Сотрудник украл бренд: что делать?

В нашей практике с завидным постоянством встречаются дела, когда сотрудник или партнер втихушку оформляет товарный знак на себя. Эти истории говорят нам о том, как важно заблаговременно позаботиться о защите своей интеллектуальной собственности. Хорошие отношения, к сожалению, не гарантируют, что все будет честно…

Сотрудник украл бренд: что делать?

В конце прошлого года в федеральное патентное бюро “Железно” обратился владелец барбершопа. Молодой человек рассказал, что его бизнесу уже больше 10 лет. Название придумано давно, постоянных посетителей много: со временем в городе появились целых три точки. А вот зарегистрировать товарный знак “руки все не доходили”. Пару лет назад владелец брадобрейной мастерской все-таки решил заняться этим вопросом. Оказалось, что название уже занято. Оставил все как есть. Через два года вернулся к решению проблемы, чтобы зарегистрировать хотя бы логотип. Но предварительная проверка показала, что буквально месяц назад в Роспатент была подана заявка с тождественным изобразительным элементом. В качестве заявителя он увидел имя своего сотрудника...

Как вернуть бренд на этапе регистрации

Ситуация грустная, но в случае, когда у вас пытаются украсть бренд, – самая благоприятная. Знак еще не зарегистрирован. Пока создана только заявка. Да, она дает приоритет тому, кто подал знак на регистрацию. Но Роспатент еще проводит экспертизы. Пока ведомство не вынесло положительное решение о регистрации, вы можете собрать доказательства, что начали использовать наименование раньше и остановить процесс регистрации вашего бренда на чужое имя.

Для этого подойдут:

  • договоры с подрядчиками, в которых упоминается товарный знак;
  • посты в социальных сетях;
  • отзывы от клиентов;
  • датированные рекламные материалы.

После этого можно оформить и направить в Роспатент возражение против регистрации товарного знака, ссылаясь на собранные доказательства. Чем больше фактов в вашу пользу, тем выше шансы, что в регистрации откажут.

В настоящее время наш клиент-барбер находится в стадии переговоров со своим сотрудником (уже бывшим). Договариваться в этом случае можно о двух вещах:

  • о смене заявителя на моменте рассмотрения заявки;
  • о сумме, за которую бывший коллега согласится продать знак своему руководителю после регистрации.

Риски, если руководитель барбершопа опять решит оставить все как есть, велики. В случае успешной регистрации бренда бывший сотрудник сможет предъявить претензию за использование товарного знака со штрафом до 5 млн. рублей.

Есть в нашей практике пример, когда знак удалось отстоять на этапе регистрации.

ООО “Завод минеральной воды и безалкогольных напитков” выпускает товары под брендом “Тагарский источник”. Такое название произошло от поселка, где расположено предприятие - Озеро Тагарское - и самого водоема рядом с ним. Руководству завода стало известно, что название их продукции регистрирует на себя некое ООО “Агро Актив”. Компания написала возражение против предоставления правовой охраны знаку конкурента. Основной аргумент - производство ООО “Агро Актив” расположено в Красноярске - далеко от минеральных источников. Эксперт Роспатента согласился возражением, и ООО “Агро Актив” получило отказ. После этого завод подал собственную заявку.

Как вернуть бренд после завершения регистрации

Если товарный знак уже зарегистрирован, отстоять свое право на него можно в Палате по патентным спорам. Это подразделение Роспатента. Процесс разрешения споров в Палате похож на судебный. В нем много этапов, а заканчивается все заседанием коллегии, которая и принимает решение. В этом случае лучше заручиться поддержкой юриста по интеллектуальным правам. Без опыта участия в подобных делах шансы на успех будут значительно ниже. Эксперт поможет собрать доказательства, правильно оформит документы, подаст заявление и будет представлять ваши интересы на заседании. Решение могут принять не сразу, а спустя несколько заседаний.

Случай из практики. Однажды к нам обратилась Юлия, дизайнер и основательница бренда одежды JENESAQ. Девушка успешно вела бизнес, пока не узнала, что исполнительный директор – ее партнер – подала заявку на регистрацию бренда в Роспатент на свое имя. Процесс регистрации удачно завершился, оспорить решение в Роспатенте было уже нельзя. Разбирательство шло в Палате по патентным спорам.

Мы представили следующие аргументы:

  • бывший исполнительный директор действовала недобросовестно, когда за спиной Юлии зарегистрировала бренд на себя. К тому же по партнерскому соглашению бренд должен был остаться у компании Юлии;
  • фирменное наименование компании – “Женесак” – появилось раньше, чем товарный знак, и уже обрело большую популярность;
  • бренд ассоциируется в первую очередь с Юлией и компанией “Женесак”, а не с бывшим директором фирмы;
  • наш основной аргумент – нарушение прав на фирменное наименование. В качестве доказательств мы приложили документы, подтверждающие реализацию товаров. В нашем случае это были договоры комиссии и отчеты комиссионеров о продажах.

Палата приняла решение в нашу пользу и прекратила охрану товарного знака. Позже мы подали заявку и успешно зарегистрировали комбинированный товарный знак JENESAQ (слово+картинка) на компанию Юлии.

Доверяй, но охраняй

Помните, что никакие хорошие отношения с партнерами и сотрудниками не гарантируют вам, что все будет честно. К сожалению, интеллектуальная собственность и ее защита – сегодня не первоочередная задача для предпринимателя. Всегда есть что-то важнее: наладить сбыт, организовать доставку, закупить расходники, запустить рекламу… Но на все это деньги будут потрачены зря, если “друг”, “партнер”, “коллега” вдруг решит оформить товарный знак на себя.

Моральные принципы, устные договоренности и приятельские отношения - иллюзорные вещи. Аннулировать чужие бренды и вести судебные тяжбы - трудоемко и очень затратно. Этого можно избежать, если вовремя подать заявку на регистрацию товарного знака. Так вы защитите свой бизнес, а бренд не достанется бывшим партнерам.

Федеральное патентное бюро «Железно» поможет зарегистрировать товарный знак в максимально короткие сроки. Свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в нашем блоге.

14
4 комментария

Как будто тут не просто защитой товарного знака, а мошенничеством с авторскими правами / интеллектуальной собственностью попахивает?! Ни за что сотрудника к уголовке притянуть нельзя что ли?

1

К сожалению, нет. Даже патентные тролли сегодня на законных основаниях свое темное дело делают. В таких ситуациях никого кроме владельцев бизнеса винить (и жалеть) не приходится. Не позаботился вовремя о защите товарного знака - будь готов к любому раскладу(

Владелец барбершопа сам себя наказал. Это делают в первую очередь, после того как точка стала приносить нормальную прибыль. Ни для кого не секрет, что все барберы работают в черную или через с/з, поэтому терпения ему. Ведь большинство логотипов делают в бесплатных сервисах.

К сожалению, так и есть( Очень многие предприниматели не осознают в полной мере значимость защиты своего товарного знака. Приходится учиться на своих ошибках...

1