Гости затопили квартиру, разбили телевизор и заселились с кошкой: как посуточникам защититься от неадекватных жильцов

В сфере посуточной аренды гости могут меняться хоть каждый день, и часто они оставляют после себя сломанные рейки кровати, разбитые телевизоры и поцарапанные полы. Одним арендодателям приходится покупать новые вещи и делать ремонт в квартире на свои средства, а другие взыскивают компенсацию с жильцов, так как заключили с ними договор. Делюсь историями посуточников, чтобы вы больше не теряли деньги.

Гости затопили квартиру, разбили телевизор и заселились с кошкой: как посуточникам защититься от неадекватных жильцов

Привет! Это Сергей Гребеножко, CEO OkiDoki — сервиса для подписания цифровых документов. Примерно 80% арендодателей не заключают договоры, когда сдают квартиру посуточно, потому что заселяют гостей дистанционно и не могут подписать бумажные документы. В лучшем случае собственники запросят залог и фото паспорта в WhatsApp, но это всё равно не гарантирует, что жильцы не разнесут квартиру. На четырех реальных примерах рассказываю, как арендодатели защищают себя от неадекватных клиентов и какие ошибки допускают.

История №1. Молодежь разнесла коттедж на 800 тысяч рублей, но компенсацию выплатили до претензии и суда

Собственница сдала коттедж молодым ребятам и заключила с ними договор. В тексте прописала условия проживания: бережно относиться к имуществу и не устраивать шумные мероприятия, но гости наплевали на правила и организовали вечеринку. Как итог — сломанная мебель и жалобы соседей.

В час ночи соседи позвонили хозяйке. Она приехала в коттедж и попросила гостей выселиться, но они не отреагировали. Дело даже дошло до того, что арендаторы толкнули хозяйку, и она упала в канаву — к материальному ущербу прибавился еще и моральный вред. Приехала полиция, но даже она не могла выселить гостей, и молодежь уехала только на следующий день.

Хозяйка оценила ущерб примерно в 800 тысяч рублей. У ребят таких денег не было, поэтому собственница связалась с их родителями. Конфликт решили еще до претензии: договорились, что гости выплатят хозяйке компенсацию в размере 500–600 тысяч рублей.

Гости затопили квартиру, разбили телевизор и заселились с кошкой: как посуточникам защититься от неадекватных жильцов

Что взять на заметку. По закону арендодатель не может выселить гостей без предварительного уведомления, даже если они заключили договор. Зато чаще всего соглашение помогает добиться компенсации за ущерб без суда и даже претензии.

Обычно гости понимают, что есть договор и суд в любом случае встанет на сторону собственника, а значит, придется оплачивать всю сумму ущерба. Людям выгоднее согласовать компенсацию в меньшем размере, который устроит обе стороны. А если арендодатель не заключает договор с гостями, люди могут просто слиться и не вернуть деньги.

История №2. Субарендатор не заключил договор с гостем и сам возмещал ущерб соседям после залива квартир

Примерно 80% посуточников заселяют гостей не в свои квартиры, а берут помещения в субаренду на долгий срок и пересдают жильцам. Обычно посредники заключают договор с собственниками недвижимости, но не подписывают соглашение с арендаторами и потом разгребают последствия.

Например, гость закурил в туалете и выкинул сигарету в урну, где лежала бумага. Она загорелась, ведро расплавилось, а за ним и пластиковые трубы водопровода. В итоге вместо пожара случился потоп, и вода залила квартиры на пяти нижних этажах.

Соседи прислали претензии хозяину квартиры, а он перенаправил их субарендатору, потому что по договору именно он отвечает за имущество. Посредник не заключил соглашение с гостем, поэтому не мог ничего ему предъявить и пришлось выплачивать компенсацию самому.

Что взять на заметку. Если сдаете квартиру в субаренду, заключайте договор не только с собственником, но и с гостями. Так проще решать трешовые ситуации и взыскивать деньги с жильца, если он нанес ущерб имуществу.

Без соглашения доказать вину гостя тоже можно, но это сложный процесс: надо взять выписку из банка о переводе денег за бронь, сделать скрины переписки. И даже тогда проблематично подтвердить, что именно арендатор бросил сигарету в урну.

История №3. Гости разбили телевизор и отказались платить, но арендодатель взыскал деньги без претензии и суда

Арендодатель сдал квартиру через Суточно.ру и заключил с очередными гостями цифровой договор. На входе в помещение есть камера, которая записывает, кто и в какое время в нем находится. После того как жильцы съехали, арендодатель обнаружил, что они разбили телевизор.

Гости повредили матрицу телевизора, и на экране пошли полосы 
Гости повредили матрицу телевизора, и на экране пошли полосы 

На площадке действует программа страхования квартир, но оказалось, что она слетела в личном кабинете из-за технического сбоя, поэтому сервис не мог помочь, и арендодатель позвонил гостю.

Сначала жильцы отказались оплачивать новый телевизор. Тогда арендодатель объяснил, что направит претензию, а потом сможет взыскать деньги и расходы на юристов через суд. Гости перевели 13 тысяч рублей на новый телевизор в течение 10 минут после разговора, так как есть договор и запись с камеры.

Что взять на заметку. С небольшой суммой ущерба невыгодно идти в суд: даже если потом взыскать с гостя расходы на юристов, процесс всё равно займет ваше личное время. Но сама возможность, что арендодатель подаст иск на основании договора, обычно мотивирует жильцов решить вопрос без суда.

Арендодатель может установить в квартире камеру для безопасности, но с этим надо быть осторожнее. Нужно предупредить гостей, что в помещении ведется видеонаблюдение, а записывающие устройства лучше установить только на входе в квартиру, иначе это нарушит право гостей на неприкосновенность частной жизни и арендодателя могут привлечь к уголовной ответственности.

История №4. Кошка арендаторов разодрала диван, и гости выплатили штраф по договору

Молодая пара сняла жилье через Авито. Арендодатель заключил с гостями договор и прописал в нем, что в квартиру нельзя заселяться с животными. Причем в соглашении была указана санкция за нарушение правила — штраф по цене новых вещей, которые кошка или собака испортят.

Гости не обратили внимание на условия проживания и заселились в квартиру с кошкой. Она поцарапала диван, и сдавать жилье следующим гостям в таком виде стало невозможно. У арендодателя был договор, поэтому он связался с жильцами, и те выплатили деньги за ущерб.

Гости затопили квартиру, разбили телевизор и заселились с кошкой: как посуточникам защититься от неадекватных жильцов

Что взять на заметку. Если вы запрещаете арендаторам заселяться с домашними животными, прописывайте такое правило в договоре. Это поможет дисциплинировать жильцов, а при нарушении условий — взыскать компенсацию.

Как составить и заключить договор аренды квартиры без заморочек

К договору обращаются, когда у людей возникает спор, но все ситуации невозможно предусмотреть заранее. В документ важно включить правила проживания и условия возврата депозита, а остальные пункты арендодатель может добавлять на свое усмотрение, если у него уже был негативный опыт. Например, чтобы гости не зажигали ароматические свечи или не двигали мебель.

Обычно гости не читают весь договор, зато он помогает держать их в тонусе: если человек подписал документ и взял на себя ответственность за имущество, это его дисциплинирует. Скорее всего, арендатор десять раз подумает, прежде чем закурить в туалете или заселиться в квартиру с кошкой.

У посуточников гости меняются практически каждый день, поэтому лучше переходить на цифровые договоры. Тогда не придется лично подписывать документы и хранить бумажные экземпляры. Например, в сервисе OkiDoki можно составить договор по готовым шаблонам, добавить данные и отправить клиенту ссылку для подписи. Гостю останется заполнить поля, указать номер телефона и ввести код из СМС.

Посмотрите <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Frutube.ru%2Fvideo%2F96c077e18c755f27ce1596f54aa88849%2F%3Ft%3D0&postId=1772610" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">наш видеоурок</a> о том, как работать с шаблоном и заполнять поля с основной информацией 
Посмотрите наш видеоурок о том, как работать с шаблоном и заполнять поля с основной информацией 

Готовые шаблоны можно редактировать и добавлять в них свои условия. Если переживаете, что новые пункты нарушают закон, можете заказать у нас юридическую консультацию. Специалист проверит текст документа и подскажет, какие положения лучше убрать.

Если вы хотите запросить у клиента копию паспорта, ее не нужно пересылать через WhatsApp или другие мессенджеры: гость может прикрепить фото прямо в сервисе OkiDoki при подписании договора, и документ сохранится в формате PDF.

В OkiDoki 350 тысяч подписанных договоров, но ни один наш клиент еще не решал спорные ситуации в суде. Обычно арендодателю достаточно сделать экспертизу и оценить ущерб, направить претензию с требованием его возместить, и гость соглашается выплатить компенсацию.

У посуточников обычно много треш-историй. А вы с такими ситуациями сталкивались? Поделитесь в комментариях ↓

23
2
29 комментариев

Поражаюсь людям, которым настолько пофиг, что они оставляют после себя в квартире. Я живу в съёмной и ору на друзей, даже когда они малюсенькую царапину на обоях оставляют)))

3

Я живу в съёмной и ору на друзейПроблемы съемщиков...

Вот вы цените чужое имущество, а бывают такие, что заходишь в свою квартиру, а такое ощущение, что дверью ошибся. Это же все идет с детства, к чему приучили, то и получили.

Зачем ваши друзья царапают обои?

История с горящим ведром, которое расплавило трубы - придуманная. Расплавиться трубы могли, только если они были без воды. Но тогда не было бы и потопа.

Пруф - гуглите видео "пластиковый стаканчик с водой на газовой горелке". Пока полностью вода не испарится, стаканчик остается целым - кипящая вода забирает тепло и не дает температуре стакана подняться выше 100 градусов Цельсия.

2

Могла расплавится труба слива. Она обычно пустая, но когда пошла вода, она вытекла не туда.

Вода в трубах под давлением вообще-то… Вы наверное не пробовали вскипятить воду в полиэтиленовом пакете) я пробовал))