Яндекс. Найдется все?
История о том, как я хотел продать идею Яндексу. ЧАСТЬ 1.
Предисловие
Эта история началась в прекрасную доковидную эпоху. Я работал интернет-маркетологом в «Шоколаднице», и понял, что для офлайн-ресторана у контекста и основных метрик CPM, CPC и CPA есть 2 основные проблемы:
1) тяжело отследить транзакцию в офлайне,
2) CPM, CPC и CPA подходят не всем.
Контекст тяжело отследить
Давайте представим, что у вас более 200 кофеен, вы настроили все виды и форматы контекстной рекламы. Основная цель – транзакция в кофейне. Осталось только отследить результат 😊
Сделать это можно, например, через Wi-Fi – сенсор, промокоды в рекламе, CRM и программу лояльности. Но, во-первых, в любом из решений вы теряете часть данных и у вас неполная картина, вы оцениваете результат по косвенным признакам. Во-вторых, это дорого, особенно сенсоры для более чем 200 офлайновых точек. И, в-третьих, это громоздкие, технически сложно реализуемые методы.
CPM, CPC и CPA подходят не всем
Вы удивитесь, но те способы закупки рекламы в интернете, которые мы сейчас имеем, подходят не всем. Предоставляя медиаплан с такими метриками как CPM, CPC и CPA для бизнеса, у которого цель покупка в офлайне, возникает вопрос — а что с продажами?
Рекламодатели тратят бюджеты за показы и клики, и получается так, что реклама в интернете — это всегда эксперимент. Ты платишь за показ рекламы, который переходит в клик, далее по воронке некоторая часть посетителей переходит в конверсию. И даже заветный CPA, не всегда продажа. Фрод и возврат покупок никто не отменял)
Ок, Яндекс это не только контекст, это огромная экосистема, которая включает ряд решений для продвижения бизнеса. Возьмем самый релевантный формат для кофейни — реклама в геосервисах Ян��екса (карты, навигатор, метро). Метрики, по которым следует оценивать эффективность в этих сервисах:
• клик по номеру телефона (кто-то звонит в кофейню чтобы прийти в нее?);
• построение маршрута до адреса (пользователь не всегда строит маршрут);
• просмотр входов в организацию (ок, а сам он пришел в кофейню?);
• клик по кнопке действия в карточке организации (просмотрел акцию, но купил ли он в итоге?);
• клик по кнопке АКЦИИ, просмотр панорамы, размещенной в карточке организации, все те же просмотры баннеров (CPM) и т. д.
Все это верхнеуровневые метрики воронки, которые косвенно влияют на продажи. И менеджерам Яндекса не легко продавать эти форматы рекламы, а рекламодателям тяжело брать в работу эти форматы. Финальный вопрос от руководства практически всегда — «Как считать продажи?».
Уже на новом месте работы (международная компания, производитель бытовой техники) я получил письмо от рекламного агентства с предложением запустить рекламу в геосервисах с уже известными мне метриками... Руководство отклонило это предложение, и мы перешли к контексту. Круг замкнулся.
Есть решение
В какой-то момент я понял, что нашел решение, и это кое-что новое, чего нет сейчас в digital.
Это новый формат рекламы, который может изменить способ закупки рекламы, решит «боли» рекламодателей, изменит функционал и возможности 10 сервисов Яндекса. Он также способен изменить воронку на сайтах и в приложениях. И самое важное — это тот формат, за который рекламодатели готовы платить и увеличивать свои бюджеты. Я понял, что хочу продать идею Яндексу (или Mail.ru Group и СБЕР).
Но как с подобными идеями выйти на менеджеров компаний? Основная проблема таких коммуникаций — «У меня есть идея, я хочу ее вам продать» — они окружены ореолом городского сумасшедшего.
Что было дальше?
Все знают про концепцию «Elevator Pitch», когда в условиях ограниченного времени (за время поездки в лифте, то есть около тридцати секунд) предпринимателю надо коротко рассказать идею тому, кто в итоге примет решение. Но как быть, когда мы живем в ковидную эпоху, когда нет условного лифта, все менеджеры ушли в глубокую удаленку, а про нетворкинг на конференциях уже все забыли?
