Дизайнерские бумаги и их особенности

Дизайнерских бумаг огромное множество, знать их все вряд ли представляется возможным, даже учитывая сужение рынка после 2022 года. Но всё же в статье постараюсь обзорно рассказать про самые популярные виды с примерами. Ну и немного обсудим ограничения по печати для таких бумаг. Ведь это, пожалуй, для дизайнера самая важная информация.

В прошлой статье я рассказывала про виды бумаг в принципе, если вам эта информация тоже актуальна, можно почитать. А пока — дизайнерка.

Давайте я её условно разделю на виды, которые мне удобно описывать, а не те, на которые её делят производители 😊

В статье будут бессовестно использованы фото бумаг с сайта их поставщика Дубль В. На самом деле основных поставщиков в России три: кроме Дубль В, это Александр Браун и Берег. Но поскольку в Дубль В я чаще всего заказывала бумаги, то и примеры буду брать с их сайта. Это вкусовщина чистой воды.

Цветные бумаги

Их ключевая особенность в том, что цвета на них могут (и будут) претерпевать искажения. Т.е. жёлтая краска на белой бумаге будет жёлтой (как ни парадоксально), а на красной приобретёт коричневатый оттенок. Именно поэтому при печати на цветных (и особенно тёмных) бумагах либо кладут под краску белила, либо печатают шелкографией. Потому что при этом способе печати наносится довольно плотный слой краски, и он не просвечивает.

Печать на цветных бумагах будет иметь определённые искажения вплоть до полной нечитаемости 
Печать на цветных бумагах будет иметь определённые искажения вплоть до полной нечитаемости 

Бумаги с тиснением

Это всевозможные фактурные материалы: с тиснением лён, молоток, яичная скорлупа и иже с ними. Их ключевая особенность — умение немного искажать напечатанные или оттиснённые элементы. В первую очередь, конечно, мелкие — текст, иконки, маленькие логотипы. Причина простая — краска (или фольга) наносится на рельеф. Эту особенность стоит в первую очередь учитывать в тех случаях, когда вы решили на визитке оттиснить герб России в размере 10х15 мм или напечатать на такой рельефной бумаге текст кеглем 5 pt. Также вас ждёт сюрприз при печати больших однородных плашек на рельефной бумаге. По эффекту это будет равносильно покраске газона. Конечно, общий цвет угадывается, но равномерное нанесение всё равно не получится.

Бумага с тиснением «лён»
Бумага с тиснением «лён»

Бумаги с (металлическими) вкраплениями

Любые вкрапления на бумаге будут давать вам незначительные искажения на печати (не путать с металлизированными в массе бумагами! О них ниже). Дело в том, что основные современные виды печати нацелены на закрепление краски в основном на впитывающей поверхности. Металл к ним не относится. И, соответственно, если какая-то буква или элемент дизайна при печати попадут на металлическую блестяшку на листе, они могут не отпечататься. Как это предусмотреть? Никак. Рандом. Просто делайте дизайн по тому же принципу, что и для бумаг с тиснением — используйте более крупные объекты, не мельчите.

Веер бумаг SUGAR. На фото видно, что есть вкрапления блёсток в текстуру бумаги. Именно они могут давать специфический эффект неполной пропечатки. Конкретно этой бумаги сейчас в продаже нет
Веер бумаг SUGAR. На фото видно, что есть вкрапления блёсток в текстуру бумаги. Именно они могут давать специфический эффект неполной пропечатки. Конкретно этой бумаги сейчас в продаже нет

Металлизированные бумаги

Технология их изготовления не такая, как у предыдущих, и если вся бумага блестит (Majestic, Stardream), то и отпечатанный дизайн на ней будет блестеть. Даже, скорее всего, плашки. Это очень прикольный эффект, и я рекомендую его использовать. Т.е. если вы напечатаете на металлизированной бумаге серый цвет, он будет выглядеть, как серебряный. Круто же? Я таким образом печатала даже открытки с драконами (12 лет назад, на прошлый год дракона) и внешне выглядело так, будто чешуя переливается. Шикарный эффект, рекомендую!

Majestic — восхитительная бумага, подходящая и для цифровой, и для офсетной печати. Согласитесь, даже на фото бумага выглядит и дорого, и богато!
Majestic — восхитительная бумага, подходящая и для цифровой, и для офсетной печати. Согласитесь, даже на фото бумага выглядит и дорого, и богато!

Кальки

Тоже относятся к дизайнерским бумагам, но их стоит использовать аккуратно. Во-первых, цифровая печать на них не всегда происходит так, как задумана. Бумагу может «вести», корёжить, и типографии не сильно любят такие проекты. Ну я так точно в своё время печать на кальках не любила 😊 А во-вторых, при офсетной печати (большим тиражом) калька частично пропитывается водой (это особенность технологии) и тоже возможна определённая волнистость итогового листа. В общем, печать на кальках лучше делать без сплошной запечатки — тупо текст и небольшие элементы дизайна (снежинки, звёздочки, цветочки — что-то простое).

Печать по кальке будет идеальна, если макет простой 
Печать по кальке будет идеальна, если макет простой 

Бумаги с прорезиненной поверхностью

Самый шикарный вариант в плане тактильных ощущений, но самый спорный по своим практическим характеристикам. Мы с вами говорим про Plike и Touche Cover (в современных реалиях Touch Paper). Из плюсов — совершенно очешуительные тактильные ощущения! Для сравнения, так может под пальцами ощущаться морда лошади или оленя — чистый бархат. Трогать можно часами, но! Но после ощупывания на поверхности останутся следы от пальцев. Увы и ах. Особенно это будет заметно на тёмных бумагах (чёрный, тёмно-синий, бордовый). Именно поэтому, если вы делаете проект с обложкой из такой бумаги, заказывайте индивидуальную упаковку. Цена вопроса невелика, но вы хотя бы сохраните изделие от липких пальцев.

Картинка крутая, но совершенно не передаёт тактильных ощущений :) 
Картинка крутая, но совершенно не передаёт тактильных ощущений :) 

Другая сторона такой бумаги — её капризность при печати. С одной стороны, вам как клиенту это может быть не сильно интересно, но стоит помнить, что большие плашки могут печататься с проплешинами. Даже если эта плашка — фон на небольшой визитке. В любом случае дизайнерские бумаги — это инструмент, с помощью которого в том числе мы хотим показать бренд, и поэтому нет смысла перекрывать всю поверхность бумаги. Дайте воздуха, чтобы этот бренд дышал.

И ещё. Бывает так, что нужна плашка, но печатать её на такой прорезиненной дизайнерке — дорого и к тому же результат непредсказуем. Вы можете напечатать ваш макет на обычной мелованной бумаге (будь то визитка или обложка книги), а заламинировать плёнкой soft touch. Большинство типографий предоставляют такую услугу, и это по цене выйдет ну прямо сильно дешевле, чем печатать на любой дизайнерке. Тем более на таче или плайке.

Что нельзя делать с дизайнерской бумагой?

Это отдельный пункт, на котором хочется сделать акцент. Я знаю, что некоторые любят ламинировать всё подряд «просто на всякий случай». И хотела бы предостеречь вас от этой пагубной практики в отношении дизайнерских бумаг. Если бумага будет с тиснением (рельефом), то, скорее всего, плёнка ламината на ней не закрепится должным образом. Вряд ли она просто отвалится. Скорее всего, с кусками напечатанного макета и выщипами рельефа.

Если же при этом выбрали бумагу с каким-то покрытием, то ламинация его просто скроет. И смысл переплаты за дорогую бумагу просто пропадёт. Тут стоит определиться: или дизайнерка, или ламинация.

Биговка (а тем более фальцовка!) плотных бумаг в обычном мире тоже может приводить к их травмам — такие материалы часто трескаются на сгибах. Поэтому не стоит использовать плотную (свыше 170 г) дизайнерскую бумагу для печати каких-то многостраничных изданий или изделий типа бумажных пакетов, где ожидается много сгибов и сложений.

Резюме

В целом я бы хотела подвести итог сегодняшней статье в таком ключе. Нельзя выбирать бумагу бездумно, типа, «мне вот эта нравится, и всё». Всегда нужно исходить из функции, которую вы заложили в продукт. Если вам важны тактильные ощущения, подбирайте сначала материал, а потом под него создавайте дизайн. Универсальный макет — это как сферический конь в вакууме. Все знают, что это возможно, но никто на самом деле не встречал. Работайте индивидуально с каждой задачей, и да пребудут с вами хорошие проекты и богатые клиенты!

1
3 комментария