: журналы, книги), и навыки работы с разными другими видами печати.

Подробнее про курс можно посмотреть на сайте https://pushinka.tb.ru, бесплатный вебинар ожидается уже 25 января. Если вам эта тема близка и интересна, подписывайтесь на мой телеграм-канал, там будет выходить вся актуальная информация: https://t.me/layout_to_designer