С таким предложением трудно не только выйти в прямой контакт с л��дьми из Яндекса, еще труднее описать идею (без конкретики, чтобы сразу не раскрыть карты) через интернет, и главное заинтересовать. Ну что же, я попробовал.
Первый был гуру русскоязычного маркетинга — Себрант Андрей Юлианович (директор по стратегическому маркетингу в Яндексе).
У меня было 2 номера, а также почта Андрея Юлиановича. Не спрашивайте, где я их взял, все равно не расскажу)) Сначала я отправил на почту свое предложение, к сожалению, ответа не было. Новая цифровая этика не позволила мне звонить с предложением. Ну вы понимаете... Потом я пытался связаться по Facebook, но сообщения остались непрочитанными. Последний контакт (как оказалось в будущем нет), был в его телеграм канале «TechSparks» (подписывайтесь, там круто). В описании канала был контакт для вопросов, куда, конечно, я написал. Не знаю это был администратор канала или владелец, но мне ответили! Ответ был такой: «Пожалуйста, обращайтесь в Яндекс по официальным каналам». Я не рассчитывал на ответ, но он меня приятно удивил.
Ну что-же, по совету я обратился в официальный канал Яндекса – «Отдел клиентского сервиса Директ» (тикет Ticket#20101513052958153). Мне ответили: «Благодарим вас за интерес к Яндексу и готовность к сотрудничеству. Перенаправили ваш запрос в нужный отдел, в случае заинтересованности коллеги выйдут на связь». Что значит, мы скорее всего не свяжемся)
А потом я вспомнил слоган «Яндекс. Найдется все». И первое, что пришло в голову, — найти в поиске информацию о том, как продать идею Яндексу. Нашел статью в блоге «Яндекс ищет стартапы» от 2010 года. Но прошло 10 лет, почта yandex@startuppoint.ru уже недоступна…
А дальше я вспомнил про Дудя и его выпуск про Кремниевую долину. Помните того клевого парня из Москвы, который создал приложение для Youtube?
Так вот, Андрей Дороничев стал сооснователем международного русскоязычного IT сообщества «Mesto». В «Mesto» есть 3 основные роли: те, у кого есть идеи/стартапы, те, у кого есть деньги, и те, кто готов помочь с реализацией идеи. В этом сообществе все помогают друг другу. Это невероятная крутая тусовка, и я написал туда.
В блоке с моей идеей между сообщениями, «нет конкретики, сложно оценить идею» и «почему ты решил, что рекламодателем это будет интересно?» один из «местных» скинул контакты менеджера Яндекса, который был в этом сообществе. Это была маленькая победа.
Мы связались друг с другом в чате, но конечно, я не мог описать ей сразу детально всю суть идеи. Она вежливо объяснила, что не отвечает за развитие продуктов, но обязательно попробует найти коллег, которые помогут мне.
Несмотря на то, что я не продвинулся дальше со своей идеей, я получил прописку в «Mesto» и там действительно много крутых идей. Почему там нет посольства Яндекса или Mail Group — не совсем понятно)
А дальше была презентация Яндекса «Yet another Conference on Education», которую по странной случайности снимал мой брат, и ведущим был Себрант Андрей Юлианович. Мой брат сделал с ним селфи, а Андрей Юлианович выложил в Facebook фото, на которой был мой брат.
Брат в кулуарах рассказал Андрею Юлиановичу суть моей проблемы, и он сказал, что Роман Чернин (руководитель геосервисов Яндекса) может помочь мне, и стоит написать ему в Facebook. Я, конечно, написал, но у фейсбука есть одна важная особенность – он фильтрует часть новых сообщений не от друзей в отдельную папку. И мое сообщение не было прочитано.
Да, получился лонгрид. Но, история не закончена, это первая часть. Обязательно будет вторая. В ней я напишу, что было дальше, кто первый связался со мной (и связался ли) из Яндекса, Mail.ru или Сбербанка, моя почта asanoven@yandex.ru .
Я так и не нашел способ, который помог бы мне выйти на презентацию этой идеи.
Главный вопрос этой статьи – как интернет в условиях коронавируса может помочь тем специалистам, у которых есть интересные идеи? Если у вас есть подобный опыт или советы, пишите в комментариях.