83% россиян получают хотя бы один спам-звонок в неделю
Какими предложениями атакуют спамеры и как бороться с нежелательными звонками.
В 2020 году проблема спам-звонков приобрела настолько всеобщий характер, что за её решение решило взяться российское правительство и создало для этого специальную рабочую группу. Помочь борьбе со спамом решили и в Федеральной службе исполнения наказаний. ФСИН запросила 3 млрд рублей на ликвидацию нелегальных колл-центров, расположенных в тюрьмах. По мнению чиновников ведомства, именно с таких переговорных пунктов чаще всего атакуют россиян нежелательными звонками.
Опрос россиян в возрасте от 18 до 55 лет в городах с населением более 100 тысяч человек, проведенный с помощью Яндекс.Взгляда, показал — с проблемой телефонного спама сталкивались абсолютно все респонденты.
Каждый второй россиянин жалуется на частые спам-звонки
48% опрошенных рассказали, что получают спам-звонки часто или очень часто (в 2019 году таких было 33%). 83% респондентов сталкивались с нежелательными звонками в течение последней недели (в 2019 таких было 64%).
40%
Участникам опроса, которые сталкивались с нежелательными звонками, предлагали оценить степень своего раздражения от этого по шкале от 1 до 5. Опрос показал, что уровень раздражения россиян из-за спам-звонков растёт — в 2020 году они выводят из себя уже 61% опрошенных (столько респондентов поставили оценку 5 из 5). В 2019 году таких было 55%.
Чаще всего респонденты сталкиваются со звонками с рекламой финансовых организаций, а также вызовами от роботов и автоинформаторов (по 69%), примерно половина опрошенных получала звонки от мошенников (54%) и продавцов услуг для здоровья (47%). Также часто россиянам поступают звонки с предложением услуг связи (46%).
По данным анонимизированной статистики приложения «Яндекс», в которое встроен определитель номера, за январь-октябрь 2020, доля звонков с неизвестных номеров составляет 55%. В прошлом году она составляла 50%.
Количество запросов в «Яндексе», связанных с выяснением номера («определитель номера», «кто звонил», «чей номер»), продолжает расти последние несколько лет. С января 2018 года по октябрь 2020 года доля таких обращений выросла втрое.
Как россияне борются со нежелательными звонками с неизвестных номеров
- 44% — блокируют/заносят в чёрный список номер телефона звонившего.
- 41% — не принимают никакие вызовы с незнакомых номеров.
- 25% — проверяют незнакомый номер в интернете.
- 22% — принимают вызов и дают собеседнику понять, что больше не хотят принимать от него звонки (например, кричат или просят удалить номер из базы).
- 16% — используют приложения с определителем номера.
- 7% — подключили услугу автоматического отклонения и блокировки нежелательных номеров у сотового оператора.
- 5% — подключили услугу определения номера у сотового оператора.
Только 12% опрошенных не применяют никаких способов борьбы с нежелательными звонками. При ответе на вопрос можно было выбрать несколько вариантов ответа, поэтому сумма всех вариантов превышает 100%.
Как ещё можно спастись от телефонного спама
В AppStore или Google Play можно найти много приложений с функцией определителя номеров. Функция определения номера есть и в приложении «Яндекс».
Преимущества автоматического определителя номера от «Яндекса»:
- Он бесплатный.
- Не нужно дополнительно ничего устанавливать — уже есть у всех пользователей приложения Яндекс.
- Не нужно обновлять базу, она обновляется автоматически через Яндекс.Справочник.
- Можно пожаловаться на нежелательный номер, если он не определился.
После скачивания приложения определитель номера можно включить через голосового помощника Алису, сказав «Алиса, включи определитель номера».