Мышление предпринимателя: эволюция от посевной стадии до среднего бизнеса
Cооснователь и генеральный директор образовательной компании «Нетология-групп» Максим Спиридонов — о том, как по мере развития бизнеса меняется поведение предпринимателя и его взгляды на продукт, сотрудников, клиентов, маркетинг и управление.
Я занимаюсь бизнесом порядка 20 лет и за это время успел основать более десятка проектов. Я проходил все фазы предпринимательского цикла: от поиска идей через пивоты и вложение личных денег до привлечения раундов венчурных инвестиций, продажи проекта стратегическому инвестору и приличных по объему кэшаутов.
Как и многие в рунете, я пришел в свое дело спонтанно, почти без представлений о том, что такое быть предпринимателем. На собственных ошибках я учился руководить микробизнесами, бурно растущими стартапами, малыми бизнесами. Сейчас я генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп». Мы прибыльный проект, у нас более 150 сотрудников в штате и несколько сотен миллионов рублей годового оборота.
Когда начинающие предприниматели обращаются ко мне за советом или предлагают стать ментором их стартапа, я часто узнаю в них себя много лет назад. Я задался вопросом: в чем наше отличие? Почему молодые руководители допускают ошибки, наивности которых через пару лет удивляются сами? Считаю, что дело тут в полноте картины мира — в том, насколько предприниматель осознает все компоненты, формирующие контекст бизнеса, и насколько ему понятны связи между этими компонентами.
Я написал эту статью, основываясь на опыте развития нескольких проектов (во многом на опыте «Нетологии», выросшей до «Нетологии-групп»), и с учетом опыта пары сотен предпринимателей, с которыми мне удалось побеседовать в режиме интервью. Опишу этапы развития предпринимательского сознания и ментальные установки, которые им обычно соответствуют.
Seed-стадия
Положение вещей: есть идея, которая тебя увлекает; есть ресурсы, чтобы сделать MVP; есть небольшая команда, работающая за интерес или небольшие деньги.
Атмосфера: бьющий через край энтузиазм.
Инсайты предпринимателя: оказывается, я могу заниматься бизнесом!
Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел
Стартап ранней фазы
Положение вещей: продукт вышел на рынок, получена первая критика от клиентов. Вопреки ожиданиям нет взрывного роста. К счастью, есть некоторый интерес к продукту.
Атмосфера: сперва недоумение, потом — удвоение энергии.
Инсайты: нужны коррективы в продукте и системный маркетинг.
Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел
Растущий малый бизнес
Положение вещей: продукт первично доказал свою затребованность; команда выросла до 20-50 человек; бизнес стал прибыльным, либо привлек инвестиции для того, чтобы при масштабировании показать рост.
Атмосфера: радость и гордость
Инсайты: Я самый крутой предприниматель планеты!
Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел
Средний бизнес
Положение вещей: занята определенная доля рынка; построена стабильная операционная инфраструктура для развития; в компании работает более 100 человек, годовой оборот превысил 200-300 миллионов рублей, скорость роста ключевых показателей замедлилась или замедляется.
Атмосфера: ровный ритм горячего цеха.
Инсайты: Оказывается, я не уникален. Я во многом повторяю путь тысяч других предпринимателей.
Представления предпринимателя о бизнесе и положение дел
Логичным продолжением этой заметки мог бы стать раздел о крупном бизнесе. Но в России о том, что бизнес «крупный», можно говорить не раньше двух-трех миллиардов рублей годового оборота и 500 сотрудников в штате. Я пока не дорос до этого на практике, а теоретизировать не стану.
Дам несколько рекомендаций, что делать, чтобы прокачивать свое предпринимательское сознание и проталкивать свою компанию вперед и вверх.
Тренировать терпение и способность держать удар. В бизнесе, как и в политике, работает сформулированная У. Черчиллем болезненная закономерность: «Успех — это движение от неудачи к неудаче с нарастающим энтузиазмом». Тут помогают спорт и медитации.
Учиться понимать людей (сотрудников, клиентов, партнеров, акционеров): их мотивы, желания, способности, интересы. Находить способы говорить с каждым на его языке. Для этого полезно тренировать эмпатию, в каждой коммуникации задавать себе вопрос: кто этот человек, чего он хочет, что для него важно, как я могу синхронизировать свои и его потребности?
Читать книги и статьи, смотреть лекции и интервью, слушать подкасты:
- Предпринимателей-практиков. Полезно не столько получить информацию, сколько попытаться прочувствовать описываемые кейсы, влезть в шкуру автора, понять, чем он руководствуется в принятии решения, как мыслит, какие навыки и личные качества использует и почему.
- Визионеров, которые представляют различные модели будущего в вашей отрасли, в технологиях, в экономике, в политике. Это расширяет понимание ситуации, увеличивает горизонт планирования и наталкивает на идеи развития.
- Мотиваторов. Тут, конечно, нужно быть очень избирательным. Кругом полно горе-коучей и псевдо-гуру. Однако порой предпринимателю очень нужны психологическая накачка перед прорывом или восстановление после тяжелого этапа.
Хорошая идея — найти себе постоянного коуча или ментора из числа успешных предпринимателей. Если вам это удалось — считай, повезло.
Важно понимать, что по-хорошему обучение предпринимательству никогда не заканчивается. Каждый новый день приносит открытия, уточнения и коррективы к тому, что было известно раньше.