«Госдума запрещает иностранные слова»: что происходит на самом деле и к каким штрафам готовиться предпринимателям

«FixPrice, Coffix, One Price Coffee исчезнут в России. В Госдуме приняли новый законопроект — теперь всё должно быть на русском языке» — такие новости разлетелись вчера по крупным ТГ-каналам.
Давайте разберемся, к чему реально готовиться тем, кто использует в своем бизнесе иностранные слова для названий компаний и товаров, в онлайн и оффлайн рекламе.

Такие новости — правда или не совсем?

Меня зовут Алексей Башук, я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151, автор книги о защите интеллектуальных прав «Своровали? Накажи» и ТГ-канала «Клуб правообладателей».

На самом деле история с запретом латиницы не нова. Я рассказывал об этом на VC месяц назад, а в своем ТГ-канале писал про это еще в прошлом году, чтобы у всех было время подготовиться и не попасть на новые штрафы:

Сегодня расскажу, что нового появилось по этой теме и чего действительно стоит ждать дальше. Но сначала — короткая предыстория.

Откуда взялась история с запретом латиницы в рекламе и на вывесках

Первый такой законопроект появился в конце 2022 года. Его авторы считали, что этот закон поможет защитить русский язык и ограничить использование англицизмов в рекламе.

В 2023 году появился второй законопроект, а параллельно рассматривался третий. Изменения должны были затронуть сразу несколько законов — «О государственном языке РФ», «О рекламе» и ряд других. Но ни в 2023, ни в 2024 году закон в силу не вступил.

А вот в конце 2024 года история резко стала набирать обороты.

Началось всё с того, что несколько регионов приняли такие поправки в своё региональное законодательство — Краснодар, Саратов и Ярославль. Там уже запрещено просто так брать и вешать англоязычные вывески

В январе 2025 спикер Госдумы Вячеслав Володин сообщил о рассмотрении нового закона в «приоритетном порядке». Я рассказывал на VC, что это значит на практике и как дальше будут развиваться события.

Так и получилось. Буквально за месяц закон, висевший почти год без движения, был принят в первом чтении.

Карта движения законопроекта на сайте Госдумы
Карта движения законопроекта на сайте Госдумы

Штрафы до 500 000 рублей: чем может грозить принятие нового закона

В одной из редакций законопроект предусматривал внесение изменений в закон «О рекламе». Мол, нельзя будет использовать «некириллические алфавиты» в рекламе и на вывесках.

Под действие этого закона попадают абсолютно все предприниматели и компании, вся реклама на улице и в интернете. И есть у этого закона одна особенность — штрафы.

Ответственность за нарушение закона «О рекламе» для юрлиц — от 100 до 500 тысяч рублей (ст. 14.3 КоАП РФ).

Получается, когда в закон «О рекламе» внесут поправки о запрете латиницы, штрафы привяжут именно к этой статье.

Исключение из новых правил — для владельцев товарных знаков

В качестве товарных знаков («торговых марок») в Роспатенте регистрируют названия компаний и товаров, логотипы, слоганы, имена и домены.

Подробнее про товарные знаки, что это такое и зачем они нужны, я рассказывал в отдельной статье на VC.

В новом законе будет важное исключение: владельцам товарных знаков можно будет продолжать использовать свои бренды, даже если это бренд на английском или каком-то еще языке.

Вопреки бредням, расползающимся в интернете, в новом законе нет речи о том, чтобы аннулировать существующие знаки на английском языке или запретить подавать новые заявки на английском.

Продолжать использовать можно, подавать новые заявки тоже можно.

Нюанс только в том, что закон не предусматривает исключений для тех, у кого знак в Роспатенте еще не зарегистрирован.

Если на момент вступления закона в силу у компании на руках будет только поданная в Роспатент заявка, по которой решения еще нет — использовать такое название будет нельзя.

Какие вопросы еще есть к новому закону и когда его примут

Текущая версия законопроекта еще не финальная. Вот основные темы для обсуждения в следующем чтении:

  • как именно поправки будут распространяться на обозначения, используемые в коммерции
  • в какой редакции в итоге изменения затронут закон «О рекламе»
  • к чему обяжут бизнес новые поправки в части закона «О защите прав потребителей»
  • как поправки закона затронут законодательство о СМИ

Новый закон двигается быстро. По информации с сайта Госдумы эти поправки должны быть представлены буквально через две недели, 25 февраля.

Судя по всему этим летом закон уже примут.

Однако, скажу прямо, у всех читателей этого закона остается один большой вопрос…

А какие слова вообще считать русскими?

«Коворкинг», «онлайн» и «дисконт» — это русские слова с точки зрения будущего закона, или нет?

В одной из редакций законопроекта речь шла о запрете «некириллических алфавитов». Казалось бы, написал слово кириллицей — и всё, этого достаточно.

С другой стороны, если погрузиться в документы нового законопроекта, можно увидеть две очень интересные вещи:

  • рекомендации Комитета по культуре об «определении соответствия слова нормам государственного языка по утвержденным нормативным словарям и справочникам»
  • рекомендация Госдумы к Правительству о проработке плана-график ввода в эксплуатацию Национального словарного фонда

Получается, что положения нового законопроекта в плане защиты русского языка могут оказаться еще более сильными, чем казалось на первый взгляд.

Тут вопрос уже будет стоять не просто о том, кириллицей написано слово или нет. Тут уже будет идти речь о соответствии слова установленным законом словарям.

Как подготовиться к изменениям, чтобы не попасть на штрафы

Что делать бизнесу с англоязычными названиями? Есть два варианта.

Первый: заменить иностранные слова на русские. Например, вместо "sale" написать «скидка». Скорее всего, клиенты даже не заметят разницы.

Этот вариант подойдет для слов, которые используются в рекламе, но не являются названием бренда.

Второй: если конкретное название бренда для вас важно и вы не хотите его менять – зарегистрируйте его как товарный знак. Тогда вы попадете в зону исключений из этого закона.

Да и в целом, если вкладываете силы и деньги в развитие бренда, стоит сделать так, чтобы юридически этот бренд принадлежал вам, а не кому-то другому.

Если же название для вас не так важно и вы готовы сменить его на русское — так тоже можно.

Только при смене названия проверьте, не является ли «ваше» название чужим давно зарегистрированным знаком.

Всё-таки у нас в стране уже больше 900 000 знаков, и каждый год появляется еще 140-150 тысяч. Попасть на чужой знак легко, а ответственность за нарушение прав — до пяти миллионов рублей, а иногда и больше.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.

Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам Роспатента, разобраться с регистрацией товарного знака или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf

Если в принципе тема нематериальных активов «ваша» — у меня есть телеграм-канал «Клуб правообладателей».

Там мои заметки для предпринимателей и авторов. Как грамотно пользоваться авторскими правами, товарными знаками и патентами — чтобы зарабатывать деньги и не терять их на компенсациях и штрафах. Заходите, если вдруг еще не видели:

Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах».

Как говорится, без смс и регистраций собрал просто в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.

14
2
3
1
1
1
16 комментариев