Как и зачем создаются версии известных духов, как определить качество аромата и распознать подделку
В мозге человека примерно 5 млн обонятельных рецепторов. У животных их гораздо больше. Например, у собак, – 300 млн. Они способны ощущать запахи до 100 тысяч раз лучше человека. И хотя для человека обоняние имеет прикладное значение, например, определить по запаху пригодность продукта в пищу, все же роль ароматов для нас больше социальная.
Запахи связаны с эмоциями и памятью и создают глубокие ассоциации и культурные связи. Например, аромат блюда может вызвать воспоминания о детстве, месте, человеке или событии. Запахи дополняют нашу картину мира и неразрывны с текущим контекстом действительности.
И все же запах – объект материальный, а значит поддается измерению и управлению. Этот простой вывод стал отправной точкой развития мировой парфюмерной индустрии, которая в 21 веке оценивается в 40 млрд долларов. По оценкам аналитиков рынка, с 2022 по 2025 гг. среднегодовой темп роста (CAGR) составлял 6%. В числе глобальных трендов – повышение интереса потребителей к нишевым и экологически чистым парфюмам, ароматам унисекс.
Российский рынок парфюмерии в 2022 году оценивался в 3,9 млрд долларов, а темпы роста превышали мировые – до 8-10% ежегодно. Отечественные потребители предпочитают качественные и уникальные парфюмерные продукты, а также ностальгируют по «старым» брендам.
О том, как и зачем создаются версии известных ароматов, что такое парфюмерный «дюп», как определить качество парфюма и распознать подделку мне рассказал Александр Петров, эксперт парфюмерного бизнеса, руководитель международной парфюмерной компании GAMMA D’ORO
Потребители знают, что духи, туалетная и парфюмерная вода – не одно и то же. В чем различия этих продуктов с профессиональной точки зрения?
Профессионал смотрит на парфюм, прежде всего, с технологической точки зрения. Важнейший критерий оценки – концентрация ароматических веществ в продукте.
Духи, по сути, это концентрат аромата. Они более стойкие и глубокие за счет большой доли ароматических масел – от 15% до 30%. Многослойная композиция духов раскрывается медленно и постепенно. Поэтому запах духов держится на коже до суток. Духи – лучший выбор для вечерних мероприятий и особых случаев.
Парфюмерная вода – что-то среднее между духами и туалетной водой. Вдвое меньше концентрация масел, стойкость запаха до 4-6 часов. Больше подходит для повседневного использования, офиса и романтических встреч.
Для туалетной воды характерна низкая концентрация ароматических масел — от 5% до 15%. Аромат у нее легкий и не стойкий - звучит примерно 2-4 часа. Туалетная вода – спутница дня и лучше всего подходит для теплого времени года.
Есть еще немного забытый «Old School» парфюм – одеколон. В нем еще меньше масел – 2-4%. Его аромат не доминирует, держится на коже около 2 часов и подходит для использования после душа и в течение дня.
Духи по мотивам известных брендов все больше захватывают рынок. Почему? Что привлекает людей, кроме более низкой цены?
Соглашусь, что популярность парфюмерных продуктов по мотивам известных брендов растет. Прежде всего потому, что реплики ароматов стали более качественными. Они заимствуют дизайн и главные ноты исходных композиций без ущерба для ольфакторного качества, то есть воспринимаемого обонятельным анализатором мозга. При этом цена «мотивов» демократичнее оригиналов.
Эта тенденция также отражает стремление людей к разумному потреблению и поддерживает тренд на отказ от роскоши. Согласно открытым данным, в мире за прошедшие два года число активных покупателей предметов роскоши сократилось на 50 млн человек – на 12% от их общего числа. Преимущественно – за счет молодежи, которая предпочитает тратить деньги на впечатления.
Законно ли производить и продавать дубликаты брендовых ароматов?
На профессиональном сленге официальный законный дубликат оригинального аромата называется «дюп». Этот бюджетный двойник предоставляет потребителю изысканный аромат по приемлемой цене. При этом «дюп» не является клоном исходного аромата, а предлагает его интерпретацию, свое уникальное прочтение. «Дюп» может быть как субъективно идентичным оригиналу, так и кавером с неожиданной аранжировкой.
Сходство ароматических нот в парфюмерных продуктах разных производителей не делает их копиями друг друга. Звучание аромата одного и того же цветка может отличаться в зависимости от композиции. Так же, как использование семи нот не означает, что все музыкальные произведения, кроме первого, являются копиями или подделками. У ароматов много сложных и многообразных слагаемых, благодаря которым он обретает уникальность, неповторимый характер и баланс.
Мода на «дюпы» зародилась и выросла во Франции как запрос рынка «снизу» вопреки сопротивлению крупных игроков парфюмерного рынка. Этому способствовало законодательство страны в области интеллектуальной собственности. Так, под защиту авторских прав во Франции подпадает не аромат, а конкретная формула. Поэтому ее интерпретации признаются законными. «Дюпы» ослабили стратегию добавленной стоимости крупных брендов, при которой большая доля цены парфюма для конечного потребителя приходится на маркетинг и рекламу, а не на ингредиенты и производство.
Мировое бьюти-сообщество поддержало «дюпы», потому что они позволяют прогрессировать рынку и парфюмерному искусству. Мировая правовая система также признала законность и этичность производства и продажи «дюпов».
Как производители «дюпов» выбирают направления и конкретные брендовые продукты для дублирования?
Все решают потребители. Они «голосуют» своим выбором в пользу тех или иных продуктов, сообщая рынку о своих предпочтениях. Этой информацией пользуются все игроки рынка, включая производителей «дюпов». Например, в нашей компании парфюмерная команда сначала изучает, какие запахи находятся на пике популярности, какие ноты и аккорды привлекают внимание публики. Затем идет этап подбора ингредиентов. Его цель – не подражание, а творчество. Парфюмеры балансируют между исходными аромапрофилями и поиском индивидуальных оттенков новых ароматов. Ключевой момент в производстве «дюпа» – разработка технического задания, в котором фиксируется пирамида будущего аромата. Оно служит «скелетом», на который парфюмеры наслаивают свой уникальный дизайн.
«Дюпы» – это люксовые копии или реплики духов?
«Дюпы» – это законные копии. Они могут быть разного уровня – от люкса до эконом. Производители «дюпов» работают в правовом поле и предоставляют потребителям полную и точную информацию о составе и происхождении своей продукции, в т.ч. серийные номера, сертификаты соответствия международным стандартам качества и т.д. Если продукт не имеет этих сведений на упаковке, то вероятнее всего это подделка, которую не стоит покупать.
Люксовая копия духов – это элитный лицензированный парфюмерный «дюп» высокого качества с точки зрения ингредиентов и производства. Его производство возможно только на крупных специализированных предприятиях, которые придерживаются строгих стандартов на всех этапах технологического процесса – от закупки ингредиентов до оформления флакона. В профессиональной среде принято разделение таких производств на две группы. К первой, по счету и качеству, относятся заводы, расположенные во Франции, Турции и ОАЭ. Ко второй – заводы, находящиеся в Китае.
Реплика – это аналог аромата, претендующий на оригинальность. От лицензированной люксовой копии реплика отличается не только стоимостью – она ниже. Также у нее нет брендовой идентификации, например, логотипа бренда «дюп»-производителя и сертификата подлинности. В отличие от люксовых копий с изысканными флаконами и уникальными наклейками, реплики продаются в упрощенных упаковках, а также не гарантируют потребителям качество и сходство с исходным ароматом.
В отличие от реплик, законные «дюп»-продукты упаковываются в оригинальные флаконы и коробки, что подчеркивает их уникальность и самобытность.
Почти в каждом ТЦ есть магазинчики или «островки» в парфюмом. Очень часто в них представлена продукция производства Турции или ОАЭ. Это тоже «дюпы»?
Если у представленных в ТЦ ароматов есть документы, подтверждающие их законное производство, то да. В целом Турция и ОАЭ знамениты своим вкладом в высокое парфюмерное искусство и производство ароматов «по мотивам». Турция специализируется на воссоздании запахов популярных европейских брендов, а Объединенные Арабские Эмираты – преимущественно на арабских и международных. Ароматы турецкого производства демократичнее по цене, более легкие и разнообразные. Парфюм из ОАЭ претендует на роскошь. Ценовой диапазон выше по сравнению с Турцией, но доступнее фирменных «изданий».
Как понять, качественный парфюм или нет?
Выбирая парфюм, человек имеет определенные ожидания. Чтобы вместо радости не испытать разочарование, стоит перед покупкой обратить внимание на следующие характеристики премиальных аналогов: штрих-код, серийный номер, дополнительная упаковка, сведения о составе, а также Fl. oz.
Штрих-код – это индикатор подлинности. Его первые цифры указывают на страну-производителя. Например, повод отказаться от покупки, если продукт маркирован как французский, а штрих-код указывает на другую страну.
Серийный номер – это «паспорт», который говорит об уникальности, подтверждает подлинность и позволяет проследить историю продукта. Серийный номер может включать цифры и буквы, быть отпечатанным на стеклянном дне флакона или прозрачной наклейке, совпадать с номером на картонной коробке продукта. В частности, люксовые копии парфюма всегда имеют уникальный серийный номер, который можно проверить. Рядом с серийным номером размещают данные о типе продукта, например, духи или туалетная вода, а также объеме флакона и др.
Дополнительная упаковка – один из надежных признаков качественного продукта. «Изготовители» подделок не могут качественно воспроизвести упаковку по техническим и финансовым причинам. Добросовестные производители заботятся о сохранности продукта и продумывают детали упаковки. Внутри основной коробки они помещают картонную или пластиковую вставку, которая идеально соответствует форме флакона и надежно фиксирует его внутри.
Наличие сведений на упаковке – это показатель ответственности и профессионализма производителя. Они должны включать название компании, страну происхождения, контактную информации, по которой потребитель может связаться с производителем при возникновении вопросов или проблем. Также на упаковке должны быть указаны срок годности и химический состав продукта. Последний пункт важен для людей с аллергией или чувствительной кожей.
Надпись Fl. oz. на коробках парфюма – это сокращение от «fluid ounce». Речь о жидкой унции – мерной единице, принятой в англоязычных странах. В одной жидкой унции примерно 29,57 мл по системе США и около 28,41 мл – Великобритании. Объем большинства парфюмерных изделий зарубежного производства указывается на упаковках в стандартных размерах: от маленьких флаконов объемом 0.5 fl. oz. (около 15 мл) до относительно больших в 3 fl. oz. (примерно 90 мл) и более. Знание этих параметров позволяет покупателям правильно оценить соотношение цены и количества продукта.
Существует миф, что если объем флакона духов указан в жидких унциях, то аромат будет более стойким. В действительности это заблуждение, потому что стойкость аромата зависит не от единиц измерения, а концентрации ароматических веществ. Возможно, причина рождения мифа в том, что потребители замечали закономерность между наличием fl. oz. и качеством продукта. Этому есть логическое объяснение – на каком-то этапе развития рынка маркировка fl. oz. действительно могла отличать оригинал от подделки.
Как правильно наносить парфюм?
Главные места нанесения парфюма – точки пульсации, волосы, одежда. Парфюм лучше раскрывается на теплом теле, особенно на точках пульсации – запястьях, шее, за ушами, сгибе локтя. В этих местах аромат звучит ярче для создавая более глубокий шлейф. Легкое «облачное» распыление парфюма на волосы будет поддерживать ауру аромата в течение всего дня. Если у человека чувствительная кожа, то можно наносить аромат на одежду. Стоит предварительно проверить на незаметном участке вещи, не оставляет ли парфюм следов на ткани.
Лайфхак для продления стойкости аромата на теле – не распыляйте слишком много аромата – достаточно одного-двух нажатий, распыляйте парфюм на расстоянии 15-20 см от желаемой поверхности – так он распределится деликатнее и равномернее, не растирайте, чтобы механически не разрушить молекулы аромата, дайте парфюму высохнуть естественным образом